- Федорова Елена Владимировна
- Тахтаракова Екатерина Сергеевна
Воспитатели МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино» с. Белый Яр, Алтайский район, Республика Хакасия
Каждый человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Стоит отметить, что высокий уровень социально-коммуникативной компетентности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость развития социально-коммуникативных умений с самого раннего детства.
На сегодняшний день современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования и развития социально-коммуникативных умений и навыков в развитии ребенка дошкольного возраста. В ряде исследований отмечается, что социально-коммуникативные умения и навыки способствуют психическому развитию дошкольников (А. В. Запорожец, М.И. Лиcина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень их деятельности (З. М. Богуславская, Д.Б. Элькoнин).
Значение cформированности социально-коммуникативных умений и навыков становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М. И. Лиcина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Шулешко), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие социально-коммуникативной компетентности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
Современные педагогические технологии направлены на обеспечение такого уровня развития ребенка, который помог бы ему осознать себя субъектом деятельности, ощутить чувство психологической защищенности. В психолого-педагогических исследованиях доказывается, что это во многом определяется содержанием и характером общения с воспитателем, родителями, отношениями со сверстниками, деятельностью и достижением успеха в ней, культурой общения.
Социально-коммуникативная компетентность – это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере общения.
К компонентам социально-коммуникативной компетентности относятся:
- умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем
- умение получать необходимую информацию в общении
- умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам
- умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками
- умение спокойно отстаивать свое мнение
- умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей
- умение принимать участие в коллективных делах
- умение уважительно относиться к окружающим людям
- умение принимать и оказывать помощь
- умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития общения, которое обеспечивается при условии целенаправленного развития социально-коммуникативных умений.
На современном этапе исследователи предлагают различные способы развития социально-коммуникативной компетентности детей в условиях организованной образовательной деятельности ДОУ.
Н.А. Короткова раскрывает такие способы, как использование различных видов детской деятельности и мотивация с использованием детской художественной литературы.
А.Е. Дмитриева предлагает включение детей в выполнение совместных игровых заданий по овладению социально-коммуникативными умениями, совершенствование у детей усвоенных коммуникативных умений и навыков в их творческой деятельности.
М.Г. Ермолаева предлагает проведение игровых ситуаций с использованием моделей социального поведения в конфликтных, стрессовых, сложных ситуациях на основе перехода от репродуктивных к творческим методам, от более простых, близких детям ситуаций к сложным, требующим детального анализа.
Методы и средства развития социально-коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста могут быть различными.
В МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино» активно используется проектная деятельность, как новый виток развития социально-коммуникативных умений детей в условиях более высоких технологий, которых не было ранее. В настоящее время у детей практически неограниченные возможности в получении информации из областей культуры и науки. Использование метода проектов предполагает определение и обоснование принципов воспитания дошкольников на основе личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и детей.
Также в условиях организованной образовательной деятельности нашего детского сада широко используются сюжетно-ролевой игры. Содержание сюжетно-ролевых игр носит коммуникативный характер и направлено на развитие социально-коммуникативных умений детей ( «Дружная семья», «Знакомство», «Посещаем магазин», «Охота на тигров» и т.д.).
Развивать социально-коммуникативные умения и навыки у детей дошкольного возраста целесообразно также на занятиях по дополнительному образованию, используя изготовление игрушки. В ходе занятий дети изготавливают тот или иной предмет, реализуют свою потребность в совместном взаимодействии, общении со сверстниками, свою потребность в продуктивных видах деятельности.
Развитие социально-коммуникативных умений и навыков также осуществляется в совместной взросло-детской деятельности как наиболее доступной модели внеситуативного общения. В качестве основных форм организации данной деятельности используются кружковые занятия и дидактические игры социально-коммуникативного содержания, рассматриваемые как средство формирования умений.
Эффективными в развитии социально-коммуникативной компетентности детей являются этические беседы, мозговой штурм, спортивные соревнования между командными группами детей, игровые приемы, направленные на развитие речи и общение и др.
Также в МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино» в каждой группе создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая единство социальных и предметных средств и функционально моделирующая содержание формируемых коммуникативных умений детей в различных видах детской деятельности (предметы и аксессуары для сюжетно-ролевых игр, литература, оборудование, оформление и дизайн тематических уголков и т.д.).
Итак, на современном этапе дошкольного образования актуальным является развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в условиях организованной образовательной деятельности ДОУ. Признание самоценности дошкольного возраста и отношение к нему как уникальному периоду развития личности определяет задачу расширения возможностей каждого ребенка для компетентного выбора своего жизненного пути, который будет определяться личностной ориентированностью на другого человека, осведомленностью в правилах осуществления общения, социальной активностью и коммуникабельностью.
|