Копытова Екатерина Талгатовна, Сопельник Елена Александровна, Ваулина Ирина Николаевна. Конспект занятия по мелкой моторике для детей с нарушением интеллекта

Конспект занятия по мелкой моторике для детей с нарушением интеллекта

Копытова Екатерина Талгатовна, Сопельник Елена Александровна, Ваулина Ирина Николаевна

воспитатель, МБ ДОУ "Детский сад №247", г.Новокузнецк


Комплекс занятий

Занятие 1. Детский сад и игрушки

Самомассаж «Утюжок»

Пальчиковая гимнастика

Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.

Первые две строчки — обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения. Следующие две строчки — обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения.

В гости к пальчику большому

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок,
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.

На первую строчку — выставляем вверх большие пальцы, на вторую — соединяем под углом кончики пальцев обеих рук. На третью — поочередно называемые пальцы соединяются с большим на двух руках одновременно. Затем вверх выставляются только мизинцы, другие пальцы сжаты в кулак. На шестую — кулачки стучат друг о друга. На последние две строчки — ритмичное сжатие пальцев на обеих руках.

  • Пальцы встали дружно в ряд (показать ладони с выпрямленными пальцами).

Десять крепеньких ребят

(сжать пальцы в кулак).

Эти два — всему указки (показать два указательных пальца),
Все покажут без подсказки (придержать их большими пальцами).
Пальцы — два середнячка (показать два средних пальца),
Два здоровых бодрячка (придерживать их большими пальцами).

Ну, а эти безымянны молчуны, всегда упрямы. (Показать безымянные пальцы, остальные придерживать большими пальцами).

Два мизинца-коротышки (показать мизинцы, остальные придерживать большими пальцами).

Пальцы главные средь них (показать два больших пальца, остальные сжать в кулаки),

Два больших и удалых.
* Надуваем быстро шарик -
Он становится большим.
Вдруг наш шарик лопнул,

Воздух вышел — ш-ш-ш!
Стал он тонким и худым.

Методические указания. Пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. Дуем на них — пальцы принимают форму шара. Воздух выходит — пальцы в исходное положение.

Игра (выложить бобами по нарисованному контуру).

Выложи бобами тонкую дорожку

И узнаешь ты меня,
Ведь игрушка я твоя.

Игра «Чудесный мешочек»: выбрать в «Чудесном мешочке» на ощупь из трех игрушек одну нужную.

Занятие 2. Ягоды

Самомассаж «Пила»

Пальчиковая гимнастика

Здравствуй, полянка большая!
Здравствуй, трава-мурава!
Здравствуй, ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна.

Мы лукошечко несем,
Всю тебя мы соберем.

Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками.

Травка

Ветерок шуршит травой,
Прячет ягодку от нас,
Только мы ее найдем,
На варенье соберем.

Ладони повернуты к себе, пальцы растопырены. Интенсивное «тре-петание» пальцами.

Игра «Нарисуй фигурки»

В лес гулять мы пошли,
Корзинку ягод принесли.

Детям предлагается выложить по контуру нарисованные ягоды, используя зерна. Воспитатель загадывает загадки, дети перед тем как выкладывать контур, называют отгадку.

На солнце по чернела я,
И вот теперь я спелая.

Занятие 3. Грибы

Самомассаж «Каток»

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик

Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все доел,
Оттого и похудел.

Загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца.

За грибами

Солнце утром встало рано, всех детишек приласкало. (Ладони скрес-тить, пальцы широко раздвинуть — солнышко?)

За грибами мы пошли. (Пальцы «идут» по столу, коленям.)

Три лукошка принесли. (Показать три пальца?)

Игра «Нарисуй фигурки»

В лес с корзинкой я пошел,
У пенька грибок нашел.

Выложить перловкой фигуры грибов по нарисованному контуру.

Корзинка

В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.

Ладони на себя, пальцы переплести, локти развести в стороны — ладони «разъезжаются», и между пальцами образуются зазоры.

Грибы на поляне

Кто тут спрятан на картинке?
Помогите, пальчики!
Вы по контуру бегите,
Узнать картинку помогите.

Груздь

Груздь на солнце греет бок...
В кузовок иди, грибок.

Указательный палец правой руки — ножка; пальцы левой сомкнуты вместе — шляпка. Произнося скороговорки, менять шляпку и ножку. Кузовок — переплетенные пальцы обеих рук плотно смыкаются, «забирая» к себе грибок.

Игра «Чудесный мешочек»

Предложить найти грибок в «Чудесном мешочке» среди нескольких различных игрушек.

Занятие 4. Овощи

Самомассаж «Спиралька»

Пальчиковая гимнастика

Засолка капусты

Мы капусту рубим (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз).
Мы капусту солим (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).
Мы капусту жмем (интенсивное сжимание пальцев рук в кулак).

Морковка

Не морковка — загляденье,
Выросла на удивленье,
Сочная да вкусная,
Для детей полезная.

Пальцы левой руки сжаты в щепоть и направлены вверх, ладонь правой руки с расставленными пальцами приставлена к щепоти левой.

Игра Фигурки из палочек

Машина везет урожай с полей. Выложить горошком по нарисованному контуру.

Загадка

Хотя и сахарной зовусь,
От дождя я не размокла,
Кругла, крупна, сладка на вкус,
Узнали вы? Я... (свекла).

Игра. Удержи свеклу: удерживание теннисного мяча поочередно между пальцами.

Занятие 5. Фрукты

Самомассаж «Утюжок»

Пальчиковая гимнастика

Апельсин

Мы делили апельсин. Много нас, а он один. (Покрутить сжатым кулачком левой руки, растопырить пальцы правой руки, поднять указательный палец левой руки, остальные пальцы сжаты)

Эта долька для ежа. (Левая рука сжата в кулак, мизинец отогнут)
Эта долька для чижа. (Отогнуть безымянный палец)
Эта долька для утят. (Отогнуть средний палец)
Эта долька для котят. (Отогнуть указательный палец)

Эта долька для бобра. (Отогнуть большой палец)
А для волка — кожура. (Ладонь повернуть тыльной стороной кверху, округлив пальцы, и погладить кожуру)
Он сердит на нас. Беда! (Ладони соприкасаются основаниями, чуть согнутые пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки — как волчьи зубы)
Разбегайтесь кто куда! (Руки «разбегаются» по столу или по коленкам, стуча пальцами)

Слива

Мы пришли в фруктовый сад,
Стали сливы собирать.
Сливы, сладкие как мед,
Сами просятся к нам в рот.

Большой и указательный пальцы левой руки образуют овал, указательный палец правой руки полусогнут и приставлен к сливе (овал).

Игра

  • Выложить шерстяной цветной ниткой контур любимого фрукта.
  • Разорвать бумагу на мелкие кусочки и выложить из них грушу (или другой фрукт).
  • Дать детям кусок гибкой проволоки и совместно с ними сделать из нее контуры различных фруктов и овощей (использовать проволоку в игре «Узнай, что это?»).

Занятие 6. Деревья и кустарники

Самомассаж «Согреем ладошки»

Пальчиковая гимнастика

Зайка

Под высокою сосной
Сидит заинька косой.

Одна рука — сосна (пальцы растопырены, подняты вверх), на второй руке указательный и средний пальцы образуют ушки зайца, остальные пальцы сжаты.

Елка

Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальцы скрещиваются (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локти не прижимаются.

Дерево

У дерева ствол,
На стволе много веток,
А листья на ветках
Зеленого цвета.

Прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и чуть-чуть приподняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

Лес

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.
Фигурки из палочек

Сад забором оградили,
Чтоб деревья дольше жили.
Дождь сейчас в лесу пойдет,
Все водой своей зальет,

К елочке скорей беги,
От дождя себя спаси.

Игра

Дети рвут желтую и оранжевую бумагу на мелкие кусочки и выкладывают из них осеннюю ветку. Затем шерстяными цветными нитками выкладывают по нарисованному контуру листочки с различных деревьев. Определяют, с какого дерева каждый из получившихся у них листочков. Из сосновых ши-шек выкладывают веселых человечков и читают им свое любимое стихотворение.

Занятие 7. Перелетные птицы

Самомассаж «Буравчик»

Пальчиковая гимнастика

Птичек стая
Пой-ка, подпевай-ка!
Десять птичек — стайка.
Эта птичка — соловей,

Эта птичка — воробей,
Эта птичка — совушка,
Сонная головушка,
Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель,
Эта птичка — скворушка,
Серенькое перышко,
Это зяблик, это стриж,

Это развеселый чиж,
Ну, а это злой орлан...
Птички, птички, по домам!

Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав названия птиц, дети разжимают по одному пальцу сначала правой, а затем левой руки. На последние слова пальцы обеих рук сжимают в кулаки.

Скворечник

Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
Ладони соприкасаются пальцами, большие загнуты внутрь.
Птенчики в гнезде

Птичка крылышками машет
И летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
Где она взяла зерно.

Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и шевелить ими.

Игра. Птичья кормушка: с закрытыми глазами рассортировать бобы и горох.

Занятие 8. Домашние птицы

Самомассаж «Согреем ладошки»

Пальчиковая гимнастика

Утята

Раз, два — шли утята,
Три, четыре — за водой,
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой,

А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал,
А девятый всех догнал,
А десятый напугал:

Громко, громко запищал:
* Пи-пи-пи! Не пищи
Мы тут рядом, поищи.
Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого. На звуки «Пи-пи-пи» (и до конца) ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук

Гусь

Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.

Ладонь согнута под прямым утлом. Большой палец отставлен немного вниз, другие прижаты друг к другу.

Петушок

Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.

Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены и подняты вверх.

Курочка прыг на крыльцо:

- Я снесла тебе яйцо.

Большой и указательный пальцы образуют овал ( «глаз»). Другие прижаты друг к другу в полусогнутом положении.

Игровые задания для детей

Желтой гуашью кончиками пальцев раскрасить цыпленка, нарисованного воспитателем. Скомкать бумагу в маленькие комочки — крошки для птичек.

Предложить обвести утенка по контуру и выложить его рисом.

Подарил утенку ежик
Пару кожаных сапожек.

Уточка

Уточка-вертихвостка
Ныряла да выныривала,
Выныривала да ныряла.

Ладонь согнуть под прямым углом, пальцы прижать друг к другу; вращение кистями от себя и к себе.

Занятие 9 «Овощи на витрине магазина»

Цель: Учить детей изображать предметы овальной формы, воспиты-вать умение изменять направление движения по одной дуге к другой; передавать различия между предметами овальной формы и круглой; равномерно располагать два предмета на листе бумаги.

Задачи:

  1. Учить называть верх, низ листа.
  2. Закреплять приемы закрашивания предметов красками.
  3. Учить рисовать хвостик у огурца, помидора.

Наглядность: Изображения помидора и огурца (или настоящие).

Материалы: У воспитателя одноцветные геометрические формы: овал и круг, корзиночка с огурцом и помидором (муляжи), лист бумаги для показа рисования огурцов. У детей листы бумаги в 1/2 альбомного листа, мягкие кисточки, краски гуашь.

Ход занятия

Воспитатель вносит корзиночку с овощами:

Дети, у меня в корзинке лежат два овоща. Один похож на эту фигуру (показать круг), а другой — на эту (показать овал). Кто догадался, какие овощи лежат у меня в корзинке?

Чтобы было легче догадаться отгадайте загадки:

Как на нашей грядке,
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.

Летом зеленеют,
К осени краснеют.
Ответ (Помидоры)
Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки.

Ответ (Огурцы)

Растут на грядке
Зелёные ветки,
А на них
Красные детки.

В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут,

И так едят.
Ответ (Помидоры)

Развалились в беспорядке,
На своей перине-грядке,
Сто зелёных медвежат,
С сосками во рту лежат,

Беспрерывно сок сосут,
И растут, растут, растут.

