Клевко Анна Ивановна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе   исследовательской деятельностиСамообобщение опыта.
Моё педагогическое кредо, слова восточного мудреца: "Ребёнок-это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". И я, стараюсь придерживаться этих слов.
Мы любим всё красивое, ведь "Красота - спасёт мир", мы любим всё яркое, мы любим цветы, мы любим розовый цвет.
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство  с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
Необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой я считаю - это создание предметно-развивающей среды при сохранении трёх принципов:
активности - побуждающая к действию;
стабильности - воспитатель стабилен, а среда меняется;
комфортности - всем удобно.

 


"Человек стал человеком только тогда, когда
увидел красоту вечерней зари и облачков,     
плывущих в голубом небе, услышал пение
соловья и пережил восхищение красотой
пространства. С тех пор мысль и красота
идут рядом, вознося и возвеличивая человека.
но это облагораживание требует больших
воспитательных возможностей".
А.Сухомлинский/

Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому я веду целенаправленную, продуманную педагогическую работу по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности", которая способствует и обогащает ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развития его человеческих, социальных чувств.
Моя работа направлена на развитие исследовательской деятельности детей и решения следующих задач:

формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей).
расширение перспектив развития исследовательской деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности.

На данном этапе изучила много литературы по экологическому воспитанию детей:
З.Ф.Аксёнова - "Войди в природу другом";
М.М.Марковская - "Уголок природы в детском саду";
Н.А.Рыжова - "Наш дом природа";
Л.Б.Поддубная - "Природа вокруг нас" и др.

Познакомилась с программами:
С.Н.Николаева - "Юный эколог";
Ж.Л.Васякиной-Новиковой - "Паутинка"
Е.Рылеева - "Открой себя".

За основу в своей работе я взяла программу Н.А.Рыжовой "Наш дом природа" и технологию З.Ф.Аксёновой - "Войди в природу другом".
Разработала перспективный план по экологическому воспитанию - "Мир вокруг нас", с целью развития поисково-познавательной активности об окружающем мире и о себе; стимулирования детьми различных форм приобретения опыта, помогающих ребёнку получить знания; формирования положительного отношения к миру.
Свою работу с детьми я веду по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.).    
Например, на занятиях "Птицы", "Жизнь диких зверей", "Доктор леса", "Лес - наше богатство", дети познакомились с птицами, которые помогают сохранить лес от вредителей; получили представление о роли леса в жизни человека; о его разновидностях; о многообразии животного и растительного мира; учились наблюдать за жизнью природы.
неживая природа (воздух, вода, почва, звук, вес, свет, цвет и др.) На занятиях по ознакомлению с явлениями неживой природы "Куда исчезла вода?", "Сыплем, лепим", "Как увидеть воздух?", "Какого цвета снег?", "Что вырастет из зёрнышка?", дети получили правильное представление об окружающем мире. Такие занятия помогли детям в процессе наблюдения углубить и закрепить свои знания в неживой природе.
человек и природа (функционирование организма; материалы и их свойства, преобразование предметов). Через занятия "Природа учит человека", "Правила поведения в природе", "Растения под нашей защитой", "Человек и его добрые дела", в сознании детей формируется понимание того, что в окружающем мире всё взаимосвязано и взаимозависимо.
Знания и навыки даю детям не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий.
Дети подмечают многое: особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей и т.д. Способность наблюдать окружающий мир - очень важное преимущество детства.
Для накопления определённых знаний и применения их в практической деятельности, я начала свою работу через наблюдения в природе. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей. Маленькие дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в три года они задавали вопрос: "Что это?", то в четыре уже появились "Почему?", "Зачем?", а в пять, шесть лет очень важные для развития "Как это происходит?"
И.П.Павлов считал наблюдательность одним из самых главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать ни одного открытия.        Наблюдение - очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий. Наблюдения бывают краткосрочные и длительные.
Целевые прогулки вокруг детского сада, на своём участке, наблюдения за трудом взрослых, старших дошкольников всё это расширяет кругозор детей.
В содержание наблюдений за объектами природы включаю следующие моменты:
- определение строения растений и животных, выделение целостного объекта и частей, из которых он состоит;
- разнообразные проявления живых существ (способы функционирования, для животных - разные формы поведения);
- определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности);
- выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.
Так, рассматривая одуванчик, дети отмечают, из чего он состоит, каковы его функции (что делает: цветёт, растёт, пахнет, колышется, пьёт, гнётся, гибнет, размножается), какой он на ощупь (влажный, мягкий, шершавый), почему утром бутон закрыт, а днём раскрывается?
Общение детей с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому. Я считаю полезными и интересными для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Лесной массив, где растёт много разных пород деревьев, любимые места - всё, это рядом с детским садом, поэтому экскурсии с детьми я организовываю часто в разное время года, от которых у детей остаётся много впечатлений. Например, во время прогулки в лес, я предложила детям описать своё любимое дерево, но так, чтобы оно всем понравилось. Приведу некоторые ответы:
"Я люблю тополь, ветки у него раскинулись в стороны, как шатёр в сказке, ствол большой - даже руками обхватить нельзя". ( Настя Ч.,5лет).
"Какая печальная ива, её веточки почти касаются земли". ( Илья Г.,4,5года).
"Берёзка светлая, солнечная, стройная; ветки у неё спускаются вниз и растут вместе, как подружки". (Соня Р.,5лет).
Я рассказываю детям, как трудно вырастить большое дерево, сколько опасностей подстерегает молодой росточек: и затоптать его могут, и сломать. Любуясь берёзой, дети отмечают, что ствол у неё необычный: белый, гладкий, листья мелкие, с зубчиками. И в конце, я обязательно читаю стихи о белоствольной красавице, а дети слушают, затаив дыхание. Убеждена, именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу, ведь, как отмечал В.Г.Белинский "поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже, потом передаётся голове".
Высказывание В.А.Сухомлинского о том, что если мы сумеем научить ребёнка ощущать красоту, изумляться дивным творением человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств, а открывать детям красоту мира возможно через музыку слова, которое несёт радость или грусть, я взяла за основу в своей педагогической деятельности. Стихи разных поэтов, потешки, песенки, загадки использую в работе с детьми постоянно.
Каждый год мы готовимся к выставке поделок из природного материала, который заготавливаем с детьми заранее. Это  различные корни, веточки, шишки, жёлуди, семена растений и др.
Природный материал - кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок из него положительно сказывается не только на развитие эстетических чувств, навыков, умений, необходимых детям, но и развивает мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Создание поделок из природного материала даёт возможность детям взглянуть на мир глазами созидателя. И пусть созданные им картины, панно пока ещё не очень совершенны, но они приносят много радости и творческого удовлетворения.
Так у нас появились забавный змей из сухой ветки, крокодил Гена и Чебурашка, Баба Яга и избушка на курьих ножках.
Свои впечатления от экскурсий, прогулок ребята выражали и в своих рисунках. Они изображали то, что им больше всего понравилось. Всё это повысило интерес детей к наблюдениям, заставило ещё раз, теперь уже мысленно, побывать в знакомых местах.
Творческий процесс завлекает детей, а малышей особенно! Когда на занятиях, я вижу глаза детей, которые блестят от восторга, слышу их смех, вижу, с каким удовольствием дети лепят, рисуют, нарушая все запреты стандартного рисования, то я в восторге! Когда-то видный педагог Е.А.Флерина писала: "взяв кисть из банки с красной краской, нельзя её класть в другую краску, прорисовав, её нужно положить обратно и взять кисть из другой банки, или же промыть кисть водой и вытереть, нельзя мазать стол, руки, лицо и т.п.". А я возражаю, нужно мазать, и не только пальчики, но и ладошки, носик, ступни, и тогда, наши рисунки "оживут: и петухи закукарекают, и ножки побегут по дорожке, и листья зашелестят на ветру, и медузы на дне океана затеют игру".
Таким образом, чем больше органов чувств задействованы в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться. Для того чтобы наглядно проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие от сезона к сезону, я использую различные модели календарей наблюдений.
Например, в средней группе - круговую диаграмму. Каждый сектор окрашен в определённый цвет: жёлтый - осень, белый - зима, зелёный - весна, красный - лето. На этом "волшебном круге" отмечаем те приметы сезона, которые наблюдали дети. В круговой диаграмме сделаны кармашки, надрезы, куда помещаются символы, значки, обозначающие приметы каждого времени года. Знак, символ помогает ребёнку обобщать и сохранять информацию.
В старшей группе дети фиксируют наблюдения за ростом высаженных растений, за животными в календаре природы с помощью символов. В этом возрасте я развиваю у детей представление об отдельных, часто встречающихся явлениях неживой природы (осадки - снег, дождь, град, выделяемые свойства песка, воды, утро - вечер, день - ночь и т.д.), а также знакомлю с объектами живой природы: комнатными и дикорастущими растениями, дикими и домашними животными.
С детьми младшего дошкольного возраста выполняем самые простые действия, например, выкладывание картинок с тем явлением природы, которое наблюдали на прогулке или одеваем куклу в ту одежду, которая нужна ей по сезону.
Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. У детей появилось желание узнать новое о свойствах вещей, активно исследовать их. Они задают вопросы: "Почему осенью улетают птицы? Где зимой живут жучки и бабочки? Почему снег в комнате тает?"
С.Н.Николаева считает, что формирование экологических представлений может идти на протяжении всего дошкольного возраста, но малыши могут прослеживать только единичные связи, в то время как в старшем возрасте - при последовательной работе - понимать связи комплексного развития в природе. У старших дошкольников уже формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы, поэтому всю работу с детьми строю с учётом их возрастных особенностей.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Моя задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому  стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С.Выготский.
Современные исследователи (Савенков А.И., Иванова А.И., Куликовская И.Э., Дыбина О.В. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую, - опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили  опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами.
На занятиях дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если:", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
В.А.Сухомлинский говорил о ней так: "Без игры нет, и не может быть полноценного и умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости".
Чтобы реализовать все задачи, я изменила свою позицию по отношению к детям, мы сотрудничаем с детьми на равных, а это делает детей более ответственными и самостоятельными. Я умею интересно играть, поэтому организую игры, выдумываю их, могу снять с себя судейскую роль, не делая никаких наставлений, даю возможность детям увидеть трудности и каждому самостоятельно справиться с ней.
В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.
Дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Помоги найти маму", "Где, чей домик?", "Оденем Машу на прогулку" сделала своими руками. Такие игры помогают мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы.
Словесные игры: "Съедобное-несъедобное", "Кто как кричит?", "Что лишнее?", "Узнай по голосу", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Для более глубокого изучения темы "Домашние и дикие животные" изготовила мини-макеты "Скотный двор" и "Лесная поляна", здесь дети видят разницу жизни домашних и диких животных.
Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.
Большое внимание уделяю сказкам, её очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей, так считает доктор педагогических наук Н.А.Рыжова, и я с ней полностью согласна. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная деятельность, которой я люблю заниматься с детьми разного возраста. Детям нравится показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребёнок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память, внимание. Я очень хорошо знаю индивидуальные особенности каждого ребёнка, на что он способен в той или иной ситуации, поэтому при распределении ролей подхожу с пониманием к ним. Если ребёнок захотел быть кем-то в сказке, а я знаю, что у него может не получиться и он расстроится, замкнётся, тогда я стараюсь убедить его взять другую роль и при этом не ущемлять его достоинства. Вначале с детьми показываем самые простые и знакомые сказки для себя в группе, затем малышам в детском саду. Когда результат стал очевиден, дети стали более активными, речь детей улучшилась, тогда мы решили показывать сказки на родительских собраниях. Подбирали такие сказки, чтобы задействованы были все дети, так как каждый родитель хочет видеть своего ребёнка, а уж дети старались показать свои творческие способности и все были довольны.
Ещё с детьми мы любим, заниматься сюжетосложением, оно очень помогает в развитии воображения, фантазии, мелкой моторики рук и конечно правильной речи. Сказку, знакомую детям, переделываем на свой лад, придумываем новых героев, новые поступки, приключения и заканчиваем её обязательно добром. Все высказывания детей я записываю на бумаге, потом читаю, где что нам с детьми не нравится, мы переделываем и придумываем к сказке свои рисунки. Сюжетосложение помогает сплотить коллектив детей, так как работаем вместе, выбираем самые интересные высказывания и создаём в результате свою книгу сказок.
Всё воспитание и обучение детей строю в личностно-ориентированной модели. Для меня главное - это необходимость развития каждого ребёнка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.
На современном этапе необходимо поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей.
Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей даёт определённые положительные результаты. Осознавая важность выбранной темы, мною была подобрана специальная литература и оборудование, созданы все условия для познавательной активности детей, составлен перспективный план с отражением тем и содержанием познавательных занятий.
Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:
во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;
во-вторых, создать атмосферу общности интересов;
в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
Приёмная комната - лицо группы, к оформлению её подхожу очень тщательно и грамотно. Мой опыт работы показал, что работу всегда нужно начинать с изучения семьи, в этом помогают посещения на дому, проведение анкетирования, индивидуальные беседы, а затем я планирую: темы консультаций, родительских собраний, оформляю ширмы-передвижки. Вся документация в родительском уголке доступна для родителей. Немаловажное значение в работе с семьёй имеет и такое направление, как видение достижений у детей, поэтому все работы детей вывешиваются, выставляются на стенде, где родители могут оценить творческие способности своего ребёнка, сравнить с работами, поделками, рисунками других детей.
Показателями успешности развития творческих способностей детей являются выставки детского творчества, конкурсы, выступление детей в ДОУ (на родительских собраниях, в дни открытых дверей, на методических объединениях детских садов района и т.д.), активное участие воспитанников в художественной самодеятельности Дома Культуры, посещение кружков художественно-творческого и музыкально эстетического развития при поступлении в школу.
За творческие показатели дети неоднократно награждались почётными грамотами, призами, отмечались в средствах массовой информации.
На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях,  учу родителей адекватно оценивать развитие ребёнка, не игнорировать специальные возрастные нормы, видеть индивидуально-ресурсную базу развития ребёнка, осваивать методы систематической помощи ребёнку в развитии. Родители присутствуют на занятиях, участвуют в совместных досуговых мероприятиях, являются помощниками в любом деле. Это способствует совершенствованию воспитания ребёнка в семье, его нравственно-эстетического развития.
Творчески стремлюсь сделать жизнь детей разнообразной, содержательной, помогаю их всестороннему развитию. Формирую у детей представления об окружающем его мире, о себе как о представителе человеческого рода, о людях, животных, растениях, живущих на земле, о правилах и обязанностях людей по отношению к природе.
В результате:
- дети проявляют интерес к ярким явлениям природы;
- у них развита высокая творческая активность;
- самостоятельность, инициативность;
- они быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи    взрослого;
- умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;
- ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.
Надо воспитывать себя и своих детей так, чтобы не только высказываться в пользу нравственных поступков, но и хотеть, и уметь их совершать, а это уже область чувств, переживаний.
С чего начинается экологическая грамотность? С того, что появляется простое желание проследить за полётом бабочки. Наклониться к полевому цветку, послушать свои шаги по траве, - а не поймать, не сорвать, не растоптать. Как жаль, что мы в отличие от древних разучились одухотворять природу
В ходе работы с детьми по данной теме, мною были выделены несколько основных правил, в основе которых заложены 2 главных чувства - уважение к детям и восхищение природой.
Вот мои советы:
Меньше учите, больше делитесь.
Дошкольник способен усвоить только ту программу, которая отвечает его интересам. Голые факты его не интересуют. Здесь  необходима эмоциональная окраска. Вот ситуация с одуванчиками. В один из пасмурных дней во время прогулки стою и горестно вздыхаю, глядя на закрытые головки цветов. "Бедные, вам солнышка не хватает". Вокруг заинтересованно собирается вся группа. Показываю на закрытые цветы, объясняю, в чём дело, заодно рассказываю о  строении, пользе. Жду появления солнца, чтобы увидеть реакцию детей. Наконец, со всех сторон бегут ребята, ведут показывать раскрывшиеся пушистые головки одуванчиков. Впоследствии день за днём они наблюдали за одуванчиками и не пропустили момент превращения их в пушистые белые шарики. Вместе мы придумали сказку о путешествии семечка одуванчика и зарисовали её.
Отдача есть: нескольким мамам и бабушкам мои воспитанники объяснили, что цветы рвать нельзя.
Поощряйте поисковую активность детей.
В каждый момент времени вокруг нас что-то происходит, что-то меняется. Важно не упустить это мгновение, извлечь из него привлекательное, волнующее. Чутко реагировать на интересы ребят. Поощрять поисковую активность детей. Так,  сколько бы я не повторяла детям, что воду надо беречь и закрывать краны - всё было бесполезно. Помог случай. В посёлке на несколько часов отключили воду. Пришлось умываться из кружки, после чего я поделилась со своим помощником душевными переживаниями насчёт нехватки воды. Спросила детей, почему нет воды. Дети внимательно прислушивались к нашему разговору, и поэтому смогли назвать несколько причин.  Теперь проблема с закрытием кранов решена.
И тогда появились рисунки и сказка о Капитошке. Ребята начинают задавать встречные вопросы. Всё больше появляется тем для общения.
Активизируйте внимание ребёнка.
С самого начала прогулки займите внимание детей загадкой, шуткой, вопросом, песенкой, рассказывая попутно, что интересного можно увидеть и услышать. Вот история с приметами. В тёплый погожий денёк на небе появились перистые облака. Это к смене погоды. Подозвала детей, обратила их внимание на небо, на форму облаков и рассказала на ходу сочинённую сказку о маленьком белом облачке, которому захотелось посидеть на зелёной травке и о его решении превратиться в белоснежную чайку. Но облачко ещё не всё умело т.к. было малышом и обернулось лишь в несколько чайкиных пёрышек, которые чайка вскоре потеряла в небе. Обиделось облачко и попросило ветер собрать её пёрышки вместе. Ветер согласился, стал собирать пёрышки, но этот тёплый денёк он сдул. И погода поменялась, стало холодно. Три дня мы наблюдали за погодой, которая менялась на глазах.  Дети делали это охотно, с любопытством.
В результате таких прогулок и экскурсий на дошкольном участке, в посёлке, дети стали замечать дисгармонию в природе: плёнку бензина  в лужице, свалку ржавого железа, красоту туманного дня и т.д.
Учите детей наблюдать и соблюдать правила поведения в природе.
Дети редко забывают опыт прямого общения с  природой. Одно из правил "Азбуки поведения на природе" - "Не шуми". Но маленький ребёнок ещё не может соотносить правила и поступки. После прогулки, анализируя поведение детей, вспомнился Киплинг "Мы с тобой одной крови: ты и я"! Позже провела беседу о правилах поведения в природе, прочитала детям рассказ А.М.Горького "Воробьишко". Дальнейшие прогулки и экскурсии показали, что дети на природе стараются найти что - нибудь интересное, учатся наблюдать и сами напоминают друг другу правило - "Не шуми".
Знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным.
Очень важно как входит окружающий мир в жизненный опыт ребёнка, как он эмоционально им осваивается. Надо заражать детей собственным энтузиазмом, восхищением прекрасным.  Помнить, что только положительное накопление эмоций даёт толчок к творчеству.
Незаметно пролетело короткое лето. Вместе с детьми, мы обошли близлежащие природные места, наносили земли  и пересадили комнатные цветы в группе, наблюдали за повадками птиц, любовались  красочным разноцветьем трав. Собрали гербарий, нарисовали рисунки, сделали на память фото.
В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:
"Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму".
Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
Автор: воспитатель МДОУ детский сад N2 "Сказка" с.Кулунда Алтайского края Кулундинского района Клевко Анна Ивановна,  1 квалификационная категория.

Просмотров: 927
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Соколова Евгения Анатольевна. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через познание мира природы
  • Каргина Лариса Владимировна. План — конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с ЗПР) «Природа родного края»
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Бурдукова Елена Алексеевна. Организация игр — занятий по грамматическому строю дети с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы.
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Лучкина Анна Александровна. Конспект занятий для детей старшего дошкольного возраста «Дети на войне»
  • Башкирова Ирина Ивановна. ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Воловик Наталья Владимировна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Как дети помогали астроному Сонику»
  • Лобова Анна Николаевна. Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, у детей 4–5 лет»
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Страхова Людмила Евгеньевна. Дети с отклонениями в развитии и принципы обучения таких детей
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Петренко Людмила. Познавательный маршрут «Город и дети» для детей старшего дошкольного возраста
  • Терентьева Елена Геннадьевна. Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста с мультимедийной презентацией «Дети войны»
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Стороженкова Татьяна Сергеевна. КОНСПЕКТ СПОРТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ!» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И РОДИТЕЛЕЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Шигабеева Рашида. Выступление из опыта работы на МО на тему: «Формирование познавательной активности ребёнка дошкольного возраста в разных видах деятельности».
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Сапко Виктория Александровна. Значение совместного творчества детей и родителей в развитии личности ребёнка.
  • Грачева Наталья Анатольевна. Опыт работы по развитию художественно-эстетических чувств детей младшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией
  • Капустина Наталья Ивановна. «Развитие познавательного интереса детей 5–6 лет к неживой природе посредством экспериментирования»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь