«Развитие мелкой моторики и координации рук у детей дошкольного возраста».
Провела: Медведева С.В
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста. Задачи:
- Представить опыт работы по вопросу развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста педагогам детских садов города.
- Повысить и систематизировать уровень знаний, умений и навыков педагогов по выделенной проблеме.
Ход
У современных детей все чаще наблюдается задержка в развитии речи, хотя в основном они здоровы, у них нет нарушений слуха или нарушения центральной нервной системы. В чем же причина задержки речевого развития детей-дошкольников? Рассмотрим некоторые из них. Родители меньше стали говорить с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…). Они редко что-то делают своими руками, так как современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц, книги и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.). Поэтому для развития речи детей очень важно стимулировать речедвижения, т. е. тренировать тонкие движения пальцев рук.
Ведь, развивая руки, мы развиваем речь у детей-дошкольников.
Ученые экспериментально доказали, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Другими словами, развитие речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Вот почему такое серьезное значение придается сейчас развитию мелкой моторики и координации рук у детей дошкольного возраста.
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка находится в пределах возрастной нормы.
Значит, самый надежный помощник в развитии ребенка — детская рука.
Исследователи детской психики говорят: рука учит мозг.
Известно, что пальцы органически связаны с мозговыми центрами. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга; развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка, а главное — речь.
Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет так же овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков, что в будущем может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения навыком письма, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Благоприятное стимулирующее воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывают самомассаж и разнообразные упражнения с бумагой, ножницами, пластилином, природными и бросовыми материалами, а также пальчиковые игры и графические упражнения. Развивая мелкую моторику рук у дошкольников необходимо максимально использовать предметно-практическую деятельность детей.
Но работа по развитию мелкой моторики у детей должна быть систематической, целенаправленной, должна приносить ребенку радость. Только тогда будет достигнут наилучший результат от упражнений.
Комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной умелости у дошкольников.
1. Материалы и упражнения, развивающие мелкую моторику пальцев рук.
(массажные кольца, мячи, щетки, карандаши, прищепки, крышки, волчки…
развивают силу, ловкость, тактильные ощущения рук ребенка).
- Шнуровка, завязывание бантиков
- Застегивание пуговиц, молний, кнопок
(помогают своевременно овладеть навыками самообслуживания)
- Наматывание клубочков
- Мозаика, пазлы, конструкторы
(развивают зрительно-моторную координацию и ловкость рук у детей)
- Трафареты, штампы, лекала
- Раскрашивание
(развивают согласованность рук и глаз ребенка)
(развивает сенсорно-двигательные координации, усидчивость)
(развивает умение уверенно пользоваться ножницами, аккуратность, настойчивость в достижении поставленной цели)
- Мозаика из бумаги (обрывание)
(развивает силу рук, воображение)
- Оригами
- Конструирование из бумаги
(развивает точность и согласованность рук и глаз, фантазию у детей)
- Лепка из пластилина
- Рисование пластилином
- Рисование пластилиновыми жгутиками
(развивает координации движений рук, глазомер, образное мышление)
- Конструирование из природного материала
- Аппликация из сухих листьев
- Мозаика из семян растений
- Конструирование из бросовых материалов
- Конструирование из проволоки
(развивает зрительную память, фантазию, ручную умелость)
2. Пальчиковые игры и упражнения
Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Стихи, сопровождающие упражнения, — это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, предупреждения нарушений письма (пропуска гласных).
- Упражнения без предметов (пальчиковые позы: кольцо, коза, вилка, т. д.)
- Упражнения с предметами (мячами, прищепками, массажными кольцами, крышками от бутылок, горохом, фасолью, четками и др.)
- Речевые пальчиковые игры ( «Моя семья», «Пальчик-мальчик», «Капустка», «Дружба», «Сидит белка на тележке», «Мы писали, мы писали» и другие)
- Театр в руке (использование различных пальчиковых кукол, кукол бибабо –для обыгрывания пальчиковых историй, сказок)
3. Графические упражнения
Способствуют развитию тонких, точных, координированных движений рук и пальцев, зрительного восприятия, контроля «глаз – рука», умения действовать по словесной инструкции, внимания, успешного овладения навыком письма.
- Дорожки
- Штриховка
- Обведение по точкам
- Обведение по линиям
- Рисование по клеточкам
- Графический диктант
- Работа в тетрадях в клетку и в линейку
Важно отметить, что способность к необходимому распределению мышечного усилия при работе кистей рук и достаточная функциональная подвижность больших пальцев по отношению к остальным обеспечивают ребенку высокую пластичность в сфере мелкой моторики, что помогает избежать трудностей в овладении навыками письма в школе.
И так, в процессе всего предложенного комплекса мер, способствующего развитию мелкой моторики пальцев рук, развивается:
- Сила рук
- Ловкость рук
- Координация движений рук
- Внимание
- Зрительная память
- Переключаемость с одного вида движений на другой
- Согласованность движений руки и глаз
- Усидчивость
- Аккуратность
- Образное мышление
- Фантазия
- Готовность руки к письму
- Речь
Уровень сформированности мелкой моторики определяет уровень освоения ребенком:
- Изобразительных умений
- Конструктивных умений
- Трудовых умений
- Музыкально-ритмических умений
- Навыков письма
- Овладения родным языком
Таким образом, совершенствование мелкой моторики рук оказывает огромное влияние на развитие речи, развитие основных психических процессов, а, значит, и на всестороннее развитие детей-дошкольников.
Практическая часть
1. Массаж (самомассаж) кистей и пальцев рук
- Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.
- Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
- Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
- Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
- Разминание каждого пальца вдоль, затем поперек (направление движений – от ногтевых фаланг к основаниям пальцев).
- Прижимание каждого ногтя указательным пальцем, сдвигая палец, «катая» его влево – вправо. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены.
- Потягивание за кончики пальцев (ногтевые фаланги)
2. Пальчиковая гимнастика за столом
- Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.
- Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно.
- Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе):
а) правой руки,
б) левой руки,
в) обеих рук одновременно.
- Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе), поочередно и одновременно.
- Поочередная смена положения рук «кулак – ладонь – ребро» обеими руками и поочередно.
- Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола, сначала одной, затем другой, потом обеими руками одновременно.
- Постукивание поочередно подушечками пальцев по столу одной, другой рукой, а затем обеих рук одновременно.
- Имитация игры на пианино.
3. Творческое задание «Цветок» (поделка из бумажных салфеток)
«С радостью всегда творите
И друзьям цветы дарите!»
|