«Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию»
В. М. Бехтерев
После многолетнего изучения деятельности головного мозга и психических процессов у детей, многие ученые пришли к такому выводу, что большое значение в развитии ребенка, его интеллекта играют именно руки и пальчики. А от совершенствования мелкой моторики рук, напрямую зависит уровень развития и становления детской речи. Сложно представить себе процесс более творческий, чем рождение речи у маленького человечка.
В течении всего дошкольного возраста ребенок стремительно пополняет свой пассивный и активный словарь, овладевает родным словом, что является обязательным фактором для гармоничного развития и в последующем успешного обучения ребенка в школе, становление его полноправным членом общества.
Скачать конспект
Проводя логопедические обследования речи детей в детском саду, я столкнулась с проблемой ежегодного увеличения количества детей, речь которых не сформирована должным образом.
Надо признать, что этому способствует целый комплекс причин, таких как:
- врожденная патология,
- стресс,
- соматические заболевания,
- низкий уровень общения,
- плохо развитая мелкая моторика рук.
Уже доказано, что ребенок, мелкие мышцы рук которого недостаточно развиты, испытывают трудности при овладении речью, причем не только в звукопроизношении, но и в построении своей лексико-грамматической, фонетической, смысловой речи.
Тренировка пальцев через определение зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические игры, занятия, упражнения, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. отсюда следует такая закономерность: если движения пальцев развить в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Следовательно, тренировка движений пальцев и кистей рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, подготовка кисти руки к письму.
Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение использовать эти движения. Головной мозг (его высшая корковая функция), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой тесным образом.
Педагоги дошкольных учреждений ставят перед собой следующие задачи развития мелкой моторики рук в детском саду:
- стимулирование речевых зон головного мозга;
- тренировка отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений кинестетический и динамический праксис);
- подготовка руки к письму;
- развитие психических функций (внимание, память) навыков контроля и планирования целостного движения.
Большая роль в развитии речи и подготовке детей к школьному обучению отводится педагогам, воспитателям, учителям-логопедам. Учитель-логопед старается сделать образовательную деятельность интересной игрой, а не скучным занятием. специфика логопедической работы заключается в том, что результат достигается путем многоразовых и утомительных повторений, особенно при автоматизации звуков. Поэтому задача педагога превратить все это в занимательную игру! Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что впоследствии приведет к желаемому результату и успеху.
В какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал на закрепление и автоматизацию звуков в речи, заинтересовать его, вызвать желанные звуки, слова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произношению звуки, слоги, слова, предложения.
Зная, что в дошкольном периоде основной вид деятельности это игра, поэтому я взяла в помощники игры и игровые упражнения для закрепления активного словаря, звукопроизношения с развитием мелкой моторики и координация движений пальцев рук. Объединяет все пособия и игры то, что используется нетрадиционный материал — обычная бельевая прищепка. Игры с прищепками развивают мелкую моторику, пространственное воображение, смекалку, способствуют развитию интеллекта, мышления и как следствие, становление речи.
Данные игры и игровые упражнения, требующих тонких движений пальцев, повышают также работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности маленького человека, развивают мышление, двигательную активность, произвольное внимание.
Перед началом я практикую проведение небольшой разминки — физкультминутки, которая стала уже неотъемлемой частью каждого занятия.
ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ указательным пальцем указываем друг на друга РАСПРАВЬТЕ СВОИ ПАЛЬЧИКИ шевелим пальчиками на руках УШКИ НАВОСТРИТЕ поглаживающие движения ушных раковин ВНИМАНИЕ ВКЛЮЧИТЕ часто моргают глазами
РАСКРОЙТЕ ВСЕ ЛАДОШКИ сжимают и разжимают кулаки ВСТРЯХНИТЕ ИХ НЕМНОЖКО движения расслабленными руками ЧТОБЫ ЛУЧШЕ ГОВОРИТЬ НАДО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ! пальцы рук сжать в замок
Кисти рук становятся более подвижными, послушными и гибкими, что помогает будущим первоклассникам успешно овладеть навыком письма.
При практическом применении представленных игровых пособий, игр и игрушек, а это есть основная цель их использования, происходит развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование некоторых предметов.
Исходя из вышесказанной цели, вытекают следующие задачи:
- сочетание игр и упражнений для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
- выполнение работы по совершенствованию пальчиковой моторики, делая её регулярно;
- повышение интереса детей к подобным упражнениям, превращая их в игру;
- облегчение навыков усвоения письма будущим первоклассникам.
Календарь погоды
Задачи:
- расширение закрепление активного и пассивного словаря;
- закрепление представлений о временах года, их характерных признаках;
- совершенствование грамматического строя печи;
- развитие зрительного и слухового внимания.
Материалы:
панно на драповой основе с липучками;
предметные картинки;
кукла в одежде, соответствующей времени года;
съемные детали необходимые для обогащения предложенной картинки-панно (солнце, облака, тучи с осадками, деревья, снежинки, дождинки);
прищепки.
Задания:
- рассматривание предметных картинок и отбор их в соответствии с временами года;
- превращение панно в зимнюю (летнюю...) картину с помощью прикрепления на панно отдельных элементов;
- прикрепление картин с соответствующими признаками на панно с помощью прищепок и составление рассказа о времени года;
- превращение куклы в Зимушку, Весну-красну с помощью элементов одежды, проговаривание деталей одежды, материала;
- отгадывание загадок о животных и закрепление предметных картин на панно;
- повторение стихов. загадок о временах года.
Мамина помощница
Материалы:
Задачи:
- Закрепление поставленного звука в словах, словосочетаниях, предложениях;
- активизация пассивного и активного словаря по теме "Одежда";
- развитие фонематического восприятия;
- закрепление развития зрительного и слухового внимания.
Материалы:
- макет дома с деревом и натянутой бельевой веревкой;
- таз с кукольной одеждой;
- прищепки.
Задания:
- Рассматривание одежды, называя детали (рукав, подол, манжета, воротник);
- помочь закончить фразу (это платье из ситца — значит кукла гуляет в ситцевом платье...);
- предложить ребенку из тазика отобрать и развесить на веревке с помощью прищепок ту одежду, в названии которого есть определенный звук, требующий автоматизации;
Ш — шуба, шапка, шорты, щтаны, шарф, шаль. рубашка, кашне, капюшон.
С — сарафан, косынка, свитер, носки, сорочка.
Р — фартук, рубашка, брюки, трусики, бриджи.
Л — платье, плащ, жилет, пальто, футболка, шаль, халат, гольфы, колготки, платок.
- педагог показывает одежду и называет любое число, ребенок отвечает, согласуя число с именем существительным (3 рубашки, 2 колготок)
Солнышко
Задачи:
- Закрепление произношения поставленных звуков в словах, словосочетаниях;
- воспитание усидчивости;
- развитие мелкой моторики рук, пространственной ориентировки.
Материалы:
- картонный круг с изображением лица;
- прищепки;
- предметные картинки на автоматизацию звуков.
Задания:
- предлагается помочь превратить колобка в солнышко, прикрепляя прищепки в последовательности "сверху", "снизу", "между ними" и т.д.
- с закрытыми глазами убирать по одной прищепке, четко проговаривая автоматизируемый звук;
- повторять за педагогом отраженно слово и на каждый правильно произнесенный автоматизируемый звук прицепить прищепку;
- самостоятельно называть картинку и убирать по одной прищепке;
- педагог начинает чистоговорку, ребенок заканчивает и прикрепляет прищепку;
- ребенку предлагается вспомнить название посуды, мебели, домашних животных, птиц и т. д...." Я знаю стол, стул, скамейку, лавку" и убирать по одной прищепке.
Ёжик — ни головы, ни ножек
Задачи:
- Закрепление произношения автоматизируемого звука в слогах, в словосочетаниях;
- упражнять в согласовании чисел с существительными;
- Развитие слухового и зрительного внимания.
Материалы:
прищепки;
прищепки с яблочками и тыковками;
силуэтный ежик;
плоскостное изображение ежа на карточке с различными цифрами.
Задания:
- Предлагается произвольно прикрепить прищепки на спинку ежику, отраженно за педагогом, повторить чистоговорку и убрать прищепку;
- вспомнить слова на автоматизируемый звук (можно подготовить картинку), ребенок произносит их и прикрепляет прищепку, затем считает сколько набралось их на спинке у ежа;
- Прикрепить на ежа прищепки с яблоками и тыковками, затем озвучить результат (ежик несет 5 яблок);
- Прикрепить на картинку с ежиком столько прищепок, сколько показано и вслед за педагогом повторить чистоговорку на заданный звук.
Волшебные зонт
Задачи:
- автоматизация звука в словах;
- упражнение в дифференцировании звуков;
- развитие мелкой моторики, слухового и зрительного внимания.
Материалы:
- разноцветные зонтики;
- прищепки;
- фишки с наклеенными предметными картинками на группы звуков;
- картинка — символ звука
- насос — с самолет — л собака — р
- комарик — з сердитый гусь — ш
Задания:
- Ребенку предлагается посмотреть на свой зонтик и с помощью картинки — символа определить, на какой звук он отбирает фишки и прикрепляет их с помощью прищепок на свой зонтик;
- убирает поочередно одну за другой фишки -картинки и проговаривая звуки и слова: "У меня есть шуба, шарф, штаны, шапка, шашки, шахматы, шоколад";
- предлагается два зонтика и набор фишек, на один прикрепляются картинки, в словах которых есть звук "С", на другой со звуком "Ш" и т.д.
Я б садовником родился
Задачи:
- Закрепление автоматизируемого звука в словах словосочетаниях и предложениях;
- развитие мелкой моторики и ручной умелости;
- упражнять в согласовании числительных с существительными.
Материал:
пластмассовые формочки;
прищепки с силуэтами цветов;
- З — роза, мимоза, гвоздика
- Р — роза, ромашка, ирис, астра, нарцисс
- Л — тюльпан, гладиолус, лилия, колокольчик, анютины глазки, ландыш.
Задания:
- Ребенку предлагается составить для мамы букет цветов на определенный звук (автоматизация звука в словах;
- ребенок осматривает свой букет и составляет из определенного количества цветов (В моем букете 5 тюльпанов,... 3 лилии);
- ребенок берет произвольно составленный букет из цветов на прищепках и
из названий цветов составляет их уменьшительно — ласкательные формы с
помощью суффиксов (у меня есть роза, а куколке я подарю розочку;
я нарисовала для себя тюльпан, а для куколки я нарисую тюльпанчик, у
нас в вазе стоят ромашки, а мишутке я вырежу ромашечку).
«Наряди ёлочку»
Задачи:
- Закрепление звука в словах и словосочетаниях;
- развитие пространственных представлений;
- закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде и числе;
- упражнение в развитии мелкой моторики рук.
Материалы:
- елочка из драпа высотой 40 см;
- прищепки;
- силуэты елочных шаров с предметными картинками на разные группы звуков:
Ш — шишка, мишура, машина
Р — ракета, робот, трактор, ромашка
Л — гирлянда, лошадка, кукла, лисичка, лягушка
С — бусы, сосулька, снегурочка, снежинка, снеговик, санки, самолетик
Задания:
- Ребенку предлагается отобрать те украшения, в названии которых есть автоматизируемый звук и с помощью прищепок нужно украсить елочку. Затем необходимо обобщить свои действия (Я украсил елочку, повесил на неё...)
- называет позицию звука в слове и снимает игрушку с ёлочки;
- ребенок достает картинку, называет её и прикрепляет на елку, проговаривая куда он вешает игрушку (я повесила сосульку на верхнюю ветку);
- педагог предлагает самостоятельно украсить елочку и рассказать какие игрушки он повесил (я повесил две шишки и одну снежинку)
Помощники буквы
Задачи:
- Развитие фонематического слуха;
- закрепление звука в словах;
- развитие мелкой моторики рук.
Материалы:
буквы, изготовленные из драповой ткани, высокой 25 см,
прищепки.
Задания:
- Ребенок отраженно проговаривает слова с автоматизируемыми звуками и прикрепляет прищепку к букве;
- по памяти называет слова и убирает прищепки по одной;
- педагог произносит слово, ребенок повторяет, делит на слоги и прикрепляет столько прищепок, сколько слогов он насчитал;
- педагог начинает чистоговорку, ребенок заканчивает и прикрепляет прищепку на букву;
- закрытыми глазами убирает прищепки;
- педагог рассказывает стихотворение, ребенок на слух определяет слова с автоматизируемым звуком и прикрепляет прищепки, затем считает их.
Вывод:
Результаты логопедического обследования детей, посещающих дошкольный логопедический пункт, подтверждают и доказывают важность, актуальность и необходимость развития мелкой моторики с использованием нетрадиционных методических приемов:
- у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата;
- совершенствовалась общая координация движений;
- заметно сократились сроки постановки и автоматизации звуков;
- кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла
скованность движения рук;
- обогатился и активизировался словарь в процессе игр с прищепками;
- совершенствовалось внимание, память и психические процессы, тесно
связанные с речью;
- повысился интерес детей к подобным упражнениям.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев рук, повысили работоспособность головного мозга, дали мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности.
Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев, способствуют повышению самооценки детей, оказывают благоприятное воздействие на звуко-произносительную сторону речи. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что вне сомнения поможет моим воспитанникам хорошо и уверенно овладеть навыками письма и стать успешными учениками в школе.
|