Журавлёва Т.М. Учитель-дефектолог (тифлопедагог). Высшая квалификационная категория.
Здесь приводятся сведения о применении оригами в коррекционной деятельности с целью активизации зрительно-моторной координации.
Задания, связанные с развитием ручной умелости средствами оригами способствуют созреванию связей в нейронных структурах, связей между сенсорно-перцептивным процессом и другими психическими функциями, что приводит к более быстрому формированию ЗМК.
Опыт и положительные стороны применения оригами в коррекционной деятельности подробно описаны в работах Г.А. Соколовой, Е.Л. Кабачинской, в материалах первой международной конференции "Оригами в педагогике и арт-терапии".
Скачать конспект
Благодаря творческой основе занятий, оригами легко совместить с лексическими темами рабочей программы.
Содержание деятельности по развитию ЗМК через ручную умелость средством оригами усложняется соответственно программным требованиям коррекционной работы с детьми имеющими амблиопию и косоглазие.
На первых занятих дети учатся:
- определять нижний и верхний углы квадрата, совмещать нижний угол квадрата с верхним уголком, выполнять линию сгиба;
- совмещать нижний угол квадрата с верхним углом;
- выполнять линию сгиба.
Все действия выполняются приемом «рука в руке»:
- поверни квадратный лист бумаги уголком вниз;
- переверни квадратный лист бумаги цветной стороной;
- совмести нижний угол с верхним углом;
- выполни линию сгиба.
Дети учатся выполнять простейшие операции самостоятельно.
Выбор моделей способствует уточнению зрительных образов по текущей лексической теме.
В ходе занятия активизируется сенсорное восприятие (например, модель книжка).
См. также:
- мороженое – Коррекционные задачи: развивать восприятие формы; узнавать и называть треугольники разных величин;
- лебедь — Коррекционные задачи: формировать предметные представления, названия и части предмета;
- птица — Коррекционные задачи: формировать предметные представления, формировать аналитическую мыслительную деятельность.
Дети младшего возраста могут выполнять модели:
Конфета
Коррекционные задачи: формировать эталон условного знака, принятого в оригами «линия сгиба»; развивать восприятие основного цвета, развивать моторику:
Книжка
Коррекционные задачи: Учить сгибать лист по «опорной линии, принятого в оригами «линия сгиба»; развивать способность локализовывать и узнавать заданный цвет, развивать восприятие формы:
Ёлка
Коррекционные задачи: Учить совмещать углы; развивать восприятие величины, познакомить детей с постоянным признаком цвета:
Дети старшего возраста учатся анализировать схему выполнения модели:
Кузнечик Коррекционные задачи: Учить выполнять операции согласно схеме модели; развивать предметных представлений, развивать алгоритм рассматривания.
На занятиях по развитию ЗМК через ручную умелость средством «Оригами» реализуются следующие задачи:
1. Обогащение чувственного опыта.
- Обогащать двигательно-мышечный опыт, лежащий в основе выполнения различных внешних действий.
- Развивать и совершенствовать глазомер.
- Развивать мелкую моторику.
- Способствовать различению геометрических фигур, представленных в различных пространственных отношениях.
- Развивать глазодвигательные функции.
2. Формирование представлений.
- Активизировать восприятие сенсорных эталонов.
- Уточнять зрительные образы предметных представлений.
3. Формирование умений и