Развитие индивидуальных социально-коммуникативных умений и творческих способностей у детей в период с 3 до 7 лет в условия ФГОС
В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения должны перестраивать свою работу в соответствии с новыми требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения в наше время, является социально — коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Для реализации этого направления мы сменили традиционное образование на продуктивное обучение основной целью которого является развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей детей позитивная социализация детей, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
В ходе работы в детском саду нами было замечено, что дети дошкольного возраста испытывают психо — эмоциональное напряжение, речевые проблемы и как следствие затруднение в общении между собой и воспитателем.
Корректировать данные проблемы мы решили совместно с родителями, путем широких воспитательных возможностей театральных и сюжетно –ролевых игр.
Скачать конспект
Для этого мы в нашей группе организовали для развития детей центры активности:
Центр сюжетно-ролевых игр:
- семья ( «Дом, семья»)
- здоровье ( «Скорая помощь», «Поликлиника», «Больница»)
- торговля ( «Магазин»)
- строительство ( «Строительство», «Строим дом»)
- развлечения, общественные места ( «В кафе»)
- транспорт ( «На дорогах города»)
- спорт ( «Мы – спортсмены»).
В центре имеется картотека сюжетно – ролевых игр. Приведем некоторые примеры этих игр:
«Наш дедушка – строитель»
Цель: формировать представления о семейных традициях, о взаимоотношениях старших и младших членов семьи; воспитывать уважительное отношение к взрослым членам семьи; подводить к пониманию роли труда и отдыха в жизни людей.
Атрибуты: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д. строительные инструменты, каски и т.д.
«Новоселы»
Цель: продолжать формировать представления о родном городе; формировать представления о профессии строителей; формировать полную картину представления вселения людей в новый дом; учить детей ролевому взаимодействию.
Атрибуты: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д. строительные инструменты, каски и т.д.
«На станции технического обслуживания»
Цель: Расширять представления о труде транспортников, об общественной значимости их деятельности. Уточнять в игре общественное значение транспорта. Познакомить детей с отражением количественных отношений: разным машинам требуется разное количество бензина, оператор отпускает столько литров бензина, сколько указано в талоне, стрелка на бензоколонке останавливается на цифре, соответствующей названному количеству. помочь детям осмыслить роли оператора, диспетчера, шофера. Закреплять знания правил дорожного движения. воспитывать устойчивый интерес к игре, формировать умение подчинять своим желаниям коллектив.
Атрибуты: бензоколонки, талоны на бензин, набор инструментов, набор для мойщиков машин, машинки, дорожные знаки, пожарный щит (топор, огнетушители, песок, ведра)
«Сдадим в починку»
Цели: знакомить с работой мастеров, различными мастерскими
Атрибуты: инструменты, столики для мастеров, ключи, замки, зонты и т.д. чеки, деньги и т.д.
«Театр»
Цели: знакомить детей с понятием «театр» и его предназначением; вызывать интерес к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников; учить детей распределять роли с помощью взрослого, подбирать соответствующие сюжетно — ролевой игре и ролям детей атрибуты; учить договариваться между собой в процессе игры; развивать у детей выразительность интонации, мимики, движений; передавать характеры сказочных персонажей; воспитывать культуру поведения в общественных местах, употреблять в речи вежливые слова.
Атрибуты: Большая ширма – стойка, костюмы, искусственные цветы, колокольчик, билеты, касса; детские стульчики
«Почта»
Цели: Расширять знания детей о разных видах связи: телефон, телеграф, почта, радио, Интернет. Знакомить с профессиями работников почты: телефонист, телеграфист, почтальон. формировать представления детей о ролевых действиях.
Атрибуты: разные виды телефонов, макет компьютера, бандероли, посылки, письма, открытки, телеграммы
Центр театрализованной деятельности в котором создана совокупность условий для занятия детей самостоятельной театральной деятельностью и под руководством воспитателя. Одним из продуктов нашей театральной деятельности стал поставленный нами спектакль «Мешок яблок» В.Сутеева в старшей группе.
Для успешного решения задач по развитию индивидуальных социально-коммуникативных умений и творческих способностей у детей в период с 3 до 7 лет в условия ФГОС, особо важным считаем организацию сотрудничества с семьей. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личного примера возможно качественное обеспечение организуемой работы.
Одной из важнейших поставленных и реализуемых задач в работе с родителями для нас стало заинтересовать родителей развитием деятельности детей, посредством проведения родительских собраний с использованием технологии фасилитации.
Родительское собрание «Вечерние посиделки»
Форма родительского собрания: совместная встреча воспитателей, родителей и детей.
Цель: Установление положительного психологического контакта между участниками встречи; формирование у родителей стремления проводить больше времени со своим ребёнком.
Ход собрания
- Вступительное слово воспитателей о важности игры детей.
- Проведение игр совместно с детьми.
- Упражнение «Сватовство».
Предлагаем родителям «посватать» своего ребёнка, сказать о нём самые хорошие, добрые слова, характеризующие их малыша. Похвалить его.
Примечание: по тому, как хвалят детей, можно выявить стиль воспитания в семье – авторитарный, либеральный или демократичный; наметить дальнейшую работу с семьёй.
2. «Зарядка для ума»
Предлагаем поочерёдно загадки о сказочных героях в стихотворной форме детям и родителям. Кто отгадает больше? Вместо загадок можно использовать отрывки из сказок, детских рассказов.
Примечание: по активности родителей выявить, часто ли они читают дома книги детям. И, соответственно, подготовить индивидуальные консультации для таких семей.
4. Упражнение «Догадайся что показываю».
Предлагаем родителям понять, что хочет сказать ребёнок. Дети «показывают» загадки всем родителям (по аналогии игры «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»). Кто же из родителей окажется самым догадливым?
5. Разминка для всех! Подвижная игра «Скучно, скучно так сидеть»
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга всё смотреть,
Надо, братцы, пробежаться
И местами поменяться!
После каждой пробежки убирается по 3 – 4 стульчика, в игре остаются самые ловкие и быстрые. Дать взрослым установку, чтобы не поддавались детям.
6. Игра для детей «Лягушки»
Дети садятся в круг. Посередине – водящий с закрытыми глазами. Игроки говорят:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
Увидала комара,
Закричала…
(Ква-ква-ква) –
эти слова говорит один из детей, сидящих в круге)
Водящий должен узнать его по голосу.
Примечание: родители видят общение ребёнка в коллективе.
7. Упражнение «Лакомое блюдо».
Предлагаем создать 3-4 команды по определённому признаку (например, по цвету волос, женская команда, мужская команда или другие). Каждая команда «готовит» блюдо, отобрав набор картинок с изображением продуктов. Другая команда должна по представленному набору догадаться, что за блюдо «приготовлено».
После этой игры целесообразно устроить небольшое чаепитие. Предложить, например, витаминный чай с конфетами, печеньем, фруктово-овощные шашлыки.
После чаепития изготавливаем аппликацию из ладошек «Солнышко», на них родители пишут какие чувства они испытали, играя с детьми (например, радость, усталость, счастье, равнодушие).
Родительское собрание.
«Театр – наш друг и помощник»
Цели: способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду; содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению пап и мам в жизнедеятельность группового сообщества.
Форма проведения: круглый стол.
План собрания:
- Вступительное слово воспитателей о значении театра в жизни людей и театральной деятельности в детском саду.
- Проведение с родителями игр направленных на развитие какого-то определенного навыка или умения-очень нужного в работе по театрализованной деятельности.
Игры со скороговорками
Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро.
У Сони и Сани в сетях сом с усами.
Тощий кащей тащит ящик овощей.
Ехали мы, ехали, до ели доехали, ель объехали и домой поехали.
У Сони посылка-в ней бусы и косынка.
Пантомимические этюды и упражнения
Покажите, как:
- вратарь ловит мяч
- зоолог ловит бабочку
- рыбак ловит большую рыбу
- ребенок ловит муху.
Попробуйте изобразить:
- парикмахера
- пожарника
- строителя
- космонавта.
- воспитателя.
3. Постановка с родителями экспромт-спектакля «Репка».
4. Рекомендации родителям по домашнему чтению, разучиванию скороговорок, планированию посещений театра совместно с детьми.
Используя данные методы и формы работы, нами была отмечена положительная динамика в развитии социально – коммуникативных умений и творческих способностей детей по результатам внутреннего мониторинга, что доказывает эффективность и продуктивность выполненной работы.
Список использованной литературы:
- Васильева О.К. Образная игрушка в играх дошкольников. – М.: Издательство: Детство-пресс, 2003.
- Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов. / Под ред. Дороновой Т.Н., Карабановой О.А., Соловьевой Е.В. – М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2002.
- Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком. — М.,
- Недоспасова В.А. Растем играя: Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей /Под ред. В. А. Недоспасовой. – М.: Просвещение, 2004.
- Репина, Т. А. Отношение между сверстниками в группе детского сада / Т. А. Репина. — М.: Просвещение
- Антипина А.Е. « «Театрализованная деятельность в детском саду», М., «ТЦ Сфера», 2006 г.
- Артемова Л.В. «Театральные игры дошкольников», М., просвещение, 1991г.
- Буренина А.И. «Театр всевозможного», С.-Петербург, 2002 г.
- Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников», М., «Вако», 2007г.
- «Фольклор-музыка-театр» под редакцией С.И. Мерзляковой, М., Линка-пресс, 1999г.
|