Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Центр развития ребенка – детский сад № 376 «Дельфиненок»
Автор-составитель:
Ерсонина Е.Н – старший воспитатель высшей квалификационной категории. г. Новосибирск
В качестве приоритетных задач работы по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста выделяют следующие:
Скачать конспект
- создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов;
- формирование умений выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам;
- совершенствование навыков установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету;
- обогащение чувственного опыта детей и умение фиксировать его в речи. Основной метод сенсорного воспитания — обследование, в процессе которого дети учатся различать такие свойства предметов и явлений, как величина, Форма, пространственные отношения, цвет и т.д.
Знакомясь с основными свойствами и их словесными обозначениями, ребенок начинает легче ориентироваться в окружающем мире, помогают детям правильно анализировать различные формы предметов, их цвет и воспроизводить полученные знания и умения затем в рисунках, поделках и т.д.
Одним из средств реализации сенсорного воспитания стало разработанное нами учебно-наглядное пособие «Стенд восприятия цвета». Стенд состоит из четырех частей, окрашенных в основные цвета, на которых размещены предметы окружающего мира, имеющие постоянный признак цвета.
Основные задачи:
- формировать первоначальные представления об эталонах цвета;
- развивать зрительную, перцептивную ориентировку при восприятии цвета;
- стимулировать зрительную поисковую деятельность детей на обобщающее понятие «цвет»;
- упражнять в применении обобщающего понятия «цвет» в практической деятельности;
- знакомить детей с предметами окружающего мира, имеющими постоянный признак
Восприятие тесно связано с речью. При недостаточном развитии у дошкольников способности воспринимать окружающий мир их представления о предметах неполны, фрагментарны, отличаются сниженной степенью обобщенности. Все это приводит к обеднению словарного запаса.
Другими важными средствами сенсорного воспитания являются дидактические игры и упражнения, такие как: «Спрячь мышку от кошки», «Сложи картинку», «Найди подходящую заплатку» и т.д.. По содержанию эти игры весьма разнообразны, направлены на совершенствование представлений о величине, форме и цвете. Они включают занимательные умственные задачи в сочетании с активными действиями по использованию эталонов цвета. Цветовой материал подбирается с учетом доступности для активного восприятия малышей и его обследования.
При подведении итогов игры внимание детей акцентируется на их успехах, например, у одного следует отметить быстроту реакции (на цвет, форму), у другого — безошибочность действий при восприятии цвета (формы, величины), у третьего — тщательность и аккуратность в процессе работы и т.д.
Ценность этих игр и упражнений не только в том, что дети познают свойства: цвет, форму, величину, но и в том, что, благодаря заложенному в играх элементу самоконтроля, они позволяют организовать более или менее самостоятельную деятельность маленьких детей, развивать умение играть рядом с другими, не мешая им.
Игра «Спаси мышку»
Цели: продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение); учить ориентироваться на цвет как на значимый признак; упражнять в выделении заданного цвета из нескольких, закреплять умение правильно называть красный, синий, желтый и зеленый цвета.
Материал: плоскостные домики-норки красного, синего, зеленого, желтого, черного, белого цветов из картона с изображением мышки; картонные прямоугольники- «двери» аналогичных цветов.
Детям раздаются домики с изображением мышки, у педагога — «двери» разных цветов вперемешку. Педагог просит детей спрятать свою мышку от кошки и предлагает подобрать «дверь» такого же цвета, чтобы ее спасти.
Игра «Сложи картинку»
Цели: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей с опорой на цвет; учить анализировать элементарную контурную схему; развивать пространственное мышление, воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.
Материал: карточки с аппликацией гусеницы, цыпленка, домика, вагона, гриба, снеговика. Детали изображений этих предметов таких же цветов.
Дети рассматривают картинку и, ориентируясь на цвет, составляют такое же изображение из предложенных деталей.
Игра «Чудо-паровоз»
Цели: учить детей конструировать с учетом цвета (выделять и называть основные цвета: желтый, синий, красный, зеленый, а также черный и белый); выделять и называть части паровоза: колеса, вагоны; продолжать развивать мелкую моторику.
Материал: плоскостные изображения паровоза и вагонов красного, синего, желтого, зеленого, черного, белого цветов; пробки от пластиковых бутылок таких же цветов (по 2 шт. каждого цвета).
Предложить детям помочь паровозику — починить его (подарить ему новые колеса). Варианты выполнения задания:
- подобрать колеса такого же цвета, как цвет паровоза и вагонов;
- подобрать колеса контрастного цвета (по просьбе взрослого);
- подобрать колеса такого цвета, какого хочет ребенок, надо просить его назвать цвет вагонов, паровоза и колес.
Игра «Бабочка»
Цели: продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение); учить ориентироваться на цвет как на значимый признак; закреплять умение правильно называть красный, синий, желтый и зеленые цвета.
Материал: плоскостное изображение бабочки с крыльями основных цветов; пробки от пластиковых бутылок таких же цветов (по 3 шт. на каждое крылышко).
Предложить детям сделать бабочку красивой (подобрать узор). Варианты выполнения:
- подобрать узор такого же цвета, как цвет крылышка бабочки;
- подобрать узор контрастного цвета (по просьбе взрослого);
- подобрать узор любого цвета, но попросить ребенка назвать цвет узора и крылышка.
Игра «Найди цветок для бабочки»
Цели: учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении и приложении; обогащать речь словосочетаниями: «одинакового цвета», «такого же цвета».
Материал: четыре цветка, выполненных из картона (красный, синий, желтый, зеленый); четыре плоскостные фигурки бабочек такой же окраски, как цветы.
Предложить детям помочь бабочкам найти свои цветы — посадить на такой цветок такого же цвета, чтобы их не видно было и никто не смог их поймать. В конце работы дети называют цвет бабочек и цветков.
Игра «Водопой»
Цели: закрепить умение выбирать объекты двух заданных сенсорных свойств: формы и величины; продолжать формировать умение выбирать форму, ориентируясь на слово, и по возможности называть ее, знать, находить по слову и называть домашних животных.
Материал: игрушечные домашние животные: корова, собака, кошка, лошадь, свинья, их детеныши; набор поилок (квадратные, круглые, треугольные, прямоугольные); игрушечный кувшинчик.
Предложить ребенку налить в поилки воду и напоить животных. Выполнять задание по словесному указанию педагога: «Налей воды в большую круглую поилку. Пригласи корову с теленком к поилке» и т.д.
Игра «На лыжне»
Цели: учить сопоставлять предметы по двум существенным признакам: цвету и величине; знать и обозначать словом три величины: «длинные», «покороче», «короткие» (лыжи или лыжные палочки); выбирать лыжи определенной длины по просьбе взрослого; подбирать к лыжам лыжные палки такой же длины (длинные, покороче, короткие); знать, называть существительные «лыжи», «лыжные палки», глагол множественного числа «катаются».
Материал: картина с изображением членов семьи на лыжах; плоскостное изображение лыжных палочек разной величины и Цвета.
Предложить ребенку раздать лыжные палочки всем членам семьи, изображенным на картинке. Назвать величину лыж и лыжных палок папиных, маминых и ребенка.
Игра «Найди друга»
Цели: продолжать обучать детей выбору цвета по образцу, действиям по звуковому сигналу, развивать внимание.
Материал: флажки четырех цветов: красного, зеленого, синего, желтого; бубен.
Педагог раздает детям по одному флажку. По сигналу бубна дети сначала разбегаются по комнате, затем останавливаются и ищут каждый свою пару: друга, у которого флажок такого же цвета. Дети с одинаковыми флажками берутся за руки, уточняют, например: «У нас флажки красные». В ходе игры педагог меняет флажки.
Игра «Фигура — заплатка»
Цели: упражнять детей в различении и сравнении фигур по цвету и форме, нахождении тождества и в выборе фигур соответствующей формы из нескольких; формировать внимание, сосредоточенность, речь.
Материал: карточка с контурным изображением геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, овала, прямоугольника; наборы геометрических фигур красного, синего, желтого, зеленого, черного, белого цветов соответствующей формы.
Рассмотреть карточку с геометрическими фигурами, назвать их форму. Отобрать необходимые фигуры среди множества разноцветных, объяснить свои действия.
Игра
«Помоги лесным жителям найти свой дом»
Цели: учить соотносить геометрические фигуры, называть их форму (круг, квадрат, треугольник); знать и называть диких животных и их дома.
Материал: плоскостные изображения диких животных с ошейниками в виде геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника); картина с изображением домов диких животных: норы, берлоги, дупла в виде круга, квадрата, треугольника.
Предложить детям вспомнить и сказать, как называется дом каждого из пришедших в гости к ним диких животных. Предложить найти дома животных с различным геометрическим входом в них, используя подсказку: на шее у животных ошейники с такими же геометрическими фигурами, как и вход в их дом.
|