Ягодина Татьяна Степановна. Формирование звукового восприятия при организации непрерывной образовательной деятельности

Формирование звукового восприятия при организации непрерывной образовательной деятельности

Учитель-логопед Ягодина Т.С. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 4 «МОНТЕССОРИ» г. ТОМСКА (МБДОУ №4 «Монтессори» г.Томска)

Новые требования ФГОС призывают нас не ускорять развитие детей, но и не упустить момент, а вовремя предложить нужный материал, который поможет ребенку освоить то, что ему интересно.

Работая в детском саду, я пришла к выводу, что коррекция речевых нарушений и формирование правильной речи дошкольников не может ограничиваться рамками логопедического кабинета.

Свои коррекционные занятия я начинаю с того момента, когда ребенок покидает стены родной группы и по коридору идет в кабинет, аккуратно неся на голове вязаный мячик, тем самым вырабатывая равновесие симметричность осанки, концентрацию внимания или предлагаю ребенку донести на ладошке перышко так, чтобы оно не упало. Подобные упражнения для детей проводятся и в группах. Они проходят по кругу, неся перед собой легкий теннисный шарик на блюдце, стакан с водой, и др.

 

Пополняю среду группы материалами, способствующими профилактики и коррекции речевого развития. Одним из таких материалов являются «Звуковые коробочки», которые имеются практически в каждой группе.

Цель: Развивать фонематический слух и слуховое внимание; учить различать звуки в слове на слух; уметь находить заданный звук в слове.

В группе упражнения для развития фонематического слуха можно презентовать детям среднего и старшего дошкольного возраста.

Способность слышать различать разные звуки дает огромный толчок в развитии речи, а также может послужить отличным стартом в становлении навыков чтения и письма.

Работа начинается с определения гласного в начале слова, затем в конце, в середине.

Материал: Поднос белого цвета, коробочка с правильно подобранными предметами (картинками), названия которых начинается на один и тот же звук. Все предметы обдуманны, в названиях не встречается ни каких фонограмм, сочетание звуков не может вызывать сомнений.

Например: Апельсин, Ананас, Абрикос;

Облако, Ослик, Осень;

Кот, Кубик, Карандаш; Корова;

Бант, Банан, Бабочка;

Сумка, Слон, Стул, Самолет, Стол.

Педагог берет поднос с материалом и приглашает ребенка присесть за стол. Вместе с ребенком рассматривают содержимое коробочки, трогают, ощупывают.

Затем попросив ребенка внимательно слушать, показывает каждый предмет по очереди, называет его, четко проговаривая, утрируя первый звук.

Проговорив названия всех предметов ребенку задается вопрос: «Какой звук, ты слышал в начале слова?» Если ребенок затрудняется, повторите все названия еще раз (так же утрируя первый звук).

Рекомендации

  • Набор предметов должен быть таким, чтобы во всех названиях нужный нам звук обозначался на письме «своей» буквой. Необходимо учитывать разницу в звучании твердых и мягких согласных.
  • Легче выделить первый звук в тех словах в которых следующий идет гласный

Упражнения:

  • Какой звук ты слышал в начале слова?
  • Покажи мне предмет, который начинается на звук [К];
  • С какого звука начинается название этого животного?
  • Давай найдем в группе все предметы названия которых начинается со звука [К];
  • Смешать предметы из двух коробочек и сортировать их на те, названия которых начинаются с одного звука и те, которые начинаются с другого;
  • Сделать коробочки, где нужно слушать одинаковый звук в конце слов;
  • одинаковый звук в средней позиции в слове.

В дальнейшем можно усложнять задания следующим образом:

Коробочка с предметами, в названиях которых звук [К] находится в разных позициях + карточки с обозначением места расположения звука.

Например: Кот, лаК, белКа; Носок, кабаН, баНт; Муха, коМар, гноМ; Слон, ноСок, автобуС; Лук, воЛк, стуЛ- эти слова используются только в том случае если ребенок правильно произносит звук [Л]

Упражнения:

  • Определить, позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце слова.

Выкладывая из коробочки все предметы, выделяем голосом нужный звук, в нужной позиции. Ребенок поочередно берет предметы, произносит их название, выделяя голосом звук, и кладет его в соответствующую ячейку, с обозначенной карточкой, на которой схематично нарисовано место нахождения звука.

  • Выкладывает предметы в таком порядке, чтобы последующее слово начиналось со звука, на который оканчивается предыдущее.

Например: куБ — БелкА — АнанаС — СамолеТ — ТелефоН – Нос —...

Таким образом отработанный с логопедом звук успешно закрепляется на подобном материале в группе.

Список литературы:

Дмитриевна В.Г. «Методика Марии Монтессори или помогите мне сделать это самому» /2005г, издательство Сова.

Просмотров: 369
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Сошникова Лариса Валериевна. Цикл занятий для подготовительной к школе группы. Звук «с» и звук «з».
  • Федорова Елена Сергеевна. Тема: Обучающая игра — тренажёр «Миша учит Машу правильно произносить звук Ш. Постановка и автоматизация звука Ш».
  • Демиденко Татьяна Романовна. Непосредственно организованная образовательная деятельность Тема: Звук [Ч], буква Ч. (Этап автоматизации звука [Ч])
  • Фильчукова Марина Владимировна. Конспект совместной деятельности учителя-логопеда Фильчуковой М.В. с детьми старшего дошкольного возраста. «С чего начинается Родина» (звук и буква «М»)
  • Полякова Наталья Ярославовна. Учим ребенка правильно произносить звук [С]
  • Кошелева Светлана Александровна. «А Ваш ребёнок произносит звук «Р»?
  • Юлия Кодинцева. Развитие речевого восприятия Звук (у). Буква У у
  • Размета Татьяна Евгеньевна. Конспект занятия по звуковой культуре речи на тему: Звук «Ш» для детей старшей группы
  • Даутова Елена Николаевна. Конспект ОД по звуковой культуре речи в средней группе, звук Ч.
  • Кукольщикова Валерия Дмитриевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей подготовительной к школе группе «Звук и буква C»
  • Дорогая Ирина Валерьевна. Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Звук Р. Автоматизация у ребенка с дизартрией»
  • Мудракова Наталья Владимировна. Презентация по развитию речи во 2 младшей группе 'Звук 'П'
  • Федотова Евгения Сергеевна. Конспект ООД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Звуковая культура речи: звук «Ш»» для детей средней группы 4-5 лет
  • Лошковых Марина Алексеевна. НОД. Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи имеющих минимальные дизартрические расстройства. Тема: Звук «Р».
  • Шильцова Ирина Ивановна. Конспект организации непосредственно образовательной деятельности Тема: Звуковая культура речи: звук «Ф»
  • Арсеньева Галина Алексеевна. Занятие по развитию речи в старшей группе «Звук и буква У»
  • Давыдова Татьяна Владимировна. Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшей группы «Звук ЛЬ»
  • Орлова Светлана Владимировна. Конспект подгруппового занятия с использованием Здоровье сберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Культура речи: звук [р] в словах. Рисование на тему «Цветы на лугу».
  • Бугаёва Наталья Юрьевна. Конспект занятия по развитию произношения для детей подготовительной группы «Звук Р».
  • Антонова Елена Олеговна Суворова Елена Ивановна. Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема: «Звук [Ч]».
  • Шамова Татьяна Викторовна. Конспект занятия по звукопроизношению в подготовительной группе. ТЕМА: Звук и буква «У»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук С»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук Р»
  • Мухина Марина Геннадьевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. «Звук Ш. Буква Ш»
  • Якубова Регина Вагизовна. Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе на тему: «Органы артикуляционного аппарата. Понятие «звук»»
  • Аксёнова Ирина Александровна. Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Звук [л].
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звук Р»
  • Аксёнова Ирина Александровна. Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: Звук [л].
  • Самсонова Наталья Юрьевна. Конспект фронтального логопедического занятия Тема: ЗВУК «Ш»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звук Р»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь