Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 2
муниципального образования Каневской район
подготовила: воспитатель Кононенко Лидия Павловна Ст. Каневская 2015 год
Скачать конспект
Программные задачи:
- Воспитывать у детей любовь к своей малой Родине – Кубани.
- Расширять представление детей о быте, об укладе жизни кубанских казаков, продолжать знакомить с миром предметов, используемых в быту в старые времена. Учить называть их функции и назначение.
- Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Интеграция с образовательными областями:
"Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие», «Речевое развитие».
Задачи образовательных областей:
- Обогащать словарь детей словами: коромысло, чугунок, ухват, рушник, уклад жизни, мудрость, кривить душой, гостинец.
- Активизировать в речи детей слова: щедрость, бережливость, трудолюбие, аккуратность, наблюдательность, вежливость, гостеприимство, смелость, честность, доброта, уважение, приветливость, вольнолюбие, независимость, гордость;
- Через здоровье сберегающие технологии укреплять физическое здоровье детей, формировать нравственно-волевые качества, знакомить детей с кубанскими подвижными играми, в которые играли маленькие казачата, вызывать желание принимать в них участие;
- Развивать интерес к истокам народного творчества, прививать интереса к изготовлению обереговых, обрядовых и игровых кукол;
- Приобщать к музыкальному искусству, воспитывать любовь к музыкальной культуре казаков, донести до детей красоту казачьей песни.
Предварительная работа: цикл организованной образовательной деятельности в мини-музее, изготовление кукол.
Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видеоматериал), практический метод.
Оборудование:
- мини-музей «Кубанское подворье»
- аудио запись кубанских лирических песен
- костюмы для детей и педагога (сарафаны, рубахи,) по количеству участников
- Для изготовления куколки потребуются:
- одинаковые квадраты белой и чёрной ткани по 1 штуке каждого цвета размером примерно 12х12 см. (Как вариант можно подобрать светло-голубой и тёмно-синий цвет, нежно фиолетовый и тёмно-фиолетовый и т.п.).
- небольшие кусочки ваты,
- красная нить,
- тесьма или шнурок для подвешивания куколки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, нас сегодня приглашает в гости тетя Казачка.
Казачка: (. Воспитатель в костюме казачки):
Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим
Приглашаю вас ко мне на кубанское подворье, погостить, помочь, продолжить нашу работу по изготовлению куклы. Дорогу покажет наш волшебный клубочек.
Воспитатель: Вот он клубочек. Дети, принимаем приглашение?
Дети: (Ответ детей)
Воспитатель:
Ты катись, катись, клубок, С овражка на мосток. Только сильно не спеши, Путь-дорожку укажи.
(Клубочек катится, а дети идут следом за ним. Попадают на кубанское подворье.)
2. Основная часть.
Казачка:
Здравствуйте, гости дорогие: красны девицы и добры молодцы!!! Рада видеть вас на своем подворье.
Дети: Мы пришли к вам с просьбой – научить нас делать оберег для дома.
Казачка. Научить то научу, но сначала хочу узнать, что вы знаете о Кубани. Вы уже много знаете о быте и традициях Кубани. Вы знаете много новых слов. Давайте их вспомним. Я буду вам описывать предмет, а вы должны будете назвать мне его, найти у меня в хате и показать.
-Дом, в котором жили наши предки (хата)
-Это глиняный предмет, в котором молоко долго не прокисает (глэчик)
-С помощью этих двух деревянных предметов одежда казаков всегда была выглажена (рубель и каталка)
-В чем замешивали тесто? (в макитре)
-Воду приносили из … (колодца)
-Ведра носили на… (коромысле)
-Вкусный чай пили из … (самовара)
-В этом предмете готовили вкусную кашу и он был очень тяжелый? (чугун)
- Чтобы поставить чугунок в горячую печь или достать из печи, пользовались чем? (Ухватом)
-А с помощью этого предмета и хлеба встречают гостей (рушник)
Казачка. Сегодня мы познакомимся с новым предметом в хате.
Прячет бабушка там вещи сапоги, кафтан, сюртук... Вы мне дружно все скажите, Этот шкаф зовут... (сундук)
Казачка: Ребята, а это сундук (в хате в углу стоит сундук, дети подходят к нему). Посмотрите, сундук закрыт ключом. Вот сундук, так сундук, диво – дивное, наверное, в таких сундуках только и хранить, что несметные сокровища, которыми за удаль и за честность награждают героев в сказках.
Ребята кто из вас знает, что за предмет сундук, и для чего он нужен? (высказывания детей)
Казачка: Наши бабушки хранили в сундуках свои наряды, украшения. Как вы думаете, что же в этом сундуке хранится?
Поисковая ситуация "Что может находиться в сундучке?" (высказывания детей).
Казачка: Мы с вами поиграем в игру
Игровая ситуация: "Подбери и примерь костюмы". Воспитатель предлагает детям примерить кубанские костюмы.
Воспитатель поочередно достает из сундука одежду для детей: сарафаны для девочек, косоворотки для мальчиков. (Дети одевают кубанские костюмы)
Казачка: Гарны хлопчики та и девчатки, веселые. Давайте вспомним и поиграем в кубанскую игру.
Игра «Иголка, нитка и узелок».
Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».
Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.
Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.
Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.
Казачка достает из сундука корзинку
Казачка: Вот и наша корзина с лоскутами. Теперь вы знаете, что я храню в сундуке материал для наших с вами поделок. Рассаживайтесь на лавке, будем крутить куклу — оберег.
3. Практическая работа.
Поэтапное изготовление куклы-оберега «День-ночь»
Казачка: Помните, такую куклу нужно сделать без ножниц и иголки, по- старинному это называлось «свертеть» «скрутить». Мы с вами крутили кукол. Каких?
Дети. «Пеленашку». «Колокольчик».
Казачка: А сегодня изготовим куклу оберег «День – ночь».
(Форма работы совместно – индивидуальная, по схеме)
Во время самостоятельной работы звучат кубанские лирические песни.
Пояснение во время работы:
Куклы «День и Ночь» — куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью — темную. Куколка «День» — молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она — хозяйка дня и следит, чтобы в будни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Куколка следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно. Куколка «Ночь» — мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь — волшебница. Она меняет и вещи, и людей. Она несет другой мир. Ночью все таинственно. Все привычное без солнечного света становится неузнаваемым. И люди становятся другие. Более откровенные, открытые. Самые душевные разговоры за полночь затягиваются. Но главное, ночью люди спят. Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил.
4. Анализ и оценка занятия.
Казачка: Молодцы, какие красивые куколки-обереги у вас получились!
Давайте подарим друг другу кукол со словами-пожеланиями. Вспомним, для чего изготавливали эти куклы, что нужно желать при дарении куклы. (Здоровья, счастья, благополучия, добра.) Куклу нужно дарить от чистого сердца, только тогда она принесет удачу, станет настоящим оберегом.
Воспитатель: Я свою куклу хочу подарить Арише. Ариша, я тебе дарю куклу-оберег, что бы она оберегала твой дом в Украине и что бы там наступил мир.
Дети дарят друг другу кукол с искренними пожеланиями.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
рис. 1 рис. 2
Положите вату в середину квадратиков (рис. 1). Аккуратно сформируйте голову и завяжите красной нитью (рис. 2).
рис. 3 рис. 4
Сформируйте тело куклам так же, как делается основа (рис. 3). Сложите полученные куколки вместе, затылок к затылку (рис. 4).
рис. 5 рис. 6
Обмотайте красной нитью в местах обмотки ткани (рис. 5). Привяжите к шее тесьму или шнурок, и можно повесить куколку в любое удобное место (рис. 6).
Список использованной литература:
- Бондарева Н.А. «Казачий костюм юга России», Армавир. 2004
- Васнева А.Г. «Знай и люби свой край». Краснодар, 2002
- Маркова В.А., Данилина Л.М., Прасолова З.Г. «Воспитание у дошкольников любви к малой родине». Краснодар, 2007
- Мирук М.В. «Введение в историю Кубани». Краснодар, 2004
- Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М.: Издательский центр “Академия”, 19
- "Традиционная тряпичная кукла" Шайдурова Нелли Владимировна Издательство: Детство-Пресс, 2011 г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
|