Бондарева Ирина Валентиновна, Комаренко Ольга Петровна. Использование природного материала в работе с детьми дошкольного возраста «Умелые руки не знают скуки»

Использование природного материала в работе с детьми дошкольного возраста «Умелые руки не знают скуки»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 81 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга

Авторы:

  • Бондарева Ирина Валентиновна
  • Комаренко Ольга Петровна

Природа-это большая богатая мастерская для творчества. Конструирование из природного материала – благодатная возможность для развития творческого воображения ребенка.

В листьях, травах, шишках, желудях таятся образцы сказочных героев. Труд с использованием природных материалов развивает фантазию, сообразительность, выдумку, способствует формированию ручных умений и навыков. Мы творим из того, что уже не нужно природе, воспитывая в детях умение видеть красоту в окружающей нас природе, учим бережно к ней относиться.

 

Скачать конспект

Природный материал делится на три группы:

  • Материалы растительного происхождения (листья, цветы, плоды, ветки, корни, кора и т.д.)
  • Материалы животного происхождения (яичная скорлупа, кожа, мех, пух, перья)
  • Материалы минерального происхождения (камни, песок, глина, ракушки)

Собирать природные материалы нужно, когда они созрели, так как некоторые из них, будучи сорваны незрелыми, при высыхании теряют свою привлекательность. Лучшее время для сбора материала – лето и осень.

Что собирать – это вам подскажет воображение. Обязательно возьмите для работы листья и цветы, желуди с чашечками, в которых они растут, шишки (еловые, сосновые, кедровые, ольховые), орехи, косточки, бобы, фасоль, горох. Фрукты и овощи, древесные грибы, веточки различной формы, морские и речные ракушки, кору, семена-крылатки, камешки, пух и другое.

При изготовлении поделок часто используются дополнительные материалы. К дополнительным материалам относятся:

  • Бумага и картон.
  • Пластилин (для скрепления частей, выполнения отделочных работ или в качестве фона).
  • Проволока (для скрепления частей, изготовления каркаса).
  • Клей ПВА (он хорошо скрепляет детали).
  • Цветные лоскутки (нужны для оформления работы).
  • Лесные орехи, желуди и каштаны наиболее часто используют для создания различных персонажей (человечков, животных), а также при выполнении украшений (бус, браслетов).

Например: змея – из желудей, жучки из орехов, мишка из грецкого ореха, улитка из каштана.

  • Древесный гриб прекрасный материал для изготовления цветов, юбочек, шляп, фигурок паука, черепахи, совы, лягушки. При хранении срез у древесных грибов необходимо зачистить ножом.
  • Шишки – это прекрасный материал для изготовления объёмных игрушек. Для изделий лучше использовать нераскрывшиеся шишки (с ними легче работать). Можно сделать крокодила Гену (три шишки – одна большая, одна средняя и маленькая, шесть частей желудя, четыре веточки, кусочек коры, пластилин), щенок (большая сосновая шишка, две еловые, листья кукурузы, две сухие ягоды, четыре веточки, пластилин), зайка (еловые шишки, лесной орех, кукурузные листья, четыре веточки, пластилин), утёнок с червяком, дед мороз, старик-лесовик. Шишки собираем на влажной почве, чтобы они не пересыхали и дольше хранились. Можно обработать столярным клеем, чтобы чешуйки не раскрылись.

Для выполнения игрушек и отделочных деталей (комочек ежа, усиков бабочки, юбочки для куклы) используем хвойные иголки. В работе лучше использовать зелёную хвою. Иголки можно собирать в любое время года. Можно делать аппликации из чешуек шишек и иголок.

  • Веточки – используем для изготовления некоторых частей изделий (рук, ног, шеи). Веточки нужны для соединения деталей изделия друг с другом.
  • Кора (береста). Все изделия из коры можно разделить на 2 группы:
  • Плоскостные (аппликации, рисунки, резьба, выжигание)
  • Объёмные (изделия из целого куска коры и плетения)

Собираем бересту ранним летом, когда заканчивается движение сока в дереве. Собираем только с поваленных деревьев.

  • - Интересные композиции получаются из засушенных листьев, цветов, трав.

Высушиваем, перекладывая большим количеством газет и ставим под пресс на два дня. Степень готовности определяется так – если лист или цветок поднять за черенок, то они не должны наклонять никакой своей частью.

Что же можно сделать из листьев? Бабочка и стрекоза, белочка и ёжик, божья коровка, кошки-мышки, паучки, петушок и курочка, солнышко, рыбки, утки на озере, лягушки.

  • Яичная скорлупа – прекрасный материал для детского творчества. В работе можно использовать как целую скорлупу, так и её части.

Изделия из яичной скорлупы могут быть объёмными и плоскими. Объёмные выполняются из целой скорлупы, плоские – это разновидность аппликационных работ, выполненных в мазаичной технике.

Целую скорлупу получить просто. В сыром яйце прокалываем маленькие отверстия с противоположных сторон и выдуваем содержимое в стакан, промываем через отверстия и высушиваем. Для придания прочности изнутри скорлупу покрывают клеем ПВА. Для этого в верхнее отверстие сливают клей, одновременно вращая яйцо.

Работы из яиц разнообразные. Это игрушки на новогоднюю ёлку, сказочные птицы и т.д.

Мозаика – это всё, на что у вас хватит фантазии. Это и сказочные герои, различные животные, птицы.

  • Пушистые материалы – это всевозможный растительный пух. Этим материалом можно рисовать. Пух собирается в солнечную погоду. Хранится в картонной коробке или стеклянной банке. Аппликация из пуха может закрепляться на фоне без стекла. Для этого необходимо правильно выбрать фон. Обычно это бархатная бумага тёмного цвета.
  • Перья. Используют куриные, утиные, гусиные, перья воробьёв, голубей, попугаев. Перед работой перья промывают, сушат и расчёсывают. Перья можно использовать в качестве деталей в объёмных изделиях и аппликациях.
  • Ракушки – морские и речные. Створки ракушки хорошо склеиваются клеем. Изделия из ракушек – это игрушки, аппликации, украшения.

Что же можно сделать из ракушек? А это бабочки, цыплёнок, попугай (здесь в работе можно использовать перья птиц), лягушка, павлин, петушок, лебедь, матрёшка, жираф, мишка.

  • Камни. Можно выполнить изделие, используя природную форму одного камушка, а можно собрать его из нескольких камней. Из мелких камушков можно выполнить мозаику (рыбки в озере, черепаха). Плоские камни можно использовать, как материал для рисования.
  • Песок – интересный материал. Его можно использовать в аппликации. Аппликация выполняется на картоне. Сначала наносим рисунок, на отдельные контуры рисунка наносим клей, а на клей – песок.
  • Глина. Она есть почти повсюду. Для лепки очень важно, чтобы глина была однородной. Её нужно хорошо размешивать. Готовая для работы глина отставать от рук. Много вещей можно вылепить из глины, но самые интересные – это игрушки.
  • Плоды и ягоды. Работа с этим материалом развивает у детей фантазию, учит находить неожиданное решения для осуществления своего проекта. Изделия из плодов повышают не только интерес к своему

проекту, творчеству, игре, но и помогают оформить праздничный стол

Картофель – прекрасный материал для детских работ. Лук, кукурузные початки, горох, помидоры, шиповник, рябина, яблоки, арбуз, дыня, редис, тыква, морковь и т.д.

Рекомендуем при работе с природным материалом использовать загадки.

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки (Дерево)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек (Желудь)

Круглый, зрелый, загорелый

Раз попался на зубок,

Расколоться всё не мог.

А попал под молоток

Хрустнул раз – и треснул бок. (Орех)

Вот ящик почтовый,

В нём писем не счесть,

И в каждом пушистая ёлочка есть (Шишка)

Зелёные сестрички,

Девчонки – невелички.

На ветке ёлочки сидят,

Уколоть меня хотят. (Хвойные иголочки)

Не сучок, не листок,

А на дереве растёт. (Древесный гриб)

Дерево одежда

Ствол хранит надёжно. (Кора)

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили? (Картошка)

У закутанных девиц

Волос ветер шевелит. (Кукуруза)

Оседая еле-еле,

Очень лёгок, очень сух,

Над землёй кружит по ветру

Лебединый белый (Пух)

Под водой на дне лежали

Рыбкам плавать не мешали (Камни)

Мы познакомили Вас с природными материалами, их свойствами. Дали советы по изготовлению различных поделок, разнообразных работ вместе с детьми. Надеемся, что наши советы вы будете использовать в своей работе.

Просмотров: 799
Категория: По направлениям » Для детского сада » Рукоделие для детей




Другие новости по теме:

  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Молодых Оксана Владимировна. «Можно» и «Нельзя» или Дисциплина для дошкольников: за и против
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Редактор. Как заготовить Материалы для изготовления природных поделок
  • Редактор. Что нужно для изготовления поделок
  • Коннова Наталья Борисовна. Тема: « Урок -суд над наркоманией» /при изучении социальных норм и отклоняющего поведения можно провести подобные уроки в 8-10 классах/
  • Поморцева Ольга Александровна. Презентация «Как воспитать ребёнка успешным? Можно ли обойтись без наказания?»
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Хусаинова Рамиля Нурисламовна. Сценарий к Дню Матери для средней группы детского сада «Мама — это значит нежность — это ласка, доброта»
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Редактор. Как можно украсить пасхальные яйца
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Менщикова Марина Александровна. Конспект НОД в средней группе «Кого можно назвать другом».
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Редактор. Можно ли развить чувство юмора?
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Конспект беседы с родителями на тему: «Можно ли наказывать ребенка»
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Макарова Елена Николаевна. Педагогический проект во второй младшей группе «Семья для каждого – это очень важно!»
  • Чурилова Елена Александровна. «Можно ли активизировать развитие ребёнка с помощью игр с камушками Марблс?»
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Гюзаль Равиловна Якупова. Конспект непосредственной образовательной деятельности познавательно-речевого направления «Чем можно порадовать маму?»
  • Главный Редактор. Дополнительные материалы для изготовлении игрушек
  • Эдит Сницарук. Стихотворение для детей КОГДА ЭТО БЫВАЕТ? (их цикла 'Времена года')
  • Дунаева Клавдия Павловна. Конспект открытого познавательного занятия на тему: «Частицу города нашего разве можно, друзья, не любить» во второй младшей группе
  • Земцова А.А., Шабанова Л.И.. Информационно-творческий проект «Рыбы. Что нужно им для жизни» для старшей группы
  • Мокрова Любовь Васильевна. Экологический проект в младшей группе «Лето – это маленькая жизнь» (для детей 3-4 лет)
  • Титова Ирина Викторовна. Статья «Фликер – что это такое?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь