Калмакова Юлия Андреевна. Формирование компонентов социального и эмоционального интеллектов в среднем дошкольном возрасте методом проектов.

Формирование компонентов социального и эмоционального интеллектов в среднем дошкольном возрасте методом проектов.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В разделе 2.6. ФГОС «Социально — коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками [1].

Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования (ФГОС, п 3.1) включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям [5]

Указанные требования направлены на создание образовательной среды, которые гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивает их эмоциональное благополучие. А эти требования возможно выполнить при определенных условиях: через непосредственное общение с ребенком и через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

 

Скачать конспект

Вся жизнь ребенка подвержена ежедневным переменам. Дошкольники еще не могут управлять своими переживаниями и эмоциями в отличие от взрослых людей. У них часто меняется настроение. Детей дошкольного возраста легко развеселить, но еще легче и огорчить. Казалось, самая не серьёзная недомолвка между сверстниками может оказаться для ребенка «концом света». Их эмоциональный фон не устойчив и непостоянен.

Таким образом, вопрос гармоничного развития социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста является не только необходимым для образовательного процесса, но и залогом развития ребенка в этом возрасте как личности.

Цели, стоящие перед педагогами в работе над развитием социального и эмоционального интеллектов следующие:

  • Познакомить детей с разными эмоциями
  • Способствовать развитию коммуникативной компетентности детей.
  • Способствовать снижению проявления у детей дошкольного возраста ссор.
  • Формировать навык умения дошкольников сотрудничать друг с другом, согласованно действовать в играх;
  • Формировать навык у детей бесконфликтному общению;
  • Научить детей распознавать эмоциональное состояние сверстников.
  • способности ориентироваться в человеческих отношениях
  • Формировать умение детей согласовывать собственное поведение с поведением других детей;
  • Развивать умение видеть сверстника, обращать на него внимание, сопереживать другим детям;
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу;

Понятие «социальный интеллект» — относительно новое направление в социальной психологии, понятие находится в процессе развития и восприятия. Социальный интеллект включает в себя развитие личности в их способности понять себя, свое поведение и поведение других, построить полезное взаимодействие и достижения своих целей.

Актуальность исследования развития социального интеллекта в дошкольном возрасте определяется недостаточным знанием этой проблемы в психологической литературе и ее несомненной социальной значимостью. Проблемой развития социального интеллекта в свое время занимались такие ученые, как Торндайк., Г. Олпорт, Н. Кантора и М. Салливан Гилфорд, представители национальной психологии: М.И. Бобнева, Геранюшкина О.П., О.Б. Чеснакова, Е.В. Субботский и т.д.

В подсистему социального интеллекта входит эмоциональный интеллект.

Понятие введено в научный обиход П. Саловеем и Дж. Майером, которые и разработали первую модель эмоционального интеллекта. В рамках модели способностей выделяются следующие иерархически организованные способности, составляющие эмоциональный интеллект:

  • восприятие и выражение эмоций
  • повышение эффективности мышления с помощью эмоций
  • понимание своих и чужих эмоций

- управление эмоциями.

Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей среднего дошкольного возраста реализуется с использованием многих современных технологий. Наиболее эффективной является образовательная технология проектной деятельности.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проект — это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной деятельности по достижению намеченных целей. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое [4].

В процессе использования проектной деятельности выявляются интересы ребенка, развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для развития компонентов социального и эмоционального интеллектов технология проектной деятельности является эффективным методом формирования данных систем.

Наблюдая за детьми среднего дошкольного возраста было выявлено, что дети не умеют распознавать эмоции сверстников, не задумываются об эмоциональном состоянии дошкольников. Чаще всего возникают межличностные разногласия, конфликты. Дошкольники не умеют согласовывать своё поведение с поведением сверстников.

Тематика проектов по развитию социального и эмоционального интеллектов может быть разной «Я и мои друзья», «Эмоции моих друзей», «Я и моё окружении», «Дружба не кончается».

Социальный интеллект Эмоциональный интеллект

Проект «Дружба начинается с улыбки» Проект «Наши эмоции»

Сплотить детский коллектив.

Познакомились детей среднего дошкольного возраста с разными эмоциями.

При реализации проектов на развитии социального и эмоционального интеллектов необходимо осуществить подбор методической литературы, пополнять книжный уголок художественной литературой на тему дружеских отношений, дружеских отношений друг к другу, взаимопомощи, уважения. Вести подбор наглядного материала.

Педагогам необходимо проводить с детьми среднего дошкольного возраста музыкальные минутки по прослушиванию композиций на тему добра и дружбы. Игры «Я и моё имя», «Злость», «Мир эмоций», «Дружба зверей» способствуют формирования знаний о том, что у каждого человека есть имя, которое отличается от других, формировать позитивное отношение к сверстникам, вызывать у детей желание правильно обращаться друг с другом, развивать навыки социального поведения, формировать позитивное отношение к сверстникам, развивать способность к эмпатии. Обращаться к русской народной литературе.

Для развития социального интеллекта необходимо проводить совместную творческую деятельность для детей: совместные работы, выставки, мероприятия.

Необходимым условием развития социального интеллекта является взаимодействие с родителями. Непосредственное влияние на развитие влияет стиль семейного воспитания. Необходимо проводить консультации с родителями на тему «Эмоциональное благополучие в семье».

Предметно-развивающая среда в группе должны быть оснащена, дидактическими и наглядными материалами. Игры с дидактической направленностью позволяют познакомить детей с разными эмоциями, вызвать желание узнать о них больше. Познакомить об отношениях человека с человеком.

Таким образом, развитие социально и эмоционального интеллектов играет большую роль в психологическом развитии детей среднего дошкольного возраста. Чем раньше педагоги ДОО начнут планировать работу над формированием данных интеллектов, тем раньше они сформируют у дошкольников правильное восприятие социальных отношений между сверстниками и взрослыми людьми. Начнут правильно строить межличностное бесконфликтное общение и распознавать эмоции другого человека. Детям будет легче адаптироваться к окружающей среде и принять окружающую действительность.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М., 2013. – 49 с.
  2. Уитмор Д. Коучинг высокой эффективности. М.: Изд. межд. акад. корпорат. упр. и бизнеса, 2005 г. 168 стр
Просмотров: 472
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Мищенко И. В. Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкально-творческой деятельности для успешной социализации и индивидуализации личностных качеств.
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Додонова Наталья Сергеевна. Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста как условие их успешной социализации
  • Пиксайкина Ирина Владимировна. РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Главный Редактор. Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области 'Музыка' в соответствии с требованиями ФГТ
  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • Соколова Ольга Геннадьевна. Формирование социального поведения у детей раннего дошкольного возраста.
  • Новичкова Анна Михайловна. Консультация для родителей на тему: «Роль семьи в формировании эмоционального интеллекта ребенка»
  • Пузанова Светлана Николаевна. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Рогова Наталья Николаевна. Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.
  • Дубкова Татьяна Ивановна. Развитие эмоционального интеллекта и лидерства
  • Сачкова Татьяна Михайловна. Конспект совместной деятельности в рамках социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО Квест — игра «Путешествие за секретами здоровья»
  • Аккуратнова Ирина Васильевна. Необходимые условия для социально-эмоционального развития детей в детском саду.
  • Свистункова Елена Павловна. Конспект совместной деятельности в рамках социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО «Мастера и мастерицы»
  • Шерстнева Светлана Викторовна. Конспект совместной деятельности в рамках социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО «По страницам красной книги»
  • Просвирнина Алла Владимировна. Конспект совместной деятельности в рамках социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО сюжетно-ролевая игра
  • Баданина Елена Леонидовна. Как и зачем развивать социально – эмоциональный интеллект у ребенка?
  • Гуменяк Ирина Борисовна. Статья на тему: «Формирование у детей умения и навыков безопасного поведения в условиях совместного социального пространства»
  • Гусенова Раъно Хусаиновна. Уровни восприятия поэтических произведений для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
  • Авдеенко Наталья Борисовна. Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме «Квиллинг как средство творческого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Первякова Елена Владимировна. «Я и мое настроение». Тренинг для развития эмоций у детей старшего дошкольного возраста.
  • Насырова Светлана Анатольевна. Методическая разработка интегрированного занятия по психокоррекции эмоционального развития старших дошкольников на тему «Путешествие в страну эмоций»
  • Рассказова Елена Николаевна. Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры
  • Кузнецова Анна Алексеевна. Проблемы реализации ФГОС по основным направлениям развития образование детей дошкольного возраста
  • Каликина Ирина Юрьевна. Развивающая предметно-пространственная среда в эффективной реализации образовательной области ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
  • Оксана Руденская. Роль «Недели семьи» в обеспечении социального партнерства дошкольного учреждения с родителями
  • Авакян Лариса Васильевна. Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО
  • Мельник Екатерина Юрьевна. Ландшафтный дизайн детской площадки как возможность формирования эмоционального развития ребенка
  • Грачева Анжела Олеговна. Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Книжка — малышка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
  • Шумакова Галина. Педагогический совет «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь