Из опыта работыТеатрализованная деятельность – одно из эффективных направлений работы с детьми старшего дошкольного возраста. Этот универсальный вид деятельности позволяет ставить и решать самые разные проблемы. В нашем саду рассматриваются способы решения двух проблем, значимых с точки зрения подготовки детей к школе. Это работа с застенчивыми детьми и работа по созданию ситуаций понимания детьми смысла установленных правил поведения.
Робость и стеснительность, именуемые общим словом застенчивость, часто становятся серьёзными препятствиями для включения ребёнка в образовательный процесс, как в детском саду, так и в последствии в школе. Они порождают целый спектр проблем, которые проявляются в разных сферах жизни: ребенку сложно обратиться с вопросом к взрослому и в учебной, и в бытовой ситуации, уточнить что-то непонятое им, включиться в совместную деятельность с другими детьми, заявить о своих желаниях и интересах.
В нашем детском саду, как и в других ДОУ, наиболее ярко проявляются следующие трудности у детей: с одной стороны, большое желание детей во всем принимать участие, и с другой, отсутствие способов включения в совместную деятельность (неумение). Следствием этого становятся:
- - трудности в общении, именно у таких детей мало друзей, они предпочитают играть в одиночестве или любыми способами привлекать к себе внимание воспитателя (бесконечными разговорами, «ябедничеством», порой чрезмерной двигательной активностью, агрессивностью);
- - часто проявляется страх выступлений на публике, страх вступления в незнакомую компанию детей, а также другие не социальные страхи;
- - у некоторых застенчивых детей наблюдается пониженный фон настроения, плаксивость;
- - низкий уровень социальной компетентности, эти ребята часто не знают, как вести себя в разных социальных ситуациях, какое поведение уместно, а какое нет;
- - большинство таких детей затрудняются начать выполнять задание, или не доводят его до конца, плачут, когда у них что-либо не получается, что особенно проявляется на организованных занятиях;
- - затруднения с высказыванием и отстаиванием своего мнения, низкий уровень инициативы на занятиях.
Очевидно, указанные выше трудности проявятся в еще более значительной степени в коммуникативной и учебной областях жизни ребёнка, когда он пойдет в школу. Работа с такими детьми в старших и подготовительных группах, особенно, актуальна.
Первым этапом нашей работы было выявление застенчивых детей. Для этого был составлен опросник для воспитателей. Опрос воспитателей представляется нам наиболее эффективным способом выявления застенчивых детей, так как воспитатели больше всех знают о поведении ребёнка в разных ситуациях.
Опросник основан на 10 параметрах застенчивости (параметры выявлены на основе исследований застенчивости Ф. Зимбардо), воспитателей просят отметить наличие или отсутствие следующих качеств:
- - маленькое количество друзей у данного ребёнка;
- - избегание общения с другими детьми, особенно в группе;
- - низкий уровень активности;
- - отсутствие настойчивости;
- - неумение и нежелание быть лидером;
- - пониженное настроение;
- - «хорошее» поведение (слушается взрослых, не создаёт проблем для окружающих);
- - избегает смотреть в глаза;
- - редко просит о помощи;
- - страх выступления на публике.
В нашем детском саду в группах детей старшего дошкольного возраста, практически ежегодно, почти 70% детей имеют признаки застенчивости. Причем количество таких детей возрастает от младших к старшим возрастам. Одной из основных причин такой динамики является усиление родительской критики по отношению к своему ребенку, особенно в тот период, когда родители начинают размышлять о необходимости подготовки детей к школе и предпринимать различные усилия в этом направлении.
Для работы с застенчивыми детьми мы используем театрализованную деятельность - разыгрывание небольших отрывков из литературных и фольклорных произведений.
Разыгрывание небольших отрывков из литературных и фольклорных произведений проводится с целью снятия страха публичных выступлений, повышения самооценки детей, развития коммуникативных умений. Работа ведется в группе, как чтобы в ней участвовали все дети.
Последовательность работы.
- 1) Подготовка.
- Для театральной постановки выбирается текст, имеющей определенные признаки. Это - небольшое стихотворение или отрывок рассказа, сказки, содержащий диалог героев, например, кота и щенка, Красной Шапочки и волка. При этом в сценке участвуют одновременно все дети группы, которые делятся на две подгруппы – одни коты, другие щенки, одни Красные Шапочки, другие волки. Очень важно, что играют не отдельные герои, а группы (не кот, а коты), таким образом, тревога, связанная с выступлением снижается, так как внимание зрителей будет направлено не на одного ребёнка, а на группу, в которой он играет. Для этого, возможно придётся переделать некоторые стихотворения, заменив одиночных персонажей групповыми, или специально выбирать нужное произведение. Слова каждой группы произносятся, естественно, хором. Дети самостоятельно изготовляют маски своих персонажей, которые прикрепляются на бумажный обруч и надеваются на голову или в виде медальона.
- В целом, желательно, чтобы подготовка к разыгрыванию заняла не более одного дня, а на следующий день или даже в тот же день прошло выступление.
- 2) Выступление.
- Выступление проводится перед другой группой детей. Оно может повторяться несколько раз перед разными группами. Желательно, чтобы зрителями первого выступления были дети более младшего возраста, это также поможет снизить страх перед выступлением.
- 3) Представление актёров.
- Одна из наиболее важных частей работы. Тут уже каждого актёра нужно представить отдельно, назвать его героя (например, если все были коты, то он рыжий кот, или бурый, или первый), назвать его самого, можно представить его как «заслуженного артиста нашего детского сада» или нашей группы. Главное, уделить каждому достаточное количество времени и аплодисментов. Каждый должен пережить свою «минуту славы».
- В нашем детском саду, уже после первого опыта подобных инсценировок, дети-актёры стали проявлять себя более уверенно, менее робко, можно предположить, что страх публичных выступлений немного снизился, так как ребята получили опыт удовольствия от подобного публичного выступления.
Следующий вид работы- создание ситуаций понимания детьми смысла установленных правил поведения. С этой целью проводится разыгрывание проблемных ситуаций с помощью кукол как непосредственная реакция на различные эпизоды из жизни детей. Для этого мы используем комплект игрушек «Хрюша и Компания». Источниками моделирования ситуаций является реальная жизнь группы и различные события. Сборы на прогулку, умывание, поведение за столом, совместные игры, детские конфликты. Разыгрывание проблемной ситуации с помощью кукол происходит в индивидуальной или групповой форме. Выбирает форму сам воспитатель в зависимости от ситуации. Ребёнок может играть от своего лица, встречаясь с Хрюшей или Каркушей (которых озвучивает воспитатель) и вступая с ними в диалог. Ребенок может также взять на себя роль одного из персонажей. Второй вариант предпочтителен.
Например, два мальчика подрались.
Воспитатель может разнять их и развести по разным углам, а лучше - предложить: «А давайте поиграем в драку». Выбираются игрушки для каждого ребёнка, например, Филя и Хрюша, и дальше действие развивается уже с помощью выбранных персонажей. Выясняется, с чего всё началось, и как развивалось событие, кто кому что сказал, и кто что сделал (не обязательно досконально), и как кто себя при этом чувствовал.
Или приходит заплаканная с утра девочка, которая не хочет отпускать маму. Можно предложить ей: а давай поиграем. Ребенок может выбрать, например, Каркушу, а воспитатель - Степашку. Вот Каркуша приходит в садик заплаканная, говорит - что она думает, что чувствует.
На втором этапе, когда ситуация уже отыграна, можно спросить у ребёнка (к этому обсуждению, по усмотрению воспитателя, можно подключать также других детей группы): а если Каркуша (Филя, Хрюша…) и дальше будет так себя вести, что хорошего он получит от такого поведения, и что плохого.
Ребёнок, совместно с воспитателем и другими детьми ищёт плюсы и минусы такого поведения. Если воспитатель постарается, чтобы минусов было больше, для ребёнка станет очевидной невыгодность для него самого такого способа поведения.
Например, у плачущей Каркуши, какие выгоды (будем их так называть про себя)? С первого взгляда, никаких, но если человек что-то делает (тем более регулярно), значит, он что-то от этого получает. Так Каркушу жалеет и утешает мама, жалеет и утешает воспитатель. Это плюсы. А минусы?
Например, воспитатель не всегда жалеет, а иногда и удивляется ее поведению, другие дети не хотят играть с плаксивой Каркушей, она всё время одна, Каркуша чувствует себя в саду грустно и одиноко.
И в итоге взрослый проговаривает с ребёнком: «…если Каркуша будет так себя вести, то … .» Нравится ли ей это? Ребёнок может, конечно, из вредности сказать «да, нравится», но тут взрослый может быть абсолютно честен, и ответить: «Ты знаешь, я ей не верю».
Далее возникает вопрос: «Так что же Каркуше делать?!» (поиск альтернативных способов поведения). Собственно, этот этап самый главный (по крайней мере, для взрослого). Дети зачастую хотят вести себя по-другому, но не знают как, или не знают, что вообще есть такая возможность.
Нежелательное для взрослого поведение ребёнка обычно нарушает интересы или самого ребёнка (например, его все обижают), или других людей (он всех обижает). Альтернативное поведение стоит простроить с учётом интересов самого героя и окружающих его людей, и проанализировать плюсы и минусы такого поведения. Можно разобрать несколько разных способов и выбрать наилучший из них, тут также желательно участие других детей.
Например, продолжая историю плачущей Каркуши, что ещё может делать Каркуша, кроме как плакать? Тут возникает много разных вариантов, желательно, чтобы дети активно участвовали в их придумывании. Она может кричать и топать ногами, может замкнуться в себе и сидеть в углу, может побить всех окружающих, раскидать игрушки (что там ещё предложат дети?), но будет ли кто-нибудь дружить после этого? Вряд ли. А что она может сделать, чтобы с ней дружили? Тут тоже пускай стараются дети, можно спросить у них, что они делают, чтобы их приняли в игру, ну, например, подойти к ребятам, попроситься в игру, найти себе интересное занятие одной, если она не в настроении играть с другими. Выбирается один из способов и обязательно проигрывается с компанией кукол.
Разумеется, длительность и серьёзность проработки каждого этапа варьируется в зависимости от возраста ребёнка, серьёзности проблемы и наличия времени у воспитателя. Задача воспитателя в этом деле – задавать детям наводящие вопросы и стараться, чтобы они сами пришли к решению. Если ребёнок не может, или не хочет решать проблему при первом проигрывании, можно проиграть с ним какую-либо ситуацию несколько раз. Можно придать игре форму сказки, т.е. вместе придумывать сказку, вводя в историю волшебные элементы, фантазию и сказочный лексикон.
Дети группы очень любят «Хрюшу и компанию», играют с куклами по собственной инициативе, используют их в творческой режиссерской игре, разыгрывая различные коммуникативные ситуации.
В своем детском саду мы стараемся:
- -вызывать у детей интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.
- -побуждаем детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т. п.).
- -стараемся сохранить непосредственность и живость детского восприятия, деликатно и тактично помогаем детям в создании выразительных образов.
- -способствуем тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.
- -учим детей согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру), выполнять движения и действия соответственно логике действия персонажей и с учетом места действия.
- -вызываем желание исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги. Побуждаем по ходу инсценировки произносить небольшие предложения и фразы от лица какого-нибудь персонажа.
- -стараемся сохранять творческий характер театрализованной деятельности, побуждаем детей с помощью жестов, мимики, движений стремиться к созданию целостного художественного образа.
- -побуждаем детей к разыгрыванию темы или сюжета в форме двигательной импровизации. Развиваем двигательное воображение.
Для родителей мы рекомендуем:
- -поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности;
- -стараться постоянно присутствовать на детских спектаклях;
- -регулярно обсуждать с ребенком вначале особенности той роли, которую ему предстоит играть в спектакле, а после спектакля - полученный результат;
- -отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования деятельности ребенка;
- -предлагать ребенку в домашних условиях порадовать окружающих своими достижениями, исполнив понравившуюся ему роль;
- -рассказывать в присутствии ребенка другим людям (родственникам, знакомым) о достижениях своего малыша, о том, как он прекрасно справился со своей ролью;
- -рассказывать об опыте собственной художественной деятельности, о будущих и настоящих впечатлениях, полученных в результате просмотра спектакля; кинофильма и т. п. ;
- -постепенно вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства,
- специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя»;
- -по желанию ребенка создавать дома условия для театрализованных экспромтов, помогать разыгрывать действия понравившейся сказки, стихотворения;
- -по мере возможности организовывать посещение театров или в домашних условиях просматривать видеозаписи театральных постановок.
Рекомендуемые формы работы с родителями:
- -проведение досугов;
- -тематических вечеров «Любимые сказки», «Театральные встречи», «Творческие вечера сказочников», «Посиделки с бабушкой», «Расскажи мне сказку…» и т.д.;
- -беседы;
- -консультации;
- -домашнее сочинение сказок и различных историй и их дальнейшее разыгрывание;
- -совместное изготовление атрибутов, костюмов.
Старший воспитатель ГОУ д/с №400 Волокитина Н.А.
Рабочий телефон: (495)488-34-44
Моб. Телефон: 8-905-793-01-68
Адрес д/с №400: 127474,Москва, ул. Дубнинская,9