У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушения слуха или поражения центральной нервной системы. В чем причина задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит развитие речи — это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривать с ребенком. Они стараются говорить с ребенком при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Конечно это важное условие, чтобы ребенок заговорил, но нужно учесть еще и другое. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Может быть развитие моторной речи зависит от развития моторики ребенка в целом? В чем же заключается связь движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связными с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую, сложную работу. В связи с этим увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются пальцы рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми шести – семи месяцев. В этот период полезно делать массаж- поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно. С десяти месячного возраста следует давать ребенку перебирать сначала крупные предметы, затем более мелкие. Для этой цели хороши нанизывать бусы, собирать и разбирать пирамидку.
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики можно предложить:
- шнуровки
- мозаика
- собирание конструктора из мелких деталей
- штриховка
- рисование мелками, пальчиками
- лепка (не пластилин)
Хорошим средством для развития движений пальцев являются пальчиковые игры. Они не должны быть продолжительными, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.
Предлагаем несколько комплексов пальчиковых игр и упражнений.
Упражнения первого комплекса
- Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь — вместе).
- Ладошки- кулачок-ребро (на счет «раз-два-три»).
- Пальчики здороваются (на счет «раз- два- три- четыре- пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным ит. д.)
- Человек (указательный и средний пальцы правой, потом левой руки бегают по столу).
- Дети бегают на перегонки (движения четвертого упражнения, но выполняют обе руки одновременно).
- Потешка «ПАЛЬЧИК- МАЛЬЧИК».
Пальчик- мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песнипел.
Логопед показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему; прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех остальных пальцев, начиная с указательного.
УПРАЖНЕНИЯ ВТОРОГО КОМПЛЕКСА
- Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
- Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
- Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
- Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, а большой, мизинец и безымянный- соединить).
- Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, расставив пальцы).
- Потешка «БЕЛКА».
Сидит белка на тележке, продает она орешки:
Лисичке- сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, зайчику усатому.
Дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
|