Ответ (Огурцы)

Воспитатель достает овощи из корзинки, обводит по контуру помидор, спрашивает:

- Какой формы помидор, какую геометрическую фигуру напоминает.

Ответы детей.

Воспитатель:

- Какой формы огурец, какую геометрическую фигуру напоминает.

Ответы детей.

Воспитатель:

- Посмотрите внимательно: концы у огурца сильно закруглены, а боковые стороны закруглены меньше. Чтобы нарисовать овальный огурец, нужно начать рисовать его как круг. Посмотрите, я рисую дугу, потом движение кисточки замедляю и начинаю рисовать дугу более выпрямленную. Снова рисую дугу, как у круга, и вновь выпрямляю ее».

А теперь возьмите сухую кисточку и на бумаге «нарисуйте» огурец под «диктовку». Воспитатель проходит и смотрит правильность выполнения задания.

Воспитатель:

- Чтобы красиво нарисовать овощи, нам необходимо подготовить пальчики для рисования, Давайте немного займемся засолкой капусты.

Пальчиковая игра.

Капустка

Мы капустку рубим, рубим,
Мы капустку солим, солим,
Мы капустку трем, трем,
Мы капустку жмём, жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

Сказать детям, что рисовать круглый помидор и овальный огурец надо так, чтобы оба они поместились на листе бумаги.

В процессе работы следить, как дети рисуют круглую и овальную формы, правильно ли пользуются красками при закрашивании и т.п.

Физкультминутка.

Мы старались рисовать (руки в стороны)
Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

Предложить детям нарисовать мелкие детали у овощей: у огурца хвостик, у помидора маленькие листики (чашелистики) и черешок.

В конце занятия выставить на стенд 5 — 6 рисунков детей.

Воспитатель:

Вот какой урожай мы собрали со своего огорода. Мы их выставили на витрину магазина, и теперь хозяйки могут выбрать овощи, чтобы законсервировать на зиму. Помогите мне, дети, отобрать для засолки только овальные огурцы и только круглые помидоры. Покажите такие же на этих рисунках.

Вызванные дети определяют наиболее правильные по форме огурцы и помидоры. Такая же работа проводится и с другими рисунками.

Воспитатель:

- А те огурцы и помидоры, у которых форма не совсем похожа на круг и овал, мы используем для приготовления салата. Все равно они, наверное, тоже вкусные. Спасибо вам, ребята!

Занятие 10. «Люди собирают фрукты с фруктовых деревьев»

Цель: Продолжать учить детей изображать предметы овальной и округлой формы, воспитывать умение изменять направление движения по одной дуге к другой; передавать различия между предметами овальной формы и круглой; равномерно располагать мелкие предметы на рисунке.

Задачи:

  1. Учить проводить лилии округлые и прямые
  2. Учить находить верх, низ листа.
  3. Учить рисовать прямые линии в разных направлениях.

Наглядность: Изображения фруктов (яблоки, лимоны, груши и т.д.), изображения фруктовых деревьев.

Материалы: у воспитателя игрушка бабушки Пчелы, у детей листы бумаги, с нанесенными трафаретом контурами деревьев, мягкие кисточки, краски гуашь.

Предварительная работа. Экскурсия с детьми к плодовым посадкам, рассматривание как растут плоды на деревьях, какой высоты бывают плодовые деревья.

Ход занятия

Воспитатель:

- Ребята сегодня к нам на занятие пришла бабушка Пчела, она принесла нерадостную весть. Их плодовый сад навестил злой волшебник ураган, и теперь все плодовые деревья остались без плодов. И теперь бабушке Пчеле не из чего варить свое знаменитое варенье. И только маленькие волшебники, кисточкой и красками могут исправить ситуацию. Мы поможем бабушке Пчеле?

Дети: Да!

Воспитатель, тогда нам нужно правильно нарисовать фрукты на деревьях. Давайте вспомним, как мы рассматривали деревья в саду, еще раз посмотрим какого цвета и формы фрукты.

