Подготовила: Шигабеева Р.К. воспитатель I категории Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Радуга» п.г. т Камское Устье 16. 08. 2019 г.
Я думаю, что каждому из вас знакома ситуация, когда разводя в сторонки ручки, к вам подходит Почемучка:
- Почему бывает дождик?
- Почему течёт вода?
- Почему кот лижет лапу?
- Почему горит звезда?
И Вы быстро в интернете
Ищете ответы детям,
Ведь, чтобы умным, рос малыш,
Точный дать ответ спешишь.
И такой вариант поиска ответа привел к тому, что
современный ребёнок не самостоятелен. А стремительно меняющийся мир требует от него стать творчески мыслящим, компетентным, умеющим действовать в конкретной ситуации. Безусловно, помощь взрослого ребёнку необходима. Но она должна начинаться не с того, чтобы преподносить ему готовую истину, а научить ребёнка её находить. Эта мудрая мысль немецкого педагога – психолога стала моим педагогическим кредо. А формирование самостоятельной познавательной активности ребёнка дошкольного возраста стало приоритетным направлением в моей педагогической практике. Главная цель которого заключается в создании оптимальной образовательной среды для развития познавательных интересов, потребностей и способностей ребёнка, для организации его самостоятельной поисковой деятельности.
Для достижения этой цели необходимо решать такие задачи:
- обогащать познавательную сферу детей информацией о предметах и явлениях окружающего мира;
- накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт ребёнка в процессе непосредственного восприятия и взаимодействия с объектами и явлениями окружающей действительности;
- создавать условия, которые позволят каждому ребёнку активно проявить своё отношение к миру.
Для их решения педагогу важно знать, как ребёнок познаёт мир. Опираясь на теорию Н. Н. Подьякова и собственный педагогический опыт, могу утверждать, что весь этот путь – это поиск ответов на любимые детские вопросы — ЧТО ЭТО? КАКОЕ ЭТО? ЗАЧЕМ? КАК ТЫ ДУМАЕШЬ? ПОЧЕМУ?
Из суммы ответов на них складываются знания и опыт ребёнка, которые проявляются в целенаправленных познавательных действиях в различных видах детской деятельности, на их основе формируется его познавательная активность. И именно формирование познавательных действий в различных видах детской деятельности, а значит и формирование познавательной активности – основной принцип дошкольного образования, согласно ФГОС.
Познавательная активность у детей дошкольного возраста развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Экспериментирование является основным видом ориентировочно — исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
При организации экспериментальной деятельности мы учитывали, что немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Оформили в группе центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. Используем как традиционные методы, так и инновационные. Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.). Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование). Практические методы. Большое значение придаем ведущей форме деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, игры с элементами экспериментирования). Развивать положительные эмоции помогали игры-превращения, фокусы, занимательные опыты. Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
В условиях детского сада используем только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается: в характере решаемых задач: они неизвестны только детям; в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; они практически безопасны; в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование, придаём большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», «Чудесный мешочек», «Свет» и другие. Словесные игры: «Что лишнее?», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?» и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. Занимательные игры — опыты и игры — эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Формы моего сотрудничества с родителями разные, как традиционные, так и интерактивные, самые интересные, семейные вечера, где в виде фотоотчетов, видеороликов, мультимедийных презентаций собран Дневник группы с материалами о традициях семей, о праздниках и увлекательных путешествиях и просто интересные мгновения из нашей жизни.
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей, провели анкетирование. Создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Привлекаем родителей к созданию познавательно — развивающей среды в группе, к проектной деятельности: «Огород на подоконнике», целью которого являлась обеспечение условий для расширения представлений об окружающем мире через наблюдения, опытно-экспериментальную деятельность в мини — огороде на подоконнике.
Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Ребёнок растёт и приходит время показать ему, что за пределами дома и стен детского сада его ждёт другая не менее интересная жизнь — социум. Чтобы помочь адаптироваться в нём, я начинаю «готовить ребёнка к выходу в свет», проводя обзорные экскурсий в школу. Педагогическая деятельность в созданном образовательном пространстве позволила мне достичь цели – сформировать познавательную активность ребёнка, добиться положительной динамики в освоении им основной образовательной программы ДОУ.
Каким же он стал – мой воспитанник? Это друг, возможно будущий артист, педагог, военный, писатель, но самое главное это ребёнок, способный самостоятельно найти ответ на вопрос «Почему?».
Спасибо за внимание!
|