Федорова Елена Владимировна, Тахтаракова Екатерина Сергеевна. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ

  • Федорова Елена Владимировна
  • Тахтаракова Екатерина Сергеевна

Воспитатели МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино» с. Белый Яр, Алтайский район, Республика Хакасия

Каждый человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Стоит отметить, что высокий уровень социально-коммуникативной компетентности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость развития социально-коммуникативных умений с самого раннего детства.

 

На сегодняшний день современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования и развития социально-коммуникативных умений и навыков в развитии ребенка дошкольного возраста. В ряде исследований отмечается, что социально-коммуникативные умения и навыки способствуют психическому развитию дошкольников (А. В. Запорожец, М.И. Лиcина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень их деятельности (З. М. Богуславская, Д.Б. Элькoнин).

Значение cформированности социально-коммуникативных умений и навыков становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М. И. Лиcина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Шулешко), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие социально-коммуникативной компетентности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.

Современные педагогические технологии направлены на обеспечение такого уровня развития ребенка, который помог бы ему осознать себя субъектом деятельности, ощутить чувство психологической защищенности. В психолого-педагогических исследованиях доказывается, что это во многом определяется содержанием и характером общения с воспитателем, родителями, отношениями со сверстниками, деятельностью и достижением успеха в ней, культурой общения.

Социально-коммуникативная компетентность – это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере общения.

К компонентам социально-коммуникативной компетентности относятся:

  • умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем
  • умение получать необходимую информацию в общении
  • умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам
  • умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками
  • умение спокойно отстаивать свое мнение
  • умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей
  • умение принимать участие в коллективных делах
  • умение уважительно относиться к окружающим людям
  • умение принимать и оказывать помощь

- умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития общения, которое обеспечивается при условии целенаправленного развития социально-коммуникативных умений.

На современном этапе исследователи предлагают различные способы развития социально-коммуникативной компетентности детей в условиях организованной образовательной деятельности ДОУ.

Н.А. Короткова раскрывает такие способы, как использование различных видов детской деятельности и мотивация с использованием детской художественной литературы.

А.Е. Дмитриева предлагает включение детей в выполнение совместных игровых заданий по овладению социально-коммуникативными умениями, совершенствование у детей усвоенных коммуникативных умений и навыков в их творческой деятельности.

М.Г. Ермолаева предлагает проведение игровых ситуаций с использованием моделей социального поведения в конфликтных, стрессовых, сложных ситуациях на основе перехода от репродуктивных к творческим методам, от более простых, близких детям ситуаций к сложным, требующим детального анализа.

Методы и средства развития социально-коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста могут быть различными.

В МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино» активно используется проектная деятельность, как новый виток развития социально-коммуникативных умений детей в условиях более высоких технологий, которых не было ранее. В настоящее время у детей практически неограниченные возможности в получении информации из областей культуры и науки. Использование метода проектов предполагает определение и обоснование принципов воспитания дошкольников на основе личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и детей.

Также в условиях организованной образовательной деятельности нашего детского сада широко используются сюжетно-ролевой игры. Содержание сюжетно-ролевых игр носит коммуникативный характер и направлено на развитие социально-коммуникативных умений детей ( «Дружная семья», «Знакомство», «Посещаем магазин», «Охота на тигров» и т.д.).

Развивать социально-коммуникативные умения и навыки у детей дошкольного возраста целесообразно также на занятиях по дополнительному образованию, используя изготовление игрушки. В ходе занятий дети изготавливают тот или иной предмет, реализуют свою потребность в совместном взаимодействии, общении со сверстниками, свою потребность в продуктивных видах деятельности.

Развитие социально-коммуникативных умений и навыков также осуществляется в совместной взросло-детской деятельности как наиболее доступной модели внеситуативного общения. В качестве основных форм организации данной деятельности используются кружковые занятия и дидактические игры социально-коммуникативного содержания, рассматриваемые как средство формирования умений.

Эффективными в развитии социально-коммуникативной компетентности детей являются этические беседы, мозговой штурм, спортивные соревнования между командными группами детей, игровые приемы, направленные на развитие речи и общение и др.

Также в МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино» в каждой группе создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая единство социальных и предметных средств и функционально моделирующая содержание формируемых коммуникативных умений детей в различных видах детской деятельности (предметы и аксессуары для сюжетно-ролевых игр, литература, оборудование, оформление и дизайн тематических уголков и т.д.).

Итак, на современном этапе дошкольного образования актуальным является развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в условиях организованной образовательной деятельности ДОУ. Признание самоценности дошкольного возраста и отношение к нему как уникальному периоду развития личности определяет задачу расширения возможностей каждого ребенка для компетентного выбора своего жизненного пути, который будет определяться личностной ориентированностью на другого человека, осведомленностью в правилах осуществления общения, социальной активностью и коммуникабельностью.

Просмотров: 466
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Дьяченко Екатерина Геннадьевна, Мурзина Надежда Фаритовна. Развитие индивидуальных социально-коммуникативных умений и творческих способностей у детей в период с 3 до 7 лет в условия ФГОС
  • Матвеева Оксана Сергеевна. Методики реализации социально-коммуникативной компетентности в условиях комбинированных групп у детей с задержкой психического развития
  • Акишева Асия Санатбековна. «Песочная терапия как средство развития социально – коммуникативных навыков у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
  • Чепикова Виктория Николаевна. Родительский клуб по теме: «Формирование социально-коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста посредством клубной работы».
  • Натейкина Марина Александровна Потапова Светлана Александровна. Статья на тему: «Социально-психологическая адаптация как средство развития коммуникативной компетентности старших дошкольников»
  • Мартыненкова Инна Васильевна. Влияние и значимость сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений и социальных навыков старших дошкольников
  • Бражникова Линара Барыевна. Актуальность использования театрализованных игр как средств развития коммуникативных умений у детей.
  • Абдулкадырова Курасхан Хайруллаевна. Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  • Михеева Екатерина Александровна. «Использование социо — игровой технологии в формировании социально — коммуникативных навыков дошкольников»
  • Костычева Ирина Сергеевна. Доклад для педагогов на тему «Игра как механизм социализации, в рамках социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Позднякова Ирина Владимировна. «Технологии социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Грачева Татьяна Михайловна. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭЛЕМЕНТАРНО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • Пронина Альбина Альбертовна. «Развитие коммуникативных умений у дошкольников через организацию театрализованной деятельности»
  • Морозова Карина Анатольевна. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
  • Мишагина Надежда Михайловна. Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста при использовании средств приобщения детей к социальной действительности.
  • Инговатова Елена Ювенальевна. «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Феномен детской субкультуры».
  • Мальцева Виктория Викторовна. «Формирование умений и навыков поисково-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи»
  • Тазетдинова Ирина Яткаровна. Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в области художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития на тему: «ОБЖ изучай, во дворе без опаски гуляй»
  • Абдуразакова Бурлият Руслановна. Конспект непосредственно образовательной деятельности социально-коммуникативной направленности по ПБ «Мы пожарные»
  • Дьяченко Елена Николаевна. Консультация 'Игра, как средство социально- коммуникативного развития ребенка'
  • Рамазанова Ольга Борисовна. КОНСПЕКТ совместной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Машуля-чистюля» для детей младшего дошкольного возраста с использованием игровой технологии
  • Кравченко Татьяна Викторовна. Мастер-класс: Особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
  • Кашапова Елена Михайловна. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности
  • Ерсонина Елена Николаевна. СБОРНИК ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Птушко Елена Александровна. Формирование среды для социально-личностного развития старших дошкольников в трудовой деятельности
  • Мария Мазурик. Педагогическое проектирование как форма социально-личностного развития ребенка
  • Плехова Яна Александровна. Дидактическое пособие для развития социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Петрушка»
  • Кузнецова Надежда Юрьевна. Конспект социально — коммуникативной деятельности в подготовительной группе «Перелётные птицы»
  • Светлана Викторовна Смирнова. Программа «Пойми себя» Эмоционально-личностное и речевое развитие младших школьников с задержкой психического развития, длительное время пребывавших в условиях социально-психологической депривации
  • Желтикова Людмила Викторовна. Использование воспитателем технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка с целью развития его эмоциональной устойчивости



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь