Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкально-творческой деятельности для успешной социализации и индивидуализации личностных качеств.
Конспект совместной музыкально-творческой деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Эмоции и настроения в звуках Осени»
Музыкальный руководитель: первой квалификационной категории Мищенко Инна Васильевна. г. Всеволожск 2016 г. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 4»
Цель: создание условий для комплексного развития эмоционального интеллекта детей в совместной музыкально – творческой деятельности на основе восприятия музыки, пения, музыкально – ритмических движений, театрально – игрового творчества и инструментального экспериментирования.
Задачи музыкального воспитания и развития.
- Воспитывать в детях эмоциональную отзывчивость на музыку в совместной музыкально-творческой деятельности.
- Обогащать впечатления детей в процессе слухового восприятия музыкальных произведений, учить распознавать эмоции и чувства, выраженные в музыке.
- Формировать коммуникативные навыки детей в процессе совместной музыкально-творческой деятельности.
- Развивать образное мышление, воображение, фантазию детей в разных видах музыкальной деятельности.
- Развивать у детей ладовые ощущения и чувство ритма при игре на музыкальных инструментах, пении, танце.
- Развивать музыкальные способности детей в процессе создания образа с помощью экспериментирования со звуками (шумами) и в танцевальных движениях.
Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
- Воспитывать положительные эмоции и развивать эмоциональный интеллект детей в совместной деятельности детей и музыкального руководителя при использовании музыкальных, игровых, информационных коммуникационных технологий.
- Развивать интегративные качества: эмоциональную отзывчивость, инициативность в процессе сотрудничества и умения взаимодействовать в группе детей.
- Развивать чувство эмпатии, умение правильно выражать свои эмоции посредством жестов, пантомимы, мимики и пластических движений, а также управлять своими эмоциями.
Демонстрационный и раздаточный материал: мультимедийный экран, волшебная коробочка, фотографии с различными эмоциями детей, мольберт, музыкальные инструменты (треугольники, маракасы, бубенцы, колокольчики), ленточки, платки из вуали.
План совместной музыкально-творческой деятельности
Музыкальный руководитель встречает детей у дверей зала словами:
Осень золотая в городе любимом, Радует нас красками и звуками своими. В этот музыкальный зал, Приглашаю Вас друзья,
Дружно за руки возьмемся, В мир природы окунемся.
Слайд 1 «Осенний пейзаж» Музыкальный руководитель заводит детей в музыкальный зал под фонограмму песни «Скворушка прощается» слова М. Ивенсон, музыка Т. Потапенко.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети. Приветствие детей. Меня зовут Инна Васильевна. Поприветствуем друг друга и гостей в зале песенкой. Улыбнитесь, выпрямите спины, сделайте спокойный вдох, выдох. Я пою фразу, вы ее слушаете, а за тем повторяете как эхо.
Коммуникативная песенка – приветствие «Улыбка»
- От улыбки станет всем светлей! Дети повторяют. - И тебе и мне и всем кто в этом зале! Дети повторяют вторую фразу. - Поприветствуем друг друга мы! Дети повторяют эхом. - И порадуем своими голосами! Дети повторяют эхом.
Музыкальный руководитель:
Я рада встрече с вами в этот осенний день! А какое у вас настроение? (реагировать на настроение детей). Дети, вам зал этот знаком, но может быть, вы заметили что – то необычное? Ответы детей. Как вы думаете, что это? Ответы детей. Как еще можно назвать этот предмет? А кто думает по-другому? Ответы детей.
Музыкальный руководитель:
Да – это волшебная коробочка! Вам интересно узнать, что в ней находится? Ответы детей.
Ах детство, детство, детство — счастливая пора, Как хорошо, что можно Нам заглянуть туда. Волшебная коробочка, что спрятано внутри,
Узнаем мы с ребятами — раз, два, три.
Первый ящик открываем,
Что лежит в нем, мы узнаем.
Музыкальный руководитель открывает первое отделение волшебной коробочки.
Музыкальный руководитель: Дети, что это? Ответы детей.
Музыкальный руководитель: У детей на фотографиях разное настроение.
Выберите, пожалуйста, фотографию, которая подходит вашему настроению.
Проводится игра: «Настроение»
Цель: раскрытие эмоционального состояния детей в процессе игры для развития коммуникативных качеств
Дети по очереди выбирают фотографию с изображением определенной эмоцией, которая близка их внутреннему состоянию в данный момент.
Музыкальный руководитель: Можно и мне сделать свой выбор?
Музыкальный руководитель выбирает фотографию.
Музыкальный руководитель: Внимание! На экране также изображены дети с разным настроением. Какое настроение у мальчика, девочки, а у этого мальчика? Ответы детей.
Слайд 2. «Настроение»
Музыкальный руководитель: Покажите фотографии, которые вы выбрали.
Дети показывают выбранные фотографии.
Музыкальный руководитель: У нас у всех оно радостное. Предлагаю каждому пропеть свое имя с тем настроением, которое изображено на фотографии. Можно мне первой пропеть? На моей фотографии радость.
Музыкальный руководитель поет свое имя.
Дети по очереди поют свои имена.
Музыкальный руководитель: Мы узнали — имена у нас все певучие. Предлагаю создать галерею настроения из выбранных нами фотографий. Для этого подойдем к мольберту и разместим их.
Дети размещают фотографии в отведенном месте.
Музыкальный руководитель: Присядем на стульчики и продолжим.
Музыкальный руководитель приглашает детей присесть на стульчики.
Музыкальный руководитель: Когда я готовилась к встречи с вами, много думала, чем вас удивить и порадовать. И в один из дней, сидя у окна, любуясь осенним пейзажем, ко мне прилетели разные звуки. Я их вместе собрала и сочинила песенку. Хочу подарить ее вам и гостям. Но прежде, ответьте мне, как мы называем человека, который сочиняет музыку и песни. Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Послушайте песню, пожалуйста.
Музыкальный руководитель исполняет песню — музыка и слова И. В. Мищенко «Осенняя песенка»
Слайд 3. «Осенний пейзаж
1. Осень раскрасавица, снова к нам пришла Разукрасила аллеи, дождик принесла. Он звенит для нас кап – кап! Шелестит листва – ш…
Радуемся мы с тобой, Нам так хорошо!
Припев:
Кап, кап, кап – зонт раскрою, Пробегусь по лужице, А вокруг, а вокруг Листики закружатся.
2. Холодно и зябко стало очень по утрам. Длинные настали ночи, улеглись все спать. Редкий солнца луч блеснет, Поиграет в лужице.
Удивляет красотой, Посмотри, прислушайся.
Припев.
Окончание.
Кап, кап, кап – ш… Чив, чив, чив – ш… Кря, кря, кря – ш… Кап, кап, кап!
Музыкальный руководитель: Вам понравилась песня? О чем она? А какое настроение в ней? Какие осенние звуки вы услышали? Предлагаю нам вместе придумать название. Ответы детей. Музыкальный руководитель благодарит детей.
Музыкальный руководитель: Вы согласитесь со мной, что наш голос может быть музыкальным инструментом? Мы можем им изобразить желаемые звуки? Ответы детей. Шелест листвы или дуновение ветерка? А музыку дождя? А крики улетающей стаи уток в теплые края? Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Представим себе, что мы находимся в осеннем парке. Прогуляемся? Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Воздух чистый и свежий. Подышим осенним воздухом. На счет – 1, 2 – вдох через нос, еле заметная задержка дыхания, 3, 4 – долгий выдох ртом. Вдох – выдох.
Пока мы с вами наслаждались осенним воздухом, не заметили, как заблудились в парке. Разбежались, потерялись. Как детей найти собрать? Буду голосом искать. А в этом мне поможет «Дядюшка АУ» Внимание на экран.
Слайд 4.» Дядюшка АУ»
Распевка «Ау» (автоматизация гласных звуков «А», «У»)
Музыкальный руководитель: Поет детям (например: Лиза — Ау. Лиза отвечает – Ау — ау, Ваня — Ау, Ваня отвечает – Ау-ау. И т. д. Не забываем делать вдох и на выдохе пропеваем «АУ» Аня позови Машу. Маша позови Сашу. Все вместе позовем Петю.
Музыкальный руководитель исполняет распевку «Шаловливый ветерок» Шаловливый ветерок в наш парк залетел. Как изобразим голосом ветерок?
Дети голосом изображают шум ветерка ш-ш-ш-
Музыкальный руководитель: А как мы в движении изобразим ветерок?
Дети превращаются «Ветерками»
Музыкальный руководитель поет:
Тихо-тихо веточкам он песенку запел.
Дети голосом изображают песенку ветерка ш-ш-ш-
Музыкальный руководитель поет:
Сильный ветер в наш парк тоже прилетел.
Дети голосом изображают песенку ветерка ш-ш-ш-
Музыкальный руководитель поет:
Громко, громко веточкам он песенку запел,
Музыкальный руководитель обращает внимание на динамик у исполнения.
То тихую – ш.,
Дети повторяют ш-ш-ш,
То громкую – ш.,
Дети повторяют ш-ш-ш,
Музыкальный руководитель поет:
Песни пел, песни пел и из парка улетел.
Дети голосом изображают песенку ветерка ш-ш-ш-
Музыкальный руководитель: Ветерками полетели и на стульчики присели. Дети садятся на стульчики. Восстановим дыхание. Сделаем спокойный вдох, выдох.
Музыкальный руководитель: Вернулись мы в чудесном настроении из парка.
Разучим нашу «Осеннюю песенку»? Ответы детей.
Музыкальный руководитель обращает внимание детей на певческую установку.
Музыкальный руководитель: Будем петь по фразам без сопровождения (а капелла), я пою фразу, вы ее слушаете, и повторяете за мной. Следим за дыханием, дикцией. Рукой я буду в воздухе рисовать направление мелодии.
Слайд 5. «Осень»
Музыкальный руководитель поёт по фразам первый куплет, припев и окончание песни, дети повторяют.
Музыкальный руководитель: Предлагаю в игре «Капельки и ветерок» разделиться на две группы. Музыкальная считалочка. Запоминайте, кто будет «капельками», а кто «ветерками».
Музыкальный руководитель проговаривает считалочку: «кап, ш…, кап, ш… Продолжите последовательность.
«Капельки» поют первую фразу:
Осень — раскрасавица, снова к нам пришла,
А «ветерки» отвечают пением второй фразы -
Разукрасила аллеи, дождик принесла.
«Капельки» поют-
Он звенит для нас кап – кап!
«Ветерки» отвечают-
Шелестит листва – ш…
И все вместе-
Радуемся мы с тобой,
Нам так хорошо!
Припев и окончание исполняют ансамблем (вместе).
Музыкальный руководитель: Дети, а мы можем наполнить нашу песенку осенними звуками? Ответы детей.
Музыкальный руководитель: И вновь нам поможет в этом наша волшебная коробочка. Руку в коробку по одному опускайте, и предмет свой доставайте.
Дети по очереди достают предметы из второго отделения волшебной коробочки.
Слайд 6. «Музыкальные инструменты»
Музыкальный руководитель: Что у вас в руках? Ответы детей.
Для чего они нужны? Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Петя, назови свой инструмент. Оля, а какой инструмент у тебя? Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Дети, можем ли мы услышать звуки осени в природе?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: А мы можем с помощью музыкальных инструментов изобразить осенние звуки? Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Лиля, сыграй, пожалуйста музыку шелеста листвы. Спасибо. Вова и Даша у вас одинаковые инструменты в руках. Что можно изобразить на ваших инструментах? Сыграйте, пожалуйста, звуки осеннего дождя.
Экспериментирование со звуками.
С помощью музыкальных инструментов дети изображают осенние звуки (шумы). Дети высказывают свое мнение, на что похожи их звуки. Играют на музыкальных инструментах.
Слайд 7. «Ансамбль»
Музыкальный руководитель: Вова и Даша вы сыграли ансамблем. Ансамбль – от французского ensemble (вместе), совместное исполнение на музыкальных инструментах. Ансамбль бывает вокальный и инструментальный.
Какой у нас ансамбль?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Дети, споем первый куплет, припев и окончание нашей песенки и где вы услышите осенние звуки озвучьте их с помощью музыкальных инструментов.
Дети исполняют песню и играют на музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель: Ай да музыканты. Вам понравилась песенка?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель обращается к гостям: Уважаемые гости, если Вам понравилось исполнение детей – искупайте их в аплодисментах и подарите им свои улыбки. Спасибо.
Музыкальный руководитель: Инструменты в волшебную коробочку уберем, отдохнуть мы им даем.
Дети убирают музыкальные (шумовые) инструменты.
Слайд №8. «Осень»
Музыкальный руководитель: Дети, мы окунулись в мир осеннего настроения? Вспомним, а какие звуки нам подарил осенний парк, наша песенка? Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Но мы с вами не увидели походки красавицы Осени. Я предлагаю открыть последний ящик нашей волшебной коробочки.
Музыкальный руководитель открывает последний ящик волшебной коробочки, дети по очереди достают лежащие в нем предметы.
Музыкальный руководитель: Что это у вас в руках? Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Они же не просто так оказались в нашей волшебной коробочке? Эти предметы помогут нам в движении передать разные настроения Осени. Покажем игривую, шаловливую Осень. Дети двигаются.
Музыкальный руководитель: А теперь Сказочную, волшебную, загадочную Осень. Дети двигаются.
Музыкальный руководитель: Величественную, торжественную Осень.
Этюды в исполнении детей.
Музыкальный руководитель: Сейчас зазвучит музыка и мы, с помощью движений, передадим разное настроение раскрасавицы Осени.
Танцевальная композиция – импровизация в исполнении детей (обращаю внимание на осанку, плавность движения рук, ритмичность, легкость.)
Слайд 9. «Осеннее Рондо» Звучит фонограмма “Rondo Veneziamo – Armonie ”в исполнении итальянского камерного оркестра. Дети танцуют.
Музыкальный руководитель: Дети, представим, что наши платочки и ленточки превратились в листики. Листочки покружились и на землю опустились, а мы листочки соберем и в волшебную коробочку отнесем.
Дети убирают ленты и платки в волшебную коробочку.
Музыкальный руководитель: С нами осень танцевала, листья ввысь шутя бросала, закружила, заиграла, растворилась и пропала.
Музыкальный руководитель: Но Осень оставила нам настроение. Какое, ребята? Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Дети, я абсолютно счастлива и благодарна вам за знакомство, за те звуки, движения которые вы подарили всем нам. И вот настаёт пора прощаться. Подойдите, пожалуйста, к мольберту, выберите фотографии для будущей галереи настроений, которую вы можете взять с собой и разместить в своей группе. Пусть она напомнит вам о нашей встрече и о путешествии в волшебный мир осенних звуков. А нашим гостям подарим свои улыбки. До свидания, друзья. Дети прощаются. Выходят из музыкального зала.
|