Гусенова Раъно Хусаиновна. Уровни восприятия поэтических произведений для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Уровни восприятия поэтических произведений для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектаУровни восприятия поэтических произведений для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Р.Х. Гусенова г. Мыски, Кемеровская обл.

Наука -есть поэзия интеллекта,
а поэзия — наука о заболеваниях души.
Лоренс Даррелл

Первый уровень — восприятие старшими дошкольниками с нарушением интеллекта поэтических произведений характеризуется отсутствием целостного восприятия о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами.

 

Непосредственное эмоциональное запоминание при чтении или слушании текста яркое и достаточно точное, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств, не отмечают динамику эмоций, не связывают свои переживания с конкретными событиями, описанными в произведении. Понимание произведения развито слабо. Дети не соотносят мотивы, обстоятельства и последствия поступков героя. Отвечая на вопросы взрослого, дети не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, часто отказываются говорить.

Художественное произведения воспринимается ими как описание случая, или вовсе не могут описать его.

При постановке вопросов к тексту произведения дети с нарушением интеллекта вовсе не справляются с заданием, или ставят один – два вопроса, как правило, к началу текста.

На втором уровне также выделяется точное эмоциональное переживание, дети с нарушением интеллекта способны увидеть смену настроения, однако выразить свои ощущения им еще трудно. Понимание произведения у них развито слабо, воссоздание образа подменяется подробным перечислением отдельных деталей. Запоминание и интерес детей сосредоточен на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связанны друг с другом.

При специальных вопросах взрослого могут верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь при этом не столько на изображение героя автором, сколько на житейское представление о причинах того или иного поступка. Авторская позиция, художественная идея остаются неосвоенными. Обобщение прочитанного подменяется коротким, сжатым пересказом. Содержания в большинстве случае совсем не связанным и не понятным.

На третьем уровне дошкольники отличаются точными эмоциональными переживаниями, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств, с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети самостоятельно осмысляют произведение, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей.

В произведении их интересуют, прежде всего, герои. Дети, верно, определяют мотивы, последствия поступков персонажа, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения ссылкой на поступок. При специальных вопросах взрослого они могут определить авторскую позицию. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа.

При постановке вопросов к произведению у детей данной группы преобладают вопросы на выявление мотивов поведения персонажей, на оценку героев и на установление причинно-следственных связей.

Критерии для оценки уровня восприятия поэтического произведения

Интерес к произведению:

  • низкий – ребенок не проявляет заинтересованность, сосредоточен на отдельных событиях, затрудняется поставить себя на место героев, выделяет только отдельные эпизоды;
  • средний — интерес устойчив, ребенок задает вопросы, вступает в диалог, но часто путается, не всегда может объяснить происходящее событие;
  • высокий – проявляют повышенный интерес, пытается самостоятельно объяснить происходящее событие, поставить себя на место героев.

Эмоциональное переживание:

  • низкий – эмоции не выражает, затрудняется в словесном выражении своих чувств, не может менять свое эмоциональное состояние в зависимости от содержания стихотворения, не дифференцирует его;
  • средний – переживания умеренные, может выражать эмоции при помощи вопросов педагога, недостаточное проявление эмоционального состояния в процессе прослушивания произведения;
  • высокий – переживания яркие, способен передать в слове изменения диалогового фона произведения, отраженного в стихотворении.

Осмысление произведения:

  • низкий – не может осмыслить сюжетную линию произведения, не соотносит героев и их поступки, затрудняется в характеристике героев и событий, испытывает затруднения при ответе на поставленные перед ним вопросы;
  • средний – не обдумывает ответ, непоследовательно соотносит героев и их поступки в произведении, при характеристике героев требуется дополнительная помощь педагога.
  • высокий – осмысление полное, логичное, поэтапно оценивает, называет сюжетную линию самостоятельно, без затруднений, без помощи взрослого ориентируется в оценке поступков героев произведения.

Запоминание произведения:

  • низкий – ребенок требует многократного повторения и подкрепления наглядными образцами для запоминания сюжета, героев произведения;
  • средний – ребенку достаточно однократное прослушивание произведения для запоминания, отмечается непроизвольное запоминание наглядного материала;
  • высокий – отмечается успешное запоминание текста при однократном прослушивании.

Целостное восприятие произведения:

  • низкий – отмечается фрагментарность восприятия произведения, отсутствует целостное представление;
  • средний — наблюдается целостное восприятие, но самостоятельно выразить его ребенок не может, требуется помощь педагога;
  • высокий — отмечается целостное восприятие, ребенок самостоятельно, без помощи педагога, определяет мотив и последовательность поступков.

Список литературы

  1. Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст]: 2-е изд., перераб. и допол / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А. Зарин. — СПб.: КАРО, 2007. — 271с.
  2. Гаврилушкина О. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития [Текст] // Дошкольное воспитание. — 1998. — №2. — С. 67-71.
  3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке проблемы коррекционно — развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта [Текст] // Дефектология. — 1999. — №6. — С. 25-34.
Просмотров: 749
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Титова Ольга Викторовна. Игра и установка на восприятие художественного произведения у дошкольника
  • Ситдикова Гузал Фанависовна. Конспект театрализованного представления для детей старшей группы по мотивам произведения С.Я. Маршака «Кошкин дом»
  • Шох Т.Н Голованова Н.А. Сценарий экологической сказки по мотивам произведения К.Чуковского «Муха-Цокотуха».
  • Медведева Надежда Анатольевна. ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ЗАНЯТИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО МОТИВАМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ К.И. ЧУКОВСКОГО «Мойдодыр»
  • Попова Ольга Васильевна. Беседа о птицах — чтение детям произведения В.Бианки «Молодая ворона» (старшая группа)
  • Тараканова Ольга Андреевна ,Клейменова Инна Владимировна , Зеленева Наталья Анатольевна. Развитие высших психических функций у детей с нарушением зрения при помощи оригинальных наглядных средств.
  • Приезжих Наталья Николаевна. Примерное перспективное планирование игр и упражнений с большим и малым мячами для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 2 года обучения, 3 года обучения, 4 года обучения.
  • Болтачева Нина Викторовна. Авторские произведения Стихи Болтачева Нина Викторовна
  • Журавлёва Татьяна Македоновна. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения
  • Мартьянова Елена Геннадьевна. Кружок по тестопластике для детей с нарушением интеллекта, как средство коррекции отклонений в развитии и формирование личности.
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Федосеева Ольга Дмитриевна. Конспект праздничного досуга для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Достойны памяти героев»
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста при подготовке к школе.
  • Левашова Светлана Евгеньевна. Развитие способностей к пониманию литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста и обращение их к истокам народного творчества при изучении произведений А.С. Пушкина
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Урбанова Ольга Николаевна. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через краеведение при взаимодействии с родителями
  • Ильченко Ольга Владимировна. Конспект совместной деятельности взрослых и детей по художественно – эстетическому развитию 'При солнце тепло - при матери - добро!'
  • Копытова Екатерина Талгатовна, Сопельник Елена Александровна, Ваулина Ирина Николаевна. Конспект занятия по мелкой моторике для детей с нарушением интеллекта
  • Пашкова Елена Валериевна. «Формирование трудовых навыков у детей с нарушением интеллекта».
  • Еремина Ирина Валерьевна. Формирование игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта
  • Ягодина Татьяна Степановна. Формирование звукового восприятия при организации непрерывной образовательной деятельности
  • Волокитина Наталья Анатольевна. Театрализованная деятельность в решении вопросов социализации детей при подготовке к школе
  • Козловская Наталья Васильевна. Ознакомление детей третьего года жизни с окружающим миром при помощи художественной литературы
  • Редактор. Авторитет взрослого или непослушный ребенок
  • Власова Виктория Александровна. «Роль педагога-психолога в организации психолого-педагогического сопровождения детей 6-7 лет при подготовке к школе»
  • Ефремова Оксана Васильевна. Система работы по развитию зрительного восприятия через изобразительную деятельность у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
  • Додонова Наталья Сергеевна. Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста как условие их успешной социализации
  • Мищенко И. В. Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкально-творческой деятельности для успешной социализации и индивидуализации личностных качеств.
  • Лифанова Алёна Игоревна. Развитие способностей детей при помощи развивающих игр, сделанных своими руками.
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Логопедия -Презентация « Особенности зрительного и слухового восприятия при речевых нарушениях»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь