Елена Рябоконь. Социальная адаптация детей с нарушением зрения 'Развивая - играем'

Социальная адаптация детей с нарушением зрения "Развивая - играем"Развивая -играем
Специалисты нашего детского сада работают над социальной адаптацией детей с нарушением зрения, развивают мелкую моторику через специальные упражнения на занятиях аппликации, конструирования, рисования и т.д. Я изучила всю литературу, касающуюся развития ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста и не встретила опыта работы по развитию ручной моторики через игру на детских музыкальных инструментах, а многолетний опыт работы позволяет мне утверждать, что системный подход к развитию мелкой моторики и координации движений рук возможен через обучение игре на детских музыкальных инструментах.
К сожалению, дети с частичной потерей зрения сами не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Моя работа в данном направлении должна помочь детям максимально приблизиться в своих возможностях к нормально видящим сверстникам во всех сферах деятельности (игровой, бытовой, учебной, трудовой).
Если допустить малую двигательную активность мышц рук детей с нарушением зрения, они оказываются вялыми или слишком напряженными. А чувствительность пальцев обеспечивает восприятие формы, веса, температуры, шероховатости и мягкости предметов. Механизм регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяет выполнять движения точно и быстро.
Двигательная память обеспечивает автоматизацию навыков..
Исходя из вышесказанного, поставила перед собой цель: формировать у детей с нарушением зрения умения и навыки осязательного восприятия предметов, а также обучать их приемам выполнения предметно – практических действий в процессе освоения детских музыкальных инструментов.
В нашем детском саду имеется большая база детских музыкальных инструментов и с каждым годом она пополняются. В настоящее время в наличии имеются: металлофоны, ксилофоны, колокольчики, металлофоны – колокольчики., блок – флейты, коробочки, бубенцы, тарелки, бубны различной величины, маракасы, кастаньеты, треугольники, румба, трещотки,. Наряду с фабричными инструментами имеются инструменты, изготовленные моими руками, а также с помощью родителей и воспитателей (картонные, пластмассовые, металлические шумовые инструменты, наполненные природным материалом (шишками, орехами, крупами, камешками, ракушками), кастаньеты (пуговицы разной величины, пластины от использованных бубнов), деревянные палочки для создания ритмического фона). Каждый ребенок с нарушением зрения имеет возможность учиться играть на различных инструментах и упражнять мелкую моторику пальцев и кистей рук.
Созданные по моей инициативе музыкальные уголки в группах дают возможность расширять кругозор детей через знания русских народных инструментов, инструментов симфонического оркестра, инструментов народов мира, что позволяет знакомить их с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке.
За счет специальных упражнений, созданных мною, мне удается регулировать мышечные усилия пальцев и кистей рук через игру на детских музыкальных инструментах,.
В младший возрасте начинаю с упражнений на регулирование силы движения руки, формулирование способности увеличивать и уменьшать ее в соответствии с темпом и динамикой (барабан, бубен – для извлечения звука ударяют кулачком или палочкой, погремушка – потряхивание, встряхивание: горизонтальные и вертикальные движения инструментом). Это дает нагрузку на кисть руки, но не активизирует работу пальцев. Регулируя мышечные усилия в младшем возрасте через игру с погремушкой, барабаном, бубном, я формирую навык дозированного и дифференцированного напряжения кисти, развиваю зрительно – моторную координацию.
В старшем возрасте для развития мышечной силы и стимулирования движений пальцами, развития чувствительности подушечек пальцев рук, для отработки действия двумя руками использую следующие упражнения:
- надавливание поочередно пальцами на клавиши музыкальных инструментов (пианино, аккордеон);
- перебор пальцами по всей длине палочки (дудочка, флейта);
- поочередно каждым пальчиком отстукивать ритм на музыкальном инструменте (бубен, барабан, металлофон);
- ассиметрическое постукивание (поочередное постукивание руками: два раза одной, один раз другой, графическое изображение 2-1-2, 1-2-1, 2-1-1-2);
- поочередно каждым пальцем отстукивать ритм в заданном темпе по поверхности стола (на каждый пальчик ребенка надевается «наперсток», изготовленный мною из отходов пластмассы);
- перебор струн щипковых инструментов (арфа, гусли);
- потряхивание и встряхивание бубенцов, одетых на кисти рук.;
- отхлопывание ритма по столу ладонями по столу, затем чередуя положения: ладонь- ребро (одной и двумя руками).
Каждое мое занятие включает две части:
- упражнения для рук – игры на пальцах, пальцами: этим я снимаю напряженность мышц кистей и пальцев рук, а так же развиваю их подвижность и гибкость.
-знакомство детей с приемами различных видов предметно – практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и мелкую моторику, осязательно-зрительное обследование детских музыкальных инструментов, игру на них и т.д.
Работу провожу индивидуально, с подгруппой или группой в зависимости от уровня развития осязательной чувствительности и моторики рук, а так же музыкальных способностей детей, особенностей познавательного развития.
Начинаю упражнения в медленном темпе, постоянно ускоряя и увеличивая количество повторений, при этом слежу за четкостью и ритмичностью их выполнения.
Только многократное повторение манипуляций с инструментами в системе способствуют преодолению недостатков развития предметно практических действий, как в умственном, так и в моторном плане. Особое внимание уделяю развитию навыка последовательного выполнения всех предметных действий и операций. Усложнение действий с инструментами происходит только при совместных действиях меня и ребенка. Большое внимание уделяю созданию на музыкальных занятиях условий эмоционального комфорта. Это позволяет мне развивать устойчивый интерес к музыкальной деятельности вообще и особенно при обучении игре на детских музыкальных инструментах. Мне удается снять психологическую зажатость, развить эмоциональную сферу. Если ребенок затрудняется в выполнении действий, то я беру руки ребенка в свои и его руками совершаю нужные движения до тех пор, пока он не почувствует, что все понял и может действовать сам.
Мое направляющее воздействие заключается в специфических вопросах, указаниях, показах и повторах действий.
Это стимулирует качество и результативность действий детей, а так же способствует формированию самостоятельного анализа и исполнения. Многократное повторение заданных схем действий приводит к автоматизации и нарастанию точности качества результатов. Дети начинают ориентироваться на темп и ритм действий. А так же на время их выполнения. Действия их становятся ритмичными, более четкими и точными.
Мне удается добиться результатов: дети стремятся к достижению результата деятельности – они не просто манипулируют инструментами, но настойчиво ищут нужный способ решения поставленной перед ними задачи. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного – дети не меняют своих намерений и достигают конечной цели.
Достигнув желаемого, дети стремятся тут же продемонстрировать мне свои усилия. Без моего одобрения их усилия в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное и безразличное отношение взрослого к их результату может обидеть и даже ранить психику ребенка. Я полностью разделяю мысль выдающегося педагога В.А. Сухомлинского, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
Сейчас учеными –физиологами доказано, что тренировка пальцев стимулирует развитие определенных зон головного мозга, который, в свою очередь влияет на развитие речи, умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формируют у него усидчивость и умение концентрировать внимание. А развитие мышечной силы пальцев ведущей руки и координации движений обеих рук необходимы для овладения навыками письма.
Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно – двигательного анализатора дали детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство. И это позволяет им быть более активными, любознательными в жизни. Повысилась самооценка детей, снизилась конфликтность, у детей развились творческие способности, воображение, повысилась самооценка. Все это подтверждает правильную направленность моей деятельности.
Включенность родителей в процесс моей работы позволяет эффективнее строить работу по данному направлению. Взаимодействие с родителями строю планомерно и целенаправленно. Выявляю семьи, которые с удовольствием бы включились в музыкальную творческую жизнь детского сада. Затем провожу тематические беседы, консультации, круглые столы, семинары –практикумы. По развитию мелкой моторики через занятия на детских музыкальных инструментах. Даю рекомендации по подготовке родителей к участию в праздничных мероприятиях.
Тесное, творческое, плодотворное сотрудничество с детьми и родителями дает положительный результат. Результатом этой работы являются яркие, красочные, эмоциональные выступления на праздниках, проводимых в детском саду и на городских мероприятиях. Так, с большим успехом ежегодно проходят «Веселые нотки» городского уровня, в которых принимают участие дети, педагоги и родители.
Всесторонняя диагностика у детей с нарушением зрения помогает мне увидеть все несформированные или отстающие от нормы компоненты не только музыкального, но и эмоционально – психического развития. Всесторонняя диагностика включает в себя: медицинскую (проводит офтальмолог, педиатр), психолого – педагогическую (проводит тифлопедагог, психолог, логопед), а диагностику музыкальных способностей провожу я. Это необходимо мне для того, чтобы следить за динамикой развития каждого ребенка.
Работая над формированием компенсаторных и социально –адаптивных возможностей в процессе игры на детских музыкальных инструментах, учитываю ряд требований:
- обучение должно быть по возможности простым и естественным;
- логическое сочетание индивидуальной и дифференцированной работы, особенно с теми детьми, которые трудно адаптируются в окружающей действительности;
- использование приемов обучения с учетом диагнозов детей с патологией зрения
Мои воспитанники принимают участие в городском фестивале «Веселые нотки», активно занимаются в городских кружках и студиях музыкально – эстетического направления

Просмотров: 1111
Категория: По направлениям » Для детского сада




Другие новости по теме:

  • Михайлова Инна Павловна. ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Павлова Елена Николаевна. Доминантное музыкальное занятие по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах (подготовительная группа)
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Кузнецова Галина Геннадьевна. Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения в процессе предметно-практической деятельности.
  • Иваницкая Олеся Владимировна. Изготовление музыкальных инструментов из бросового материала — сотворчество детей, родителей и педагогов
  • Ефремова Оксана Васильевна. Система работы по развитию зрительного восприятия через изобразительную деятельность у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
  • Манетчикова Людмила Александровна. Музыкальное развлечение для детей подготовительной группы «В мире музыкальных инструментов»
  • Понамарчук Олеся Фаритовна. Сценарий развлечения для детей подготовительных логопедических групп «Мир музыкальных инструментов»
  • Зосим Светлана Леонидовна. Развитие мелкой моторики детей с нарушением зрения через пластилинографию.
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Куква Татьяна Николаевна. «Использование самодельных музыкальных инструментов для озвучивания сказок и стихов»
  • Сингосина Ирина Владиславна. Оркестр-игра «Лотерея музыкальных инструментов»
  • Савалина Елена Борисовна. Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях»
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Медвецкая Анастасия Олеговна Макушева Екатерина Станиславовна. Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в страну музыкальных инструментов»
  • Шибаршина Татьяна Александровна. Работа с родителями по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с частичной потерей зрения через развивающие игры
  • Коблякова Наталья Сергеевна. «Музыкально — дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Пилипенко Ольга Владимировна. Описание педагогического опыта: «Художественно – речевое развитие детей с нарушением зрения путём интеграции различных видов деятельности»
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Тихомирова Екатерина Сергеевна. Музыкальная игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
  • Черняй Ольга Витальевна. Консультация для воспитателей «Таланты детей на кончиках их пальцев» (развиваем сенсорику и мелкую моторику рук)
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Соловьева Юлия Анатольевна. План-конспект занятия для старших групп по формированию предметных представлений и развитию зрительно-двигательной координации у детей с нарушением зрения «Чайная посуда»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Коростелева Екатерина Федоровна. Конспект занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в старшей группе. Тема: «Путешествие в лес»
  • Смирнова Наталия Николаевна. Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Воронова Ольга Геннадиевна. Игры своими руками для развития мелкой моторики и координации движений.
  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь