Медведева Серафима Владимировна. Мастер – класс «Пальцы помогают говорить»

Мастер – класс «Пальцы помогают говорить»

«Развитие мелкой моторики и координации рук у детей дошкольного возраста».

Провела: Медведева С.В

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста. Задачи:

  1. Представить опыт работы по вопросу развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста педагогам детских садов города.
  2. Повысить и систематизировать уровень знаний, умений и навыков педагогов по выделенной проблеме.

Ход

У современных детей все чаще наблюдается задержка в развитии речи, хотя в основном они здоровы, у них нет нарушений слуха или нарушения центральной нервной системы. В чем же причина задержки речевого развития детей-дошкольников? Рассмотрим некоторые из них. Родители меньше стали говорить с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…). Они редко что-то делают своими руками, так как современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц, книги и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.). Поэтому для развития речи детей очень важно стимулировать речедвижения, т. е. тренировать тонкие движения пальцев рук.

 

Ведь, развивая руки, мы развиваем речь у детей-дошкольников.

Ученые экспериментально доказали, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Другими словами, развитие речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Вот почему такое серьезное значение придается сейчас развитию мелкой моторики и координации рук у детей дошкольного возраста.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка находится в пределах возрастной нормы.

Значит, самый надежный помощник в развитии ребенка — детская рука.

Исследователи детской психики говорят: рука учит мозг.

Известно, что пальцы органически связаны с мозговыми центрами. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга; развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка, а главное — речь.

Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет так же овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков, что в будущем может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения навыком письма, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Благоприятное стимулирующее воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывают самомассаж и разнообразные упражнения с бумагой, ножницами, пластилином, природными и бросовыми материалами, а также пальчиковые игры и графические упражнения. Развивая мелкую моторику рук у дошкольников необходимо максимально использовать предметно-практическую деятельность детей.

Но работа по развитию мелкой моторики у детей должна быть систематической, целенаправленной, должна приносить ребенку радость. Только тогда будет достигнут наилучший результат от упражнений.

Комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной умелости у дошкольников.

1. Материалы и упражнения, развивающие мелкую моторику пальцев рук.

  • Массаж и самомассаж

(массажные кольца, мячи, щетки, карандаши, прищепки, крышки, волчки…

развивают силу, ловкость, тактильные ощущения рук ребенка).

  • Шнуровка, завязывание бантиков
  • Застегивание пуговиц, молний, кнопок

(помогают своевременно овладеть навыками самообслуживания)

  • Наматывание клубочков
  • Мозаика, пазлы, конструкторы

(развивают зрительно-моторную координацию и ловкость рук у детей)

  • Трафареты, штампы, лекала
  • Раскрашивание

(развивают согласованность рук и глаз ребенка)

  • Бисероплетение

(развивает сенсорно-двигательные координации, усидчивость)

  • Аппликация из бумаги

(развивает умение уверенно пользоваться ножницами, аккуратность, настойчивость в достижении поставленной цели)

  • Мозаика из бумаги (обрывание)

(развивает силу рук, воображение)

  • Оригами
  • Конструирование из бумаги

(развивает точность и согласованность рук и глаз, фантазию у детей)

  • Лепка из пластилина
  • Рисование пластилином
  • Рисование пластилиновыми жгутиками

(развивает координации движений рук, глазомер, образное мышление)

  • Конструирование из природного материала
  • Аппликация из сухих листьев
  • Мозаика из семян растений
  • Конструирование из бросовых материалов
  • Конструирование из проволоки

(развивает зрительную память, фантазию, ручную умелость)

2. Пальчиковые игры и упражнения

Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Стихи, сопровождающие упражнения, — это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, предупреждения нарушений письма (пропуска гласных).

  • Упражнения без предметов (пальчиковые позы: кольцо, коза, вилка, т. д.)
  • Упражнения с предметами (мячами, прищепками, массажными кольцами, крышками от бутылок, горохом, фасолью, четками и др.)
  • Речевые пальчиковые игры ( «Моя семья», «Пальчик-мальчик», «Капустка», «Дружба», «Сидит белка на тележке», «Мы писали, мы писали» и другие)
  • Театр в руке (использование различных пальчиковых кукол, кукол бибабо –для обыгрывания пальчиковых историй, сказок)

3. Графические упражнения

Способствуют развитию тонких, точных, координированных движений рук и пальцев, зрительного восприятия, контроля «глаз – рука», умения действовать по словесной инструкции, внимания, успешного овладения навыком письма.

  • Дорожки
  • Штриховка
  • Обведение по точкам
  • Обведение по линиям
  • Рисование по клеточкам
  • Графический диктант
  • Работа в тетрадях в клетку и в линейку

Важно отметить, что способность к необходимому распределению мышечного усилия при работе кистей рук и достаточная функциональная подвижность больших пальцев по отношению к остальным обеспечивают ребенку высокую пластичность в сфере мелкой моторики, что помогает избежать трудностей в овладении навыками письма в школе.

И так, в процессе всего предложенного комплекса мер, способствующего развитию мелкой моторики пальцев рук, развивается:

  • Сила рук
  • Ловкость рук
  • Координация движений рук
  • Внимание
  • Зрительная память
  • Переключаемость с одного вида движений на другой
  • Согласованность движений руки и глаз
  • Усидчивость
  • Аккуратность
  • Образное мышление
  • Фантазия
  • Готовность руки к письму
  • Речь

Уровень сформированности мелкой моторики определяет уровень освоения ребенком:

  • Изобразительных умений
  • Конструктивных умений
  • Трудовых умений
  • Музыкально-ритмических умений
  • Навыков письма
  • Овладения родным языком

Таким образом, совершенствование мелкой моторики рук оказывает огромное влияние на развитие речи, развитие основных психических процессов, а, значит, и на всестороннее развитие детей-дошкольников.

Практическая часть

1. Массаж (самомассаж) кистей и пальцев рук

  • Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.
  • Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
  • Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
  • Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
  • Разминание каждого пальца вдоль, затем поперек (направление движений – от ногтевых фаланг к основаниям пальцев).
  • Прижимание каждого ногтя указательным пальцем, сдвигая палец, «катая» его влево – вправо. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены.
  • Потягивание за кончики пальцев (ногтевые фаланги)

2. Пальчиковая гимнастика за столом

  • Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.
  • Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно.
  • Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе):

а) правой руки,

б) левой руки,

в) обеих рук одновременно.

  • Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе), поочередно и одновременно.
  • Поочередная смена положения рук «кулак – ладонь – ребро» обеими руками и поочередно.
  • Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола, сначала одной, затем другой, потом обеими руками одновременно.
  • Постукивание поочередно подушечками пальцев по столу одной, другой рукой, а затем обеих рук одновременно.
  • Имитация игры на пианино.

3. Творческое задание «Цветок» (поделка из бумажных салфеток)

«С радостью всегда творите

И друзьям цветы дарите!»

Просмотров: 773
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Воронова Ольга Геннадиевна. Игры своими руками для развития мелкой моторики и координации движений.
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Никитенко Елена Владимировна. Проект 'Мир на кончиках пальцев', направленный на развитие мелкой моторики
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука С с использованием игр на развитие моторики пальцев рук».
  • Поморцева Ольга Александровна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи младших дошкольников.
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Грушецкая Людмила Александровна. Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики у детей раннего возраста в ДО
  • Тимофеева Софья. Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях у детей от 1 года до 3 лет
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Трофимова Александра Викторовна. Игровые упражнения для развития мелкой моторики
  • Чемекова Надежда Михайловна. Родительское собрание 'Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей'
  • Черняй Ольга Витальевна. Консультация для воспитателей «Таланты детей на кончиках их пальцев» (развиваем сенсорику и мелкую моторику рук)
  • Хорольская Вера Николаевна. «Бизиборд, своими руками, как средство развития мелкой моторики и познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста»
  • Леонова Наталья Юрьевна. «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Богатырева Тамара Федоровна. Пособие по развитию мелкой моторики 'Пальчики играют – ум ребенка развивают'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь