Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В разделе 2.6. ФГОС «Социально — коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками [1].
Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования (ФГОС, п 3.1) включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям [5]
Указанные требования направлены на создание образовательной среды, которые гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивает их эмоциональное благополучие. А эти требования возможно выполнить при определенных условиях: через непосредственное общение с ребенком и через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.
Скачать конспект
Вся жизнь ребенка подвержена ежедневным переменам. Дошкольники еще не могут управлять своими переживаниями и эмоциями в отличие от взрослых людей. У них часто меняется настроение. Детей дошкольного возраста легко развеселить, но еще легче и огорчить. Казалось, самая не серьёзная недомолвка между сверстниками может оказаться для ребенка «концом света». Их эмоциональный фон не устойчив и непостоянен.
Таким образом, вопрос гармоничного развития социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста является не только необходимым для образовательного процесса, но и залогом развития ребенка в этом возрасте как личности.
Цели, стоящие перед педагогами в работе над развитием социального и эмоционального интеллектов следующие:
- Познакомить детей с разными эмоциями
- Способствовать развитию коммуникативной компетентности детей.
- Способствовать снижению проявления у детей дошкольного возраста ссор.
- Формировать навык умения дошкольников сотрудничать друг с другом, согласованно действовать в играх;
- Формировать навык у детей бесконфликтному общению;
- Научить детей распознавать эмоциональное состояние сверстников.
- способности ориентироваться в человеческих отношениях
- Формировать умение детей согласовывать собственное поведение с поведением других детей;
- Развивать умение видеть сверстника, обращать на него внимание, сопереживать другим детям;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу;
Понятие «социальный интеллект» — относительно новое направление в социальной психологии, понятие находится в процессе развития и восприятия. Социальный интеллект включает в себя развитие личности в их способности понять себя, свое поведение и поведение других, построить полезное взаимодействие и достижения своих целей.
Актуальность исследования развития социального интеллекта в дошкольном возрасте определяется недостаточным знанием этой проблемы в психологической литературе и ее несомненной социальной значимостью. Проблемой развития социального интеллекта в свое время занимались такие ученые, как Торндайк., Г. Олпорт, Н. Кантора и М. Салливан Гилфорд, представители национальной психологии: М.И. Бобнева, Геранюшкина О.П., О.Б. Чеснакова, Е.В. Субботский и т.д.
В подсистему социального интеллекта входит эмоциональный интеллект.
Понятие введено в научный обиход П. Саловеем и Дж. Майером, которые и разработали первую модель эмоционального интеллекта. В рамках модели способностей выделяются следующие иерархически организованные способности, составляющие эмоциональный интеллект:
- восприятие и выражение эмоций
- повышение эффективности мышления с помощью эмоций
- понимание своих и чужих эмоций
- управление эмоциями.
Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей среднего дошкольного возраста реализуется с использованием многих современных технологий. Наиболее эффективной является образовательная технология проектной деятельности.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проект — это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной деятельности по достижению намеченных целей. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое [4].
В процессе использования проектной деятельности выявляются интересы ребенка, развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для развития компонентов социального и эмоционального интеллектов технология проектной деятельности является эффективным методом формирования данных систем.
Наблюдая за детьми среднего дошкольного возраста было выявлено, что дети не умеют распознавать эмоции сверстников, не задумываются об эмоциональном состоянии дошкольников. Чаще всего возникают межличностные разногласия, конфликты. Дошкольники не умеют согласовывать своё поведение с поведением сверстников.
Тематика проектов по развитию социального и эмоционального интеллектов может быть разной «Я и мои друзья», «Эмоции моих друзей», «Я и моё окружении», «Дружба не кончается».
Социальный интеллект Эмоциональный интеллект
Проект «Дружба начинается с улыбки» Проект «Наши эмоции»
Сплотить детский коллектив.
Познакомились детей среднего дошкольного возраста с разными эмоциями.
При реализации проектов на развитии социального и эмоционального интеллектов необходимо осуществить подбор методической литературы, пополнять книжный уголок художественной литературой на тему дружеских отношений, дружеских отношений друг к другу, взаимопомощи, уважения. Вести подбор наглядного материала.
Педагогам необходимо проводить с детьми среднего дошкольного возраста музыкальные минутки по прослушиванию композиций на тему добра и дружбы. Игры «Я и моё имя», «Злость», «Мир эмоций», «Дружба зверей» способствуют формирования знаний о том, что у каждого человека есть имя, которое отличается от других, формировать позитивное отношение к сверстникам, вызывать у детей желание правильно обращаться друг с другом, развивать навыки социального поведения, формировать позитивное отношение к сверстникам, развивать способность к эмпатии. Обращаться к русской народной литературе.
Для развития социального интеллекта необходимо проводить совместную творческую деятельность для детей: совместные работы, выставки, мероприятия.
Необходимым условием развития социального интеллекта является взаимодействие с родителями. Непосредственное влияние на развитие влияет стиль семейного воспитания. Необходимо проводить консультации с родителями на тему «Эмоциональное благополучие в семье».
Предметно-развивающая среда в группе должны быть оснащена, дидактическими и наглядными материалами. Игры с дидактической направленностью позволяют познакомить детей с разными эмоциями, вызвать желание узнать о них больше. Познакомить об отношениях человека с человеком.
Таким образом, развитие социально и эмоционального интеллектов играет большую роль в психологическом развитии детей среднего дошкольного возраста. Чем раньше педагоги ДОО начнут планировать работу над формированием данных интеллектов, тем раньше они сформируют у дошкольников правильное восприятие социальных отношений между сверстниками и взрослыми людьми. Начнут правильно строить межличностное бесконфликтное общение и распознавать эмоции другого человека. Детям будет легче адаптироваться к окружающей среде и принять окружающую действительность.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М., 2013. – 49 с.
- Уитмор Д. Коучинг высокой эффективности. М.: Изд. межд. акад. корпорат. упр. и бизнеса, 2005 г. 168 стр
|