Воспитатель показывает яблоко, обводит его по контуру, спрашивает: какое яблоко (круглое), цвет, какой бывает у яблок (красный, желтый, зеленый). Подобная работа проводится со всеми фруктами. Затем воспитатель напоминает, что крепятся фрукты к ветке специальной плодоножкой. Затем идет показ прорисовывания разных фруктов на ветках деревьев.

Воспитатель:

- А теперь возьмите кисточки и начинайте рисовать плоды на одном из деревьев.

Во время рисование воспитатель с бабушкой Пчелой обходят рисунки детей, подсказывая, напоминая, что фрукты должны расти равномерно, а не на одной ветке, чтобы не сломать ее.

Пальчиковая гимнастика
Палец толстый и большой,
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога,

Указал ему дорогу.
Средний пальчик — самый меткий:
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик,
В землю косточки сажает.

Поочередно загибать пальчики сначала правой, а затем левой руки.

А теперь рисуем плоды на втором дереве, только уговор, пусть это будут другие плоды.

Динамическая пауза.

Воспитатель выносит блюдо с очищенными апельсинами, дети становятся по кругу.

Апельсин

Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежат,
Эта долька — для ужат,

Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.

Он сердит на нас — беда.
Разбегайтесь кто куда!

В конце занятия дети выстраивают из рисунков фруктовый сад и воспитатель с бабушкой Пчелой обходят, показывают наиболее удавшиеся плоды и благодарят детей.

Просмотров: 398
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Медведева Серафима Владимировна. Мастер – класс «Пальцы помогают говорить»
  • Колесова Наталия Анатольевна. Статья: «Познание мира через пальцы рук».
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Черныш Виктория. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Бойцова Наталья Николаевна. Детский исследовательский проект «Чтобы руки не замерзли»
  • Романова Галина Сергеевна. Программа подготовки руки к письму в подготовительной к школе группе «Волшебные пальчики»
  • Павел Пискарев. «Мои пальчики расскажут» (пальчиковая гимнастика)
  • Фёдорова Елена Валентиновна. Проект: «Подготовка руки к письму у детей старшего дошкольного возраста средствами художественного конструирования из бумаги»
  • Осокина Екатерина Андреевна. Сюжетно-ролевая игра и воспитатель
  • Регаловская Татьяна Борисовна. Открытое занятие по развитию речи совместно воспитатель и логопед «Зима. Зимующие птицы»
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Самойлова Екатерина Михайловна, Беда Евгения Александровна. «Пальчиковая игра всегда под рукой»
  • Тимофеева Софья. Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях у детей от 1 года до 3 лет
  • Елена Тарасова. Конспект развлечения в старшей логопедической группе для детей с ФФНР Развитие графических навыков подготовка руки к письму Тема: «Лесная ёлка»
  • Ирина Симонова. Конспект занятия по развитию речи и подготовке руки к письму в подготовительной к школе группы
  • Ширяева Марина Геннадиевна. Конспект занятия «Научим куклу Алису мыть руки» во второй младшей группе
  • Ступникова Виктория Владимировна. Консультация для педагогов и родителей Тема: Подготовка руки к письму детей дошкольного возраста
  • Гончарова Ольга Владимировна. Консультация для воспитателей на тему: «Наши руки не для скуки. Нетрадиционные методы рисования с дошкольниками.»
  • Завгороднева Ольга Александровна. «Умелые руки не знают скуки»
  • Конспект НОД в подготовительной к школе группе по пересказу рассказа «Для чего руки нужны?».
  • Закирова Гульнара Мизфатовна. Подготовка руки к письму.
  • Иванова Павлина Вячеславовна. Связь движений руки с речью.
  • Каргаполова Евгения Анатольевна. Поделки из компакт дисков 'От скуки на все руки'
  • Маргарита Фаридовна Лебедева. Сценарий ко Дню Матери «Я руки мамины целую».
  • Вальтер Гульшат Валерьена. Конспект непосредственной образовательной деятельности: «А зачем нужны нам руки?»
  • Аханькова Елена Александровна. Консультация «Тебе, начинающий воспитатель!»
  • Житихина Анна Викторовна. Акция «Чистые руки — залог здоровья!» во 2 – ой младшей группе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь