Воспитатель 1квалификационной категории Колосова Наталья Алексеевна МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО и МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №8 ТРАКТОРОЗАВОДСКОГО РАЙОНА г. ВОЛГОГРАДА
Слайд 1
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происхщит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания, как средства замещения недостаточности зрительной информации.
Поэтому дети с нарушением зрения нуждаются в развитии мелкой моторики, так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсируют недостаточность зрения.
Скачать презентацию
Слайд 2.
У маленького ребенка ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путем исследования: хочется все потрогать, помять, порвать. Последнее особенно имеет отношение к такому материалу как бумага. Меня заинтересовал вопрос, почему бы не использовать эту естественную тягу детей к бумаге в развивающих целях?
Тем более, что бумага-материал малозатратный и доступный. Программа ”Воспитание и обучение в детском саду” ПОД редакцией М.А. Васильевой предполагает (на мой взгляд) недостаточный объем возможного использования бумаги как материала для конструирования.
Оригами — один из видов конструктивной деятельности, которые интересны “детям и развивают точность и координацию движений и воздействуют на интеллектуальное развитие.
Слайд 3.
Игрушки-самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитие.
Слайд 4.
Работу по обучению оригами прОВОДила в три этапа.
Слайд 5.
Первые занятия посвятила свободным действиям с бумагой, чтобы дать возможность познакомиться с ее свойствами. Экспериментальным путем дети познали, что бумага рвется, мнется, мокнет И меняет структуру при взаимодействии с водой. Наиболее яркие впечатления проИЗВОДят опыты по знакомству со свойствами бумаги в игровой Деятельности: ”Бумажный футбол”, ”Кораблики”, ”Поделись с Другом “, “Согни и разогни” и т.д. Здесь включается тактильное
восприятие. Своими пальчиками ребенок воспринимает шероховатость поверхности, плотности, упругость бумаги.
Слайд 6.
Следующим этапом стало знакомство с базовыми формами. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки -это базовые формы. Занятие проВОДила в игровой форме. Сказочный герой Квадратик превращался в любую фигурку: ”Воздушный змей”, ”Ворота”, “Косынка”.
Оригами является идеальным конструктором, состоящим из одной детали-листа бумаги, который позволяет складывать тысячи и тысячи разнообразных фигурок.
Слайд 7.
Детям со зрительной депривацией точно соединять два противоположных уголка квадратика бывает непросто. Разработала следующий прием обучения с помощью символов-ориентиров: на углах квадрата, которые будут совмещены, рисуются бабочка И цветок (жук и листок, мяч и ворота И т.д.) Ребенку предлагается
аккуратно взять уголок, на котором изображена бабочка и “посадить” ее на цветок, для того, чтобы она “не улетела” нужно пальчиком левой руки удерживать совмещенные уголки.
Слайд 8.
Не редко дети не умеют правильно формировать линию сгиба- прищлепывают, а не разглаживают. Поэтому учила детей пальчиками правой руки проглаживать
полученную складку. При проглаживании сгибов пальчики превращаются в утюжки, которые сильно прижимают бумагу, или в паровозик, который быстро мчится по рельсам — сгибам.
Таким образом дети освоили первый важнейший прием складывания квадрата по диагонали. На этом этапе учились с детьми складывать из квадрата два
прямоугольника, четыре треугольника, четыре квадрата.
У детей с нарушением зрения встречаются трудности в ориентировке на микроплоскости. Поэтому в начале обучения предлагала детям прорисовать сгибы,
обозначать центр. Во время обучения отрабатывались точность движений, развивался глазомер, ведь от совпадения сторон и углов зависит внешний вид фигурки.
Оригами дает огромный простор для работы пальцами- мелких движений не только много, они еще и разнообразны. ОчеНь важно и то, что создание фигурок заставляет работать малыша сразу Двумя руками. И этот момент очень важен в развитии ребенка, так как гармонизирует работу полушарий мозга.
Слайд 9.
На следующем этапе, когда дети усвоили базовые формы «Косынка Воздушный змей» приступила к обучению изготовления поделок. Использую следующие методы и
приемы: меТОД синхронной работы; поэтапное изготовление; показ с проговариванием действий; обследование готового образца; игровые приемы (например, что мы будет заселять его жителями, а для этого необходимо сделать рыбок.); художественное слово (например, просила детей назвать, что будем делать на занятии, отгадав загадку).
Во время применения любого из приемов важно использовать правильную общепринятую терминологию: оперировать таким терминами как угол, сторона, центр, линия, диагональ. Усвоение этих понятий облегчает ориентировку на плоскости листа, выполнение устных инструкций воспитателя, помогает развитию глазодвигательной функции.
Слайд 10.
Оригами похожи на фокус- из обычного листа бумаги рождает чудесная фигурка. С помощью оригами создается целый мир, в который можно играть. Но одновременно с радостью творчества ребенок получает еще и дополнительный тренинг кистей и пальцев рук, ведь их сила автоматически вОзрастает, когда
ребенок складывает и сгибает листы бумаги, разглаживает полученные модели.
Мы с детьми создаем не только бумажные игрушки, но и предметы обихода и забавные мелочи (из стаканчика можно вылить воды, в коробочку можно сложить всякую мелочь, от жары укроется ПОД треуголкой и т.д.).
Слайд 11.
Но с наибольшим интересом и удовольствием дети приступают к работе, когда готовят подарки для р0дных и близких ( «Новогодняя
открытка», «Цветок для мамы» и др.). Фигурки, сложенные из бумаги можно эффективно применять в театрализованной деятельности. Многообразие псделок И несложность их выполнения позволяют инсценировать сказки, стихи, поделки.
Слайд 12.
Для дыхательных упражнений «палочкой-выручалочкой» становится игрушкой -оригами. Простые легкие фигурки можно подвесить на ниточке и дуть на них. ( «Вертушки». Пособия «Лягушка B озере», «Бабочка на цветочке» и т. д.). Также поделки из бумаги мы используем в качестве зрительных ориентиров Для развития глазодвигательной функции, В качестве объемных элементов в настенных панно.
Слайд 13.
Для достижения положительных результатов в развитии ребенка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители -самые
заинтересованные и активные участники воспитательной процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается р0дителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, рассказывают родителям о том, как они делали ПОДелки. Я знакомлю родителей с технологией обучения детей оригами,
предлагаю закрепить полученные навыки с детьми дома.
Слайд 14.
Моим детям нравится заниматься оригами, потому что на каждом занятии обязательно получается какая-нибудь фигурка. Немного усилия и из бумажного листа всегда получается что-то хуже, лучше, не важно, зато свое. Систематические занятия с ребенком оригами- гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Кто-то, когда-то, придумал бумагу, Но Даже не ведал о том, Что маленький листик поведает миру Великую тайну потом,
Тайну открытий, тайну движений Хранит этот маленький лист, В нем прячутся белки, львы и мартышки, Семейство рыженьких лис.
Оригами, оригами, Это мир фантазий, волшебства. Эта радость, Это детство рядом С нами навсегда.
Волшебная страна бумажных игрушек ждет всех, у кого пытливый ум и умелые руки.
|