Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить

Пальцы помогают говорить

У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушения слуха или поражения центральной нервной системы. В чем причина задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит развитие речи — это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривать с ребенком. Они стараются говорить с ребенком при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Конечно это важное условие, чтобы ребенок заговорил, но нужно учесть еще и другое. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Может быть развитие моторной речи зависит от развития моторики ребенка в целом? В чем же заключается связь движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связными с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую, сложную работу. В связи с этим увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

 

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются пальцы рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми шести – семи месяцев. В этот период полезно делать массаж- поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно. С десяти месячного возраста следует давать ребенку перебирать сначала крупные предметы, затем более мелкие. Для этой цели хороши нанизывать бусы, собирать и разбирать пирамидку.

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики можно предложить:

  • шнуровки
  • мозаика
  • собирание конструктора из мелких деталей
  • штриховка
  • рисование мелками, пальчиками
  • лепка (не пластилин)

Хорошим средством для развития движений пальцев являются пальчиковые игры. Они не должны быть продолжительными, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.

Предлагаем несколько комплексов пальчиковых игр и упражнений.

Упражнения первого комплекса

  1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь — вместе).
  2. Ладошки- кулачок-ребро (на счет «раз-два-три»).
  3. Пальчики здороваются (на счет «раз- два- три- четыре- пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным ит. д.)
  4. Человек (указательный и средний пальцы правой, потом левой руки бегают по столу).
  5. Дети бегают на перегонки (движения четвертого упражнения, но выполняют обе руки одновременно).
  6. Потешка «ПАЛЬЧИК- МАЛЬЧИК».

Пальчик- мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песнипел.

Логопед показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему; прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех остальных пальцев, начиная с указательного.

УПРАЖНЕНИЯ ВТОРОГО КОМПЛЕКСА

  1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
  2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
  3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
  4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, а большой, мизинец и безымянный- соединить).
  5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, расставив пальцы).
  6. Потешка «БЕЛКА».

Сидит белка на тележке, продает она орешки:

Лисичке- сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, зайчику усатому.

Дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

Просмотров: 532
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Капкаева Ольга Васильевна. Доклад на тему «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука С с использованием игр на развитие моторики пальцев рук».
  • Колесова Наталия Анатольевна. Статья: «Познание мира через пальцы рук».
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Иванова Павлина Вячеславовна. Связь движений руки с речью.
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Черняй Ольга Витальевна. Консультация для воспитателей «Таланты детей на кончиках их пальцев» (развиваем сенсорику и мелкую моторику рук)
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Медведева Серафима Владимировна. Мастер – класс «Пальцы помогают говорить»
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. Роль развития мелкой моторики рук в коррекции речи детей с ОНР.
  • Хасанзянова Люция Накифовна. Консультации для воспитателей Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
  • Тимофеева Софья. Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях у детей от 1 года до 3 лет
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • О.Б. Спицина Е.А. Шуклина А.С. Бузинова. Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему «Влияние мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на развитие речи и мыслительных операций»
  • Ерохина Оксана Михайловна. Развитие словаря дошкольников посредством упражнений на мелкую моторику кисти руки
  • Ирина Симонова. Конспект занятия по развитию речи и подготовке руки к письму в подготовительной к школе группы
  • Никитенко Елена Владимировна. Проект 'Мир на кончиках пальцев', направленный на развитие мелкой моторики
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Алена Сергеевна Расскзова. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка»
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Пурзикова Елена Владимировна. Кружок по развитию речи детей и укреплению мелкой моторики рук «Говорящие пальчики»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь