Тараканова Ольга Андреевна ,Клейменова Инна Владимировна , Зеленева Наталья Анатольевна. Развитие высших психических функций у детей с нарушением зрения при помощи оригинальных наглядных средств.

Развитие высших психических функций у детей с нарушением зрения при помощи оригинальных наглядных средств.

Специфика обучения детей с нарушением зрения выражается в учете особенностей развития детей, опоре на сохранные анализаторы, дифференцированном подходе к детям, применении специальных форм и методов работы, использовании оригинальных наглядных пособий.

Особенности процесса зрительного восприятия детей с нарушением зрения непременно должны учитываться педагогом при подборе наглядного материала, игр и игрушек.

У детей с нарушением зрения страдают различные зрительные функции (острота зрения, бинокулярность, сужение и выпадение поля зрения, поля взора и цветоразличения), наблюдаются трудности при опознании рисунков и предметов: замедленность обзора, неточность, пропуск деталей изображения. Вследствие неясного восприятия отдельных элементов и неточности представлений нередко формируются ошибочные версии относительно изображения на рисунке.

 

Имеет место нарушение восприятия пространственных отношений между изображенными на нем предметами. У детей с нарушением зрения установлено грубое снижение скорости зрительного восприятия геометрических фигур, цифр, буквосочетаний. Трудности пространственного гнозиса осложняют процесс

восприятия детьми средств наглядности и формирования соответствующего образа о предметах.

На зрительное восприятие формы предмета детьми с нарушением зрения влияют величина предмета, расстояние до глаз, освещенность, контраст между яркостью объекта и фона. Все эти факторы должны учитываться при подборе дидактических пособий и материалов для детей этой категории.

У значительного числа детей, имеющих зрительную патологию, отмечаются следующие нарушения двигательных функций глаза (в зависимости от характера заболевания): неустойчивость фиксации взора и неравномерность движения глаз, дрожание, ограничения в повороте глаз и другие. Эти особенности затрудняют восприятие предметов и изображений, глазомерную оценку пропорций, протяженности, расстояний.

В связи с этим детям с нарушением зрения не следует рассматривать рисунок по частям, т.к. это приведет к затруднениям в осмысливании его содержания.

Глазодвигательные функции в процессе обучения могут развиваться и совершенствоваться. Задача педагога – в необходимости создавать условия, которые бы позволяли детям целенаправленно наблюдать предметы, применять специальные упражнения, направленные на развитие восприятия размеров, величинных отношений, оценки расстояний, направлений.

Цвет и контрастность являются важными информативными признакам предметов и изображений. У значительного количества детей с нарушением зрения нарушено восприятие цвета. Формы и степени расстройства цветоразличения зависят от клинических форм нарушения зрения.

Так, у части детей отмечается недостаточность восприятия красного, зеленого и синего цветов.

Дети недостаточно точно выделяют из фона и дифференцируют черно-белые и цветные изображения с пониженной контрастностью. В связи с этим они плохо соотносят не цветные изображения с предметами и явлениями.

При организации игр со слабовидящими детьми особое внимание следует обращать на возможность использования остаточного зрения.

Используемый для детей с нарушением зрения дидактический материал должен отвечать особенностям зрительного восприятия:

Наличие яркой, разнообразной наглядности способствует развитию активности учащихся и снятию усталости.

Материал к занятию должен быть подобран по цвету, размеру, форме в соответствии с состоянием зрения детей. Размер воспринимаемых объектов должен быть не менее 15-20 см.

Родители и педагоги должны помнить о том, что на этапе обнаружения объекта цвет является сигнальным средством, привлекающим внимание ребенка. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию. Нужно усилить насыщенность и яркость цветовых тонов в предметах и изображениях, применять специальные средства рисования.

Все предметы, с которыми сталкиваются дети, должны быть доступны для всестороннего ознакомления. Должны рассматривать материал на расстоянии не менее 30-35 см от глаз (расстояние от локтя до кончиков пальцев). На таком расстоянии глаза меньше напрягаются и устают. При показе надо убрать из поля зрения детей все лишнее: отвлекающие детей игрушки, картины и другие предметы.

Для знакомства детей с предметами и явлениями окружающей жизни следует использовать сами предметы или их реалистическое изображение. В качестве демонстрационного и раздаточного материала широко используются объемные игрушки.

Демонстрационный объемный материал должен быть крупным, яркой расцветки. Подбор изображений с помощью тонально-контрастных шкал, правильное использование в изображениях красного, желтого, зеленого и синего цветов, применение многокрасочных средств наглядности способствуют более правильному опознанию предметов и их элементов, так как дети более полно характеризуют именно многоцветовые изображения.

Это связано с тем, что нарушение цветовосприятия компенсируется сохранностью других функций, наличием визуального опыта в соотнесении изображений с реальным цветом предметов.

Следовательно, существует необходимость особого контроля над качеством цветопередачи и контрастности настольных дидактических игр, карточек.

Кроме того, нужно учитывать и то, что цвет объектов обладает большой эмоциональной выразительностью. Все оттенки спектра эмоционально связываются с чувственным восприятием. Так, красные, оранжевые цвета ассоциируются с теплом; зеленые, голубые — с холодом.

Также цвет активно влияет на настроение ребенка. Например, красный цвет возбуждает и мобилизует, а зеленый и голубой — успокаивают.

При изготовлении пособий чаще применяют красный, оранжевый желтый, зеленый цвета и их оттенки, так как они более активно воздействуют на сетчатку глаза.

Зная особенности зрительного восприятия, взрослые должны способствовать полноценному познанию детьми окружающего мира.

Рекомендуется учитывать, что дети с нарушением зрения значительно больше времени тратят на то, чтобы увидеть предметы, узнать их по характерным признакам, поэтому темп на уроке должен быть несколько снижен.

Все предметы, с которыми сталкиваются дети, должны быть доступны для всестороннего ознакомления. Должны рассматривать материал на расстоянии не менее 30-35 см от глаз (расстояние от локтя до кончиков пальцев). На таком расстоянии глаза меньше напрягаются и устают. При показе надо убрать из поля зрения детей все лишнее: отвлекающие детей игрушки, картины и другие предметы.

Для знакомства детей с предметами и явлениями окружающей жизни следует использовать сами предметы или их реалистическое изображение.

В качестве демонстрационного и раздаточного материала широко используются объемные игрушки.

Демонстрационный объемный материал должен быть крупным, яркой расцветки. На занятиях с детьми, имеющими зрительную патологию, не рекомендуется применять плоскостные изображения сказочных героев, которые крепятся к доске. Для моделирования игровой ситуации лучше подойдут яркие крупные игрушки, куклы. На занятиях можно использовать большую ручную куклу “Хрюша”, которая может двигаться, «беседовать» с учащимися. Хрюша делает ошибки, а дети исправляют, он читает веселые стихи собственного сочинения, но иногда он одевает очки, превращаясь в умного и объясняет новую тему (очки педагог придумала для того, чтобы дети не стеснялись – ведь даже у Хрюши они есть).

В работе с детьми, имеющими нарушение зрения, активно используется опора на осязательное восприятие (способность кожного и двигательного анализаторов отражать пространственные и физические свойства предметов), в котором участвуют различные виды чувствительности: тактильная, болевая, температурная, мышечно-суставная. Возможности воздействия на этот вид восприятия также следует учитывать при подборе игрушек и дидактических игр с детьми, имеющими нарушение зрения. Так, для развития осязательного восприятия можно использовать игру “Слепой”. Наглядный материал, изготовленный педагогом, представляет собой картонный карточки, на которых приклеены крупные (15см.) изображения цифр и букв из наждачной бумаги. Дети закрывают глаза и ощупыванием опознают картинку, тем самым лучше запоминают и заученную букву или цифру.

Надеемся, что данные рекомендации помогут родителям и педагогам подобрать для детей с нарушением зрения именно те игры и игрушки, а также демонстрационные материалы, которые не только не затруднят процесс восприятия, но и будут способствовать совершенствованию всех видов чувствительности и высших психических функций этих детей.

Просмотров: 201
Категория: По направлениям » Для детского сада » Тифлопедагогика




Другие новости по теме:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Коростелева Екатерина Федоровна. Конспект занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в старшей группе. Тема: «Путешествие в лес»
  • Ефремова Оксана Васильевна. Система работы по развитию зрительного восприятия через изобразительную деятельность у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Лукьянчик Ольга Николаевна. Познавательно – исследовательский проект «Почему у всех у нас на лице есть пара глаз» для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Бояршинова Валентина Александровна. Особенности формирования словаря у детей с нарушением зрения
  • Полякова Ирина Николаевна. Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей в старшей специализированной группе с нарушением зрения 'Роспись дымковской игрушки'
  • Розанова Елизавета Александровна. Специальные книги и иллюстрации для детей с нарушением зрения.
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Краснова Виктория Степановна. Cтатья «Особенности детей с нарушением зрения»
  • Ольга Капорина. Развитие цветовосприятия у детей с нарушением зрения в условиях специального учреждения.
  • Пилипенко Олеся. Оптимизация двигательной активности детей с нарушением зрения на занятиях тифлопедагога
  • Белоусова Наталия Владимировна. Рабочая тетрадь для занятий по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения 6-7 лет
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Петухова Елена Владимировна. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 'Цвета Радуги'
  • Бадунова Ольга Михайловна. Спортивные игры для детей с нарушением зрения
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Курганова Екатерина Борисовна. Рекомендации родителям 'Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения' (младший дошкольный возраст)
  • Пилипенко Ольга Владимировна. Описание педагогического опыта: «Художественно – речевое развитие детей с нарушением зрения путём интеграции различных видов деятельности»
  • Стрелкова Н. В., Соснина Е.В.. Конспект дидактической игры для детей с нарушением зрения в средней группе «Веселые рыбки»
  • Зосим Светлана Леонидовна. Развитие мелкой моторики детей с нарушением зрения через пластилинографию.
  • Кузнецова Галина Геннадьевна. Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения в процессе предметно-практической деятельности.
  • Журавлёва Татьяна Македоновна. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения
  • Елена Рябоконь. Социальная адаптация детей с нарушением зрения 'Развивая - играем'
  • Кузнецова Светлана Александровна. Социализация детей с нарушением зрения в современном мире
  • Лезжова Ольга Владимировна. В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь