Уровни восприятия поэтических произведений для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Р.Х. Гусенова г. Мыски, Кемеровская обл.
Наука -есть поэзия интеллекта, а поэзия — наука о заболеваниях души. Лоренс Даррелл
Первый уровень — восприятие старшими дошкольниками с нарушением интеллекта поэтических произведений характеризуется отсутствием целостного восприятия о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами.
Непосредственное эмоциональное запоминание при чтении или слушании текста яркое и достаточно точное, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств, не отмечают динамику эмоций, не связывают свои переживания с конкретными событиями, описанными в произведении. Понимание произведения развито слабо. Дети не соотносят мотивы, обстоятельства и последствия поступков героя. Отвечая на вопросы взрослого, дети не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, часто отказываются говорить.
Художественное произведения воспринимается ими как описание случая, или вовсе не могут описать его.
При постановке вопросов к тексту произведения дети с нарушением интеллекта вовсе не справляются с заданием, или ставят один – два вопроса, как правило, к началу текста.
На втором уровне также выделяется точное эмоциональное переживание, дети с нарушением интеллекта способны увидеть смену настроения, однако выразить свои ощущения им еще трудно. Понимание произведения у них развито слабо, воссоздание образа подменяется подробным перечислением отдельных деталей. Запоминание и интерес детей сосредоточен на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связанны друг с другом.
При специальных вопросах взрослого могут верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь при этом не столько на изображение героя автором, сколько на житейское представление о причинах того или иного поступка. Авторская позиция, художественная идея остаются неосвоенными. Обобщение прочитанного подменяется коротким, сжатым пересказом. Содержания в большинстве случае совсем не связанным и не понятным.
На третьем уровне дошкольники отличаются точными эмоциональными переживаниями, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств, с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети самостоятельно осмысляют произведение, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей.
В произведении их интересуют, прежде всего, герои. Дети, верно, определяют мотивы, последствия поступков персонажа, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения ссылкой на поступок. При специальных вопросах взрослого они могут определить авторскую позицию. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа.
При постановке вопросов к произведению у детей данной группы преобладают вопросы на выявление мотивов поведения персонажей, на оценку героев и на установление причинно-следственных связей.
Критерии для оценки уровня восприятия поэтического произведения
Интерес к произведению:
- низкий – ребенок не проявляет заинтересованность, сосредоточен на отдельных событиях, затрудняется поставить себя на место героев, выделяет только отдельные эпизоды;
- средний — интерес устойчив, ребенок задает вопросы, вступает в диалог, но часто путается, не всегда может объяснить происходящее событие;
- высокий – проявляют повышенный интерес, пытается самостоятельно объяснить происходящее событие, поставить себя на место героев.
Эмоциональное переживание:
- низкий – эмоции не выражает, затрудняется в словесном выражении своих чувств, не может менять свое эмоциональное состояние в зависимости от содержания стихотворения, не дифференцирует его;
- средний – переживания умеренные, может выражать эмоции при помощи вопросов педагога, недостаточное проявление эмоционального состояния в процессе прослушивания произведения;
- высокий – переживания яркие, способен передать в слове изменения диалогового фона произведения, отраженного в стихотворении.
Осмысление произведения:
- низкий – не может осмыслить сюжетную линию произведения, не соотносит героев и их поступки, затрудняется в характеристике героев и событий, испытывает затруднения при ответе на поставленные перед ним вопросы;
- средний – не обдумывает ответ, непоследовательно соотносит героев и их поступки в произведении, при характеристике героев требуется дополнительная помощь педагога.
- высокий – осмысление полное, логичное, поэтапно оценивает, называет сюжетную линию самостоятельно, без затруднений, без помощи взрослого ориентируется в оценке поступков героев произведения.
Запоминание произведения:
- низкий – ребенок требует многократного повторения и подкрепления наглядными образцами для запоминания сюжета, героев произведения;
- средний – ребенку достаточно однократное прослушивание произведения для запоминания, отмечается непроизвольное запоминание наглядного материала;
- высокий – отмечается успешное запоминание текста при однократном прослушивании.
Целостное восприятие произведения:
- низкий – отмечается фрагментарность восприятия произведения, отсутствует целостное представление;
- средний — наблюдается целостное восприятие, но самостоятельно выразить его ребенок не может, требуется помощь педагога;
- высокий — отмечается целостное восприятие, ребенок самостоятельно, без помощи педагога, определяет мотив и последовательность поступков.
Список литературы
- Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст]: 2-е изд., перераб. и допол / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А. Зарин. — СПб.: КАРО, 2007. — 271с.
- Гаврилушкина О. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития [Текст] // Дошкольное воспитание. — 1998. — №2. — С. 67-71.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке проблемы коррекционно — развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта [Текст] // Дефектология. — 1999. — №6. — С. 25-34.
|