Кузнецова Галина Геннадьевна. Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения в процессе предметно-практической деятельности.

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения в процессе предметно-практической деятельности.

Кузнецова Галина Геннадьевна учитель –дефектолог МКДОУ «Солнышко» г. Куйбышев, Новосибирская область.

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышц рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей.

 

Согласно Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И. Плаксиной провожу коррекционную работу по 3 основным направлениям: развитие зрительного восприятия, ориентировке в пространстве и социально-бытовой ориентировки. Раздел работы по развитию осязания и мелкой моторики входит в каждое занятие. Занятия проводятся индивидуально, с подгруппой или группой в зависимости от развития осязательной чувствительности и моторики рук, а также содержания занятия.

Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приёмам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.

Рассмотрим подробнее специальные коррекционные занятия по развитию осязания и мелкой моторики. Вводные занятия посвящаем знакомству детей со строением рук, названиям пальцев, их функциональным назначением. Учим выполнять различные действия всей рукой и каждым пальцем в отдельности. «Две руки идут на встречу, друг другу», «Спрячем мизинец в кулачке другой руки», и др. Подобные упражнения помогают запомнить названия каждого пальца и понять возможности использования рук. Пальчиковые игры организуются во вводной части занятий или после напряженной зрительной работы в качестве активного отдыха. Они развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание.

Затем коррекционная работа ведётся по этапам.

  • I этап Формируем у детей последовательное осязательное обследование игрушек, предметов ближайшего окружения по плану
  • II этап: Учим детей свои действия при осязательном обследовании сочетать с целенаправленным зрительным восприятием. С целью обучения детей зрительному контролю за действием своих рук предлагаем задания.
  • III этап: Учим детей обследовать и узнавать игрушки, предметы геометрические эталоны, только осязательно.

По мере развития у детей навыков осязательного восприятия и действий с предметами на одном занятии объединяю различные виды деятельности, исходя из познавательных возможностей детей и степени овладения ими материала программы. Дозирую время на изучение разделов программы в зависимости от успешного овладения детьми навыков осязательного восприятия или приёмов конкретной предметно-практической деятельности.

Работу провожу во взаимодействии с воспитателями группы. Мною осуществляет опережающее обучение, предварительное ознакомление детей с тем, что будет преподнесено на занятиях воспитателей. Готовлю детей к овладению трудными видами деятельности, формирую алгоритм действий, показываю и обрабатываю способы зрительного, осязательного, слухового, бисенсорного и полисенсорного восприятия окружающего мира. Воспитатель закрепляет, совершенствует те способы и приемы познания окружающего мира и действий в нём, которые сформированы у детей на коррекционных занятиях, учит пользоваться этими способами и приемами в самостоятельной деятельности (игровой, учебной, бытовой).

Те, кто работает с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движении: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

В своей работе по формированию навыков осязания и мелкой моторики использую различные виды предметно-практической деятельности: аппликационная лепка, лепки из глины, пластилина, работа со штампами, работа с мозаикой, конструктором разного размера, учитывая зрительную нагрузку и уровень развития мелкой моторики. Для детей со сходящимся косоглазием предлагается геометрическая мозаика на фланелеграфе, а также магнитная мозаика.

На занятиях, в свободной деятельности используется также нанизывание бус разного размера, плетение ковриков, шнуровки, застежки, работа с природным материалом, палочками, бумагой, фольгой, нитями.

Обучение элементам рисования: работа с линейкой обводка по трафаретам, штриховка и раскрашивание. Это способствует развитию ручной умелости, а главное повышает остроту зрения у детей с амблиопией.

Овладение приёмами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и общения. Использование разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие тонких движений рук, играют огромную роль в развитии мелкой моторики и осязания.

В ходе работы с детьми 4-7 лет по развитию сенсорной культуры, ориентировки на плоскости и мелкой моторики у меня возникла необходимость в подборе, а в дальнейшем и в разработке многофункциональных пособий и игр, то есть направленных на решение одновременно нескольких задач, что и было сделано.

В течении нескольких лет я обогащала предметно-развивающую среду разнообразными коррекционно-дидактическим играми: «Геометрическое лото», «Протяни дорожку», «Волшебные резиночки», «Рыбачок», «Фоновый экран». В процессе работы возникали новые идеи по разработке и созданию пособий с использованием, фланелеграфа, магнитной доски. Представленные игры, можно изготовить самостоятельно. Работа по созданию пособий своими руками продолжается.

Некоторые пособия изменяются, совершенствуются. Пожалуй, самым ценным и важным стало для меня эмоциональное отношение детей к заданиям, играм. Дети проявляют к ним устойчивый интерес. Дети стали внимательнее, усидчивее, добросовестнее. Активное использование предметно-практического обучения в разных видах деятельности через коррекционные игры, упражнения, задания обеспечивает ребенку практическую ориентировку в окружающей действительности.

Заметно активизируется зрительная ориентация в окружающем его мире, а в сочетании с лечебно-восстановительной работой наблюдается положительная динамика повышения остроты зрения детей до 80-90% Таким образом, для того, чтобы ребенок с нарушением зрения мог в совершенстве овладеть навыком осязания, у него должны быть развиты тонкие движении пальцев рук.

Организованная предметно-практическая деятельность дошкольников с ОВЗ позволяет совершенствовать и развивать мелкую моторику рук. Для развития творчества детей очень важен такой момент, как уважение к его результатам со стороны окружающих людей.

С этой целью в нашем дошкольном учреждении действует постоянная выставка детских работ, которая служит и украшением интерьера. Это стимулирует творческую деятельность дошкольников.

В рамках предметной — практической деятельности создаются условия для развития таких личностных качеств ребенка, как самостоятельность и целенаправленность. У детей формируется стремление к достижению правильного результата своей деятельности. Достижения в предметно-практической деятельности и признание их со стороны взрослых становятся для ребенка способом утверждения собственного достоинства, мерой своего Я.

Результатом данной работы является участие моих воспитанников в конкурсах разного уровня, на которых работы детей неоднократно отмечены дипломами победителей, грамотами и благодарственными письмами.

Предметно-практическая деятельность обогащает чувственный опыт, учит быть внимательным к тому, что окружает. Формирование предметно-практических действий детей создает основу для развития речи и ее коммуникативной функции, развивает мелкую моторику, зрительное восприятие, является базой для мыслительных операций, ориентировочно-поисковой деятельности, которая, в свою очередь, выступает в качестве основы познавательного развития.

Таким образом, развитие осязания и мелкой моторики в процессе предметно- практической деятельности помогает ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет, и быть успешным.

Литература:

  1. Программы специальных образовательных учреждений IV вида под редакцией Л.И. Плаксиной. М «Просвещение» 1997
  2. Шипицина Л.М. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения.
Просмотров: 1439
Категория: По направлениям » Для детского сада » Дефектология




Другие новости по теме:

  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Зосим Светлана Леонидовна. Развитие мелкой моторики детей с нарушением зрения через пластилинографию.
  • Шибаршина Татьяна Александровна. Работа с родителями по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с частичной потерей зрения через развивающие игры
  • Ефремова Оксана Васильевна. Система работы по развитию зрительного восприятия через изобразительную деятельность у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
  • Шибаршина Татьяна Александровна. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЧАСТИЧНОЙ ПОТЕРЕЙ ЗРЕНИЯ.
  • Исаева Евгения Витальевна. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Коростелева Екатерина Федоровна. Конспект занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в старшей группе. Тема: «Путешествие в лес»
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Чайковская Наталья Михайловна. Методическая разработка игр и упражнений по развитию мелкой моторики в группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в системе здоровьесберегающих технологий
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Петрунина Юлия Алексеевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности
  • Смирнова Наталия Николаевна. Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Кузнецова Светлана Александровна. Конспект непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Путешествие в Типографию»
  • Кузнецова Светлана Александровна. Презентация 'Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи'
  • Пилипенко Ольга Владимировна. Описание педагогического опыта: «Художественно – речевое развитие детей с нарушением зрения путём интеграции различных видов деятельности»
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Кузнецова Марина Николаевна. Развитие мелкой моторики и воображения у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Тимофеева Софья. Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях у детей от 1 года до 3 лет
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Пилипенко Олеся. Оптимизация двигательной активности детей с нарушением зрения на занятиях тифлопедагога
  • Курганова Екатерина Борисовна. Рекомендации родителям 'Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения' (младший дошкольный возраст)
  • Грушецкая Людмила Александровна. Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики у детей раннего возраста в ДО



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь