Кузнецова Галина Геннадьевна учитель –дефектолог МКДОУ «Солнышко» г. Куйбышев, Новосибирская область.
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышц рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей.
Согласно Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И. Плаксиной провожу коррекционную работу по 3 основным направлениям: развитие зрительного восприятия, ориентировке в пространстве и социально-бытовой ориентировки. Раздел работы по развитию осязания и мелкой моторики входит в каждое занятие. Занятия проводятся индивидуально, с подгруппой или группой в зависимости от развития осязательной чувствительности и моторики рук, а также содержания занятия.
Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приёмам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.
Рассмотрим подробнее специальные коррекционные занятия по развитию осязания и мелкой моторики. Вводные занятия посвящаем знакомству детей со строением рук, названиям пальцев, их функциональным назначением. Учим выполнять различные действия всей рукой и каждым пальцем в отдельности. «Две руки идут на встречу, друг другу», «Спрячем мизинец в кулачке другой руки», и др. Подобные упражнения помогают запомнить названия каждого пальца и понять возможности использования рук. Пальчиковые игры организуются во вводной части занятий или после напряженной зрительной работы в качестве активного отдыха. Они развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание.
Затем коррекционная работа ведётся по этапам.
- I этап Формируем у детей последовательное осязательное обследование игрушек, предметов ближайшего окружения по плану
- II этап: Учим детей свои действия при осязательном обследовании сочетать с целенаправленным зрительным восприятием. С целью обучения детей зрительному контролю за действием своих рук предлагаем задания.
- III этап: Учим детей обследовать и узнавать игрушки, предметы геометрические эталоны, только осязательно.
По мере развития у детей навыков осязательного восприятия и действий с предметами на одном занятии объединяю различные виды деятельности, исходя из познавательных возможностей детей и степени овладения ими материала программы. Дозирую время на изучение разделов программы в зависимости от успешного овладения детьми навыков осязательного восприятия или приёмов конкретной предметно-практической деятельности.
Работу провожу во взаимодействии с воспитателями группы. Мною осуществляет опережающее обучение, предварительное ознакомление детей с тем, что будет преподнесено на занятиях воспитателей. Готовлю детей к овладению трудными видами деятельности, формирую алгоритм действий, показываю и обрабатываю способы зрительного, осязательного, слухового, бисенсорного и полисенсорного восприятия окружающего мира. Воспитатель закрепляет, совершенствует те способы и приемы познания окружающего мира и действий в нём, которые сформированы у детей на коррекционных занятиях, учит пользоваться этими способами и приемами в самостоятельной деятельности (игровой, учебной, бытовой).
Те, кто работает с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движении: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.
В своей работе по формированию навыков осязания и мелкой моторики использую различные виды предметно-практической деятельности: аппликационная лепка, лепки из глины, пластилина, работа со штампами, работа с мозаикой, конструктором разного размера, учитывая зрительную нагрузку и уровень развития мелкой моторики. Для детей со сходящимся косоглазием предлагается геометрическая мозаика на фланелеграфе, а также магнитная мозаика.
На занятиях, в свободной деятельности используется также нанизывание бус разного размера, плетение ковриков, шнуровки, застежки, работа с природным материалом, палочками, бумагой, фольгой, нитями.
Обучение элементам рисования: работа с линейкой обводка по трафаретам, штриховка и раскрашивание. Это способствует развитию ручной умелости, а главное повышает остроту зрения у детей с амблиопией.
Овладение приёмами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и общения. Использование разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие тонких движений рук, играют огромную роль в развитии мелкой моторики и осязания.
В ходе работы с детьми 4-7 лет по развитию сенсорной культуры, ориентировки на плоскости и мелкой моторики у меня возникла необходимость в подборе, а в дальнейшем и в разработке многофункциональных пособий и игр, то есть направленных на решение одновременно нескольких задач, что и было сделано.
В течении нескольких лет я обогащала предметно-развивающую среду разнообразными коррекционно-дидактическим играми: «Геометрическое лото», «Протяни дорожку», «Волшебные резиночки», «Рыбачок», «Фоновый экран». В процессе работы возникали новые идеи по разработке и созданию пособий с использованием, фланелеграфа, магнитной доски. Представленные игры, можно изготовить самостоятельно. Работа по созданию пособий своими руками продолжается.
Некоторые пособия изменяются, совершенствуются. Пожалуй, самым ценным и важным стало для меня эмоциональное отношение детей к заданиям, играм. Дети проявляют к ним устойчивый интерес. Дети стали внимательнее, усидчивее, добросовестнее. Активное использование предметно-практического обучения в разных видах деятельности через коррекционные игры, упражнения, задания обеспечивает ребенку практическую ориентировку в окружающей действительности.
Заметно активизируется зрительная ориентация в окружающем его мире, а в сочетании с лечебно-восстановительной работой наблюдается положительная динамика повышения остроты зрения детей до 80-90% Таким образом, для того, чтобы ребенок с нарушением зрения мог в совершенстве овладеть навыком осязания, у него должны быть развиты тонкие движении пальцев рук.
Организованная предметно-практическая деятельность дошкольников с ОВЗ позволяет совершенствовать и развивать мелкую моторику рук. Для развития творчества детей очень важен такой момент, как уважение к его результатам со стороны окружающих людей.
С этой целью в нашем дошкольном учреждении действует постоянная выставка детских работ, которая служит и украшением интерьера. Это стимулирует творческую деятельность дошкольников.
В рамках предметной — практической деятельности создаются условия для развития таких личностных качеств ребенка, как самостоятельность и целенаправленность. У детей формируется стремление к достижению правильного результата своей деятельности. Достижения в предметно-практической деятельности и признание их со стороны взрослых становятся для ребенка способом утверждения собственного достоинства, мерой своего Я.
Результатом данной работы является участие моих воспитанников в конкурсах разного уровня, на которых работы детей неоднократно отмечены дипломами победителей, грамотами и благодарственными письмами.
Предметно-практическая деятельность обогащает чувственный опыт, учит быть внимательным к тому, что окружает. Формирование предметно-практических действий детей создает основу для развития речи и ее коммуникативной функции, развивает мелкую моторику, зрительное восприятие, является базой для мыслительных операций, ориентировочно-поисковой деятельности, которая, в свою очередь, выступает в качестве основы познавательного развития.
Таким образом, развитие осязания и мелкой моторики в процессе предметно- практической деятельности помогает ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его предметы, позволяя тем самым лучше познать мир, в котором он живет, и быть успешным.
Литература:
- Программы специальных образовательных учреждений IV вида под редакцией Л.И. Плаксиной. М «Просвещение» 1997
- Шипицина Л.М. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения.
|