Цель: Создать условия для приобщения детей дошкольного возраста элементам культуры и традиций татарского народа.
Развивающие задачи:
- Развивать умение внимательно слушать, сравнивать, отвечать на вопросы.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
- Способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию словаря.
- Способствовать развитию мелкой моторики, творческого воображения.
Образовательные задачи:
- Обобщать и закреплять знания детей о традициях, обычаях, праздниках татарского народа.
- Продолжать формировать культуру межличностного взаимодействия детей разных национальностей в группе.
- Закрепить представление о родном крае.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать уважение к традициям и обычаем татарского народа.
- Воспитывать толерантность, чувство уважения к сверстникам.
Интеграция областей:
- «Познавательное развитие»,
- «Социально – коммуникативное развитие»,
- «Речевое развитие»
- «Физическое развитие»
- «Художественно — эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, социально- коммуникативная, художественная, исследовательская.
Оборудование: костюмы русской и татарской национальностей, татарское блюдо, материал для аппликации.
Предварительная работа:
- Знакомство с татарским национальным костюмом и орнаментом
- Рассматривание иллюстраций, беседа о праздниках и блюдах,.
- Чтение народных сказок
- Обогащение предметно- пространственной среды «Кукла в татарском костюме», сказки, пословицы.
- Слушание музыки, знакомство с элементами танца.
Словарная работа: Здравствуйте – исанмесез; Навруз, калфак – кокошник; сапоги- ичиги; камзол; Мама – Ани, рахим ит, рахмат.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, какое время года?
Какие праздники бывают весной?
(8 марта – праздник Мам, Праздник птиц «Жаворонки», Праздник Навруз –новый год у некоторых народов.)
Воспитатель:
Да, этот праздник Навруз отмечают: татары, башкиры, казахи, узбеки. Праздник Навруз отмечает тогда когда просыпается природа, и весна наступает на всей планете.
-Вы хотите пойти на этот праздник?
Но у нас к празднику ничего нет: как же быть?
Я вспомнила: бабушка Тимура, Фирюза апа, отправила нам сундук. И я думаю, что мы найдем интересное в сундуке.
А где же сундук? Зинаида Борисовна вы не видели сундук?
Нам не ни кто не привез?
(Слышится тихая татарская музыка, а потом громче.)
Воспитатель: Ребята вы слышите музыку?
Вы музыку узнали? Какая эта музыка?
(ответы детей)
(Дети идут в музыкальный зал на звук музыки)
Воспитатель: Галина Александровна, мы услышали музыку и пришли к вам. Просим Вас помощь. Бабушка Тимура Фирюза апа, отправила нам сундук, на праздник Навруз, куда доставили найти не можем.
Вы не видели сундук?
Г.А.: Конечно видела, вчера нам доставили. Вот он.
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый, необычный, загадочный сундук?
-Рассмотрите, какие здесь узоры (Сундук украшен узорами в виде листьев, тюльпана, веточек).
- Какой национальности орнамент на сундуке?
Воспитатель: Мне, кажется, сундук этот не простой.
Можно я открою. Не открывается.
-Ребята, может нам попросить ласково?
Ирина, как ты попросишь?
-Нет, не открывается. Сундук же от бабушки Тимура Фирюзы, тогда попросить надо ласково по — татарский?
«Рахим ит» сундук откройся.
(Дети повторяют: «Рахим ит».)
Сундук открывается.
В: Ребята, посмотрите, какие тут красивые костюмы!
Доставайте их, повесим их и рассмотрим.
Вам наряды нравятся?
Вот так бабушка Тимура, какие красивые наряды к празднику Навруз положила в сундук.
-Ребята эти наряды похожи или отличаются?
-Ребята, посмотрите, какая обувь?
(Это татарские сапоги ичиги без каблука, а это красные сапожки с каблуками носили русские красавицы)
-Рассмотрите наряды, потрогайте, как они называются?
(Длинный русский сарафан, а это татарское платье с воланами, сверху платья одевает камзол).
ВОСПИТАТЕЛЬ: Да, ребята, правильно эти костюмы разные, потому, что в такие наряды на праздники наряжаются татарские девушки и русские красавицы.
Посмотрите, а какие здесь головные уборы?! Девочки выбирайте себе головные уборы. Помогайте друг другу наряжаться.
Соня, ты какой головной убор выбрала? А ты Ирина?
(Ответы детей: Я выбрала- кокошник, русский головной убор, а я татарский головной убор -калфак.)
Ребята повторим названия головных уборов: Кокошник – калфак. Как они красиво звучат, созвучны.
Полюбуетесь на себя в зеркале, повоображайте.
(Девочки снимают головные уборы)
В: Мальчики и юноши на праздники тоже наряжались в национальные головные уборы, и называется — Тюбетейка.
В: А тюбетейка — та у нас одна, но мы будем примерять ее будем по очереди, передовая друг другу, как только музыка закончится, у кого тюбетейка останется, тот будет выполнять праздничное задание. Вы готовы?
(Дети передают друг другу. Когда музыка останавливается, ребенок в руках с тюбетейкой выполняет задание:
1-Здоровается,
2-ой- скачет на лошади как джигит,
3-Амир читает стихотворение,
4- танцует,
5- прощается на татарском и русском языках.)
Вот какая чудесная Тюбетейка! Только она одна.
Ребята, бабушка Тимура, когда нам готовила сундук, не успела украсить всем мальчикам на праздник Навруз Тюбетейки.
В: Мы справимся с этим заданием. А вот и тюбетейки.
Ну что, за работу. (Выбирайте узоры и раскладывайте их, как вам нравится, а потом на дощечке на обратную сторону намазывайте клей и приклеивайте.)
В: Ребята, возьмите ваши Тюбетейки и повернитесь к Галине Александровне.
- Галина Александровне, сфотографирует нас и отправьте по веберу Фирюзе апай, фотоотчет, как мы красиво для праздника Навруз украсили тюбетейки мальчикам.
Ребята, надо поблагодарить сундук за красивые костюмы и сказать спасибо на татарском языке: «Рахмат»
(дети повторяют)
Стук. В: Ребята, вы слышите, сундук что-то нам хочет сказать. Тихо. Слышите, какое — то волшебство, ну что откроем сундук?
-Что же там еще в сундуке?
А в честь праздника бабушка Тимура, Фирюза, нам передала сладкое татарское блюдо, какой татарский праздник без угощения: Чак – чак.
В: Нам пора в группу отведать национальное блюдо, а наряды мы оставим здесь, пусть и другие дети любуются.
А вас дорогие гости приглашаем на праздничный чай.
|