Ханмурзина Гольсина Хафизовна. Развитие мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями на дошкольном логопедическом пункте с использованием нетрадиционного оборудования и пособий

Развитие мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями на дошкольном логопедическом пункте с использованием нетрадиционного оборудования и пособий

«Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию»

В. М. Бехтерев

После многолетнего изучения деятельности головного мозга и психических процессов у детей, многие ученые пришли к такому выводу, что большое значение в развитии ребенка, его интеллекта играют именно руки и пальчики. А от совершенствования мелкой моторики рук, напрямую зависит уровень развития и становления детской речи. Сложно представить себе процесс более творческий, чем рождение речи у маленького человечка.

В течении всего дошкольного возраста ребенок стремительно пополняет свой пассивный и активный словарь, овладевает родным словом, что является обязательным фактором для гармоничного развития и в последующем успешного обучения ребенка в школе, становление его полноправным членом общества.

 Скачать конспект

Проводя логопедические обследования речи детей в детском саду, я столкнулась с проблемой ежегодного увеличения количества детей, речь которых не сформирована должным образом.

Надо признать, что этому способствует целый комплекс причин, таких как:

  • врожденная патология,
  • стресс,
  • соматические заболевания,
  • низкий уровень общения,
  • плохо развитая мелкая моторика рук.

Уже доказано, что ребенок, мелкие мышцы рук которого недостаточно развиты, испытывают трудности при овладении речью, причем не только в звукопроизношении, но и в построении своей лексико-грамматической, фонетической, смысловой речи.

Тренировка пальцев через определение зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические игры, занятия, упражнения, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. отсюда следует такая закономерность: если движения пальцев развить в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Следовательно, тренировка движений пальцев и кистей рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, подготовка кисти руки к письму.

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение использовать эти движения. Головной мозг (его высшая корковая функция), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой тесным образом.

Педагоги дошкольных учреждений ставят перед собой следующие задачи развития мелкой моторики рук в детском саду:

  • стимулирование речевых зон головного мозга;
  • тренировка отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений кинестетический и динамический праксис);
  • подготовка руки к письму;
  • развитие психических функций (внимание, память) навыков контроля и планирования целостного движения.

Большая роль в развитии речи и подготовке детей к школьному обучению отводится педагогам, воспитателям, учителям-логопедам. Учитель-логопед старается сделать образовательную деятельность интересной игрой, а не скучным занятием. специфика логопедической работы заключается в том, что результат достигается путем многоразовых и утомительных повторений, особенно при автоматизации звуков. Поэтому задача педагога превратить все это в занимательную игру! Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что впоследствии приведет к желаемому результату и успеху.

В какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал на закрепление и автоматизацию звуков в речи, заинтересовать его, вызвать желанные звуки, слова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произношению звуки, слоги, слова, предложения.

Зная, что в дошкольном периоде основной вид деятельности это игра, поэтому я взяла в помощники игры и игровые упражнения для закрепления активного словаря, звукопроизношения с развитием мелкой моторики и координация движений пальцев рук. Объединяет все пособия и игры то, что используется нетрадиционный материал — обычная бельевая прищепка. Игры с прищепками развивают мелкую моторику, пространственное воображение, смекалку, способствуют развитию интеллекта, мышления и как следствие, становление речи.

Данные игры и игровые упражнения, требующих тонких движений пальцев, повышают также работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности маленького человека, развивают мышление, двигательную активность, произвольное внимание.

Перед началом я практикую проведение небольшой разминки — физкультминутки, которая стала уже неотъемлемой частью каждого занятия.

ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ указательным пальцем указываем друг на друга
РАСПРАВЬТЕ СВОИ ПАЛЬЧИКИ шевелим пальчиками на руках
УШКИ НАВОСТРИТЕ поглаживающие движения ушных раковин
ВНИМАНИЕ ВКЛЮЧИТЕ часто моргают глазами

РАСКРОЙТЕ ВСЕ ЛАДОШКИ сжимают и разжимают кулаки
ВСТРЯХНИТЕ ИХ НЕМНОЖКО движения расслабленными руками
ЧТОБЫ ЛУЧШЕ ГОВОРИТЬ
НАДО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ! пальцы рук сжать в замок

Кисти рук становятся более подвижными, послушными и гибкими, что помогает будущим первоклассникам успешно овладеть навыком письма.

При практическом применении представленных игровых пособий, игр и игрушек, а это есть основная цель их использования, происходит развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование некоторых предметов.

Исходя из вышесказанной цели, вытекают следующие задачи:

  • сочетание игр и упражнений для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
  • выполнение работы по совершенствованию пальчиковой моторики, делая её регулярно;
  • повышение интереса детей к подобным упражнениям, превращая их в игру;
  • облегчение навыков усвоения письма будущим первоклассникам.

Календарь погоды

Задачи:

  • расширение закрепление активного и пассивного словаря;
  • закрепление представлений о временах года, их характерных признаках;
  • совершенствование грамматического строя печи;
  • развитие зрительного и слухового внимания.

Материалы:

панно на драповой основе с липучками;

предметные картинки;

кукла в одежде, соответствующей времени года;

съемные детали необходимые для обогащения предложенной картинки-панно (солнце, облака, тучи с осадками, деревья, снежинки, дождинки);

прищепки.

Задания:

  • рассматривание предметных картинок и отбор их в соответствии с временами года;
  • превращение панно в зимнюю (летнюю...) картину с помощью прикрепления на панно отдельных элементов;
  • прикрепление картин с соответствующими признаками на панно с помощью прищепок и составление рассказа о времени года;
  • превращение куклы в Зимушку, Весну-красну с помощью элементов одежды, проговаривание деталей одежды, материала;
  • отгадывание загадок о животных и закрепление предметных картин на панно;
  • повторение стихов. загадок о временах года.

Мамина помощница

Материалы:

Задачи:

  • Закрепление поставленного звука в словах, словосочетаниях, предложениях;
  • активизация пассивного и активного словаря по теме "Одежда";
  • развитие фонематического восприятия;
  • закрепление развития зрительного и слухового внимания.

Материалы:

  • макет дома с деревом и натянутой бельевой веревкой;
  • таз с кукольной одеждой;
  • прищепки.

Задания:

  • Рассматривание одежды, называя детали (рукав, подол, манжета, воротник);
  • помочь закончить фразу (это платье из ситца — значит кукла гуляет в ситцевом платье...);
  • предложить ребенку из тазика отобрать и развесить на веревке с помощью прищепок ту одежду, в названии которого есть определенный звук, требующий автоматизации;

Ш — шуба, шапка, шорты, щтаны, шарф, шаль. рубашка, кашне, капюшон.

С — сарафан, косынка, свитер, носки, сорочка.

Р — фартук, рубашка, брюки, трусики, бриджи.

Л — платье, плащ, жилет, пальто, футболка, шаль, халат, гольфы, колготки, платок.

  • педагог показывает одежду и называет любое число, ребенок отвечает, согласуя число с именем существительным (3 рубашки, 2 колготок)

Солнышко

Задачи:

  • Закрепление произношения поставленных звуков в словах, словосочетаниях;
  • воспитание усидчивости;
  • развитие мелкой моторики рук, пространственной ориентировки.

Материалы:

  • картонный круг с изображением лица;
  • прищепки;
  • предметные картинки на автоматизацию звуков.

Задания:

  • предлагается помочь превратить колобка в солнышко, прикрепляя прищепки в последовательности "сверху", "снизу", "между ними" и т.д.
  • с закрытыми глазами убирать по одной прищепке, четко проговаривая автоматизируемый звук;
  • повторять за педагогом отраженно слово и на каждый правильно произнесенный автоматизируемый звук прицепить прищепку;
  • самостоятельно называть картинку и убирать по одной прищепке;
  • педагог начинает чистоговорку, ребенок заканчивает и прикрепляет прищепку;
  • ребенку предлагается вспомнить название посуды, мебели, домашних животных, птиц и т. д...." Я знаю стол, стул, скамейку, лавку" и убирать по одной прищепке.

Ёжик — ни головы, ни ножек

Задачи:

  • Закрепление произношения автоматизируемого звука в слогах, в словосочетаниях;
  • упражнять в согласовании чисел с существительными;
  • Развитие слухового и зрительного внимания.

Материалы:

прищепки;

прищепки с яблочками и тыковками;

силуэтный ежик;

плоскостное изображение ежа на карточке с различными цифрами.

Задания:

  • Предлагается произвольно прикрепить прищепки на спинку ежику, отраженно за педагогом, повторить чистоговорку и убрать прищепку;
  • вспомнить слова на автоматизируемый звук (можно подготовить картинку), ребенок произносит их и прикрепляет прищепку, затем считает сколько набралось их на спинке у ежа;
  • Прикрепить на ежа прищепки с яблоками и тыковками, затем озвучить результат (ежик несет 5 яблок);
  • Прикрепить на картинку с ежиком столько прищепок, сколько показано и вслед за педагогом повторить чистоговорку на заданный звук.

Волшебные зонт

Задачи:

  • автоматизация звука в словах;
  • упражнение в дифференцировании звуков;
  • развитие мелкой моторики, слухового и зрительного внимания.

Материалы:

  • разноцветные зонтики;
  • прищепки;
  • фишки с наклеенными предметными картинками на группы звуков;
  • картинка — символ звука
  • насос — с самолет — л собака — р
  • комарик — з сердитый гусь — ш

Задания:

  • Ребенку предлагается посмотреть на свой зонтик и с помощью картинки — символа определить, на какой звук он отбирает фишки и прикрепляет их с помощью прищепок на свой зонтик;
  • убирает поочередно одну за другой фишки -картинки и проговаривая звуки и слова: "У меня есть шуба, шарф, штаны, шапка, шашки, шахматы, шоколад";
  • предлагается два зонтика и набор фишек, на один прикрепляются картинки, в словах которых есть звук "С", на другой со звуком "Ш" и т.д.

Я б садовником родился

Задачи:

  • Закрепление автоматизируемого звука в словах словосочетаниях и предложениях;
  • развитие мелкой моторики и ручной умелости;
  • упражнять в согласовании числительных с существительными.

Материал:

пластмассовые формочки;

прищепки с силуэтами цветов;

  • З — роза, мимоза, гвоздика
  • Р — роза, ромашка, ирис, астра, нарцисс
  • Л — тюльпан, гладиолус, лилия, колокольчик, анютины глазки, ландыш.

Задания:

  • Ребенку предлагается составить для мамы букет цветов на определенный звук (автоматизация звука в словах;
  • ребенок осматривает свой букет и составляет из определенного количества цветов (В моем букете 5 тюльпанов,... 3 лилии);
  • ребенок берет произвольно составленный букет из цветов на прищепках и

из названий цветов составляет их уменьшительно — ласкательные формы с

помощью суффиксов (у меня есть роза, а куколке я подарю розочку;

я нарисовала для себя тюльпан, а для куколки я нарисую тюльпанчик, у

нас в вазе стоят ромашки, а мишутке я вырежу ромашечку).

«Наряди ёлочку»

Задачи:

  • Закрепление звука в словах и словосочетаниях;
  • развитие пространственных представлений;
  • закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде и числе;
  • упражнение в развитии мелкой моторики рук.

Материалы:

  • елочка из драпа высотой 40 см;
  • прищепки;
  • силуэты елочных шаров с предметными картинками на разные группы звуков:

Ш — шишка, мишура, машина

Р — ракета, робот, трактор, ромашка

Л — гирлянда, лошадка, кукла, лисичка, лягушка

С — бусы, сосулька, снегурочка, снежинка, снеговик, санки, самолетик

Задания:

  • Ребенку предлагается отобрать те украшения, в названии которых есть автоматизируемый звук и с помощью прищепок нужно украсить елочку. Затем необходимо обобщить свои действия (Я украсил елочку, повесил на неё...)
  • называет позицию звука в слове и снимает игрушку с ёлочки;
  • ребенок достает картинку, называет её и прикрепляет на елку, проговаривая куда он вешает игрушку (я повесила сосульку на верхнюю ветку);
  • педагог предлагает самостоятельно украсить елочку и рассказать какие игрушки он повесил (я повесил две шишки и одну снежинку)

Помощники буквы

Задачи:

  • Развитие фонематического слуха;
  • закрепление звука в словах;
  • развитие мелкой моторики рук.

Материалы:

буквы, изготовленные из драповой ткани, высокой 25 см,

прищепки.

Задания:

  • Ребенок отраженно проговаривает слова с автоматизируемыми звуками и прикрепляет прищепку к букве;
  • по памяти называет слова и убирает прищепки по одной;
  • педагог произносит слово, ребенок повторяет, делит на слоги и прикрепляет столько прищепок, сколько слогов он насчитал;
  • педагог начинает чистоговорку, ребенок заканчивает и прикрепляет прищепку на букву;
  • закрытыми глазами убирает прищепки;
  • педагог рассказывает стихотворение, ребенок на слух определяет слова с автоматизируемым звуком и прикрепляет прищепки, затем считает их.

Вывод:

Результаты логопедического обследования детей, посещающих дошкольный логопедический пункт, подтверждают и доказывают важность, актуальность и необходимость развития мелкой моторики с использованием нетрадиционных методических приемов:

  • у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата;
  • совершенствовалась общая координация движений;
  • заметно сократились сроки постановки и автоматизации звуков;
  • кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла

скованность движения рук;

  • обогатился и активизировался словарь в процессе игр с прищепками;
  • совершенствовалось внимание, память и психические процессы, тесно

связанные с речью;

  • повысился интерес детей к подобным упражнениям.

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев рук, повысили работоспособность головного мозга, дали мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности.

Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев, способствуют повышению самооценки детей, оказывают благоприятное воздействие на звуко-произносительную сторону речи. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что вне сомнения поможет моим воспитанникам хорошо и уверенно овладеть навыками письма и стать успешными учениками в школе.

Просмотров: 648
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука С с использованием игр на развитие моторики пальцев рук».
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Хасанзянова Люция Накифовна. Консультации для воспитателей Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Алена Сергеевна Расскзова. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка»
  • Матвеева Елена Александровна. Развитие мелкой моторики рук в процессе художественно-творческой деятельности
  • Ерышканова Наталья Владимировна. Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики рук «Что умеют наши пальчики»
  • Садриева Элеонора Альбертовна. «Развитие мелкой моторики рук у детей ОВЗ с использованием природного материала»
  • Юлия Хрупова. Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
  • Соколова Алевтина Анатольевна. Развитие мелкой моторики рук у детей
  • Светлана Корнеева. Значение развития мелкой моторики рук детей для обучения в школе
  • Шевчук Ольга Валерьевна. План работы по самообразованию. «Развитие мелкой моторики рук детей 5-6 лет с ЗПРР через занятия пластилинографией»
  • Тарасюк Юлия Анатольевна. Роль развития мелкой моторики рук в коррекции речи детей с ОНР.
  • Желтова С.А, Шагинова Е.А.. Статья на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей».
  • Рудь Наталья Геннадьевна. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
  • Марина Светлана Николаевна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 'РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК у детей раннего возраста (1-3лет)'
  • Чернобай Людмила Альбертовна. Развитие мелкой моторики у рук у детей младшего дошкольного возраста.
  • Шустова Алина Леонидовна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Овчинникова Наталья Сергеевна. Родительское собрание-практикум на тему: «Развитие у ребенка мелкой моторики рук».
  • О.Б. Спицина Е.А. Шуклина А.С. Бузинова. Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему «Влияние мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на развитие речи и мыслительных операций»
  • Позднякова Светлана Петровна. Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики рук».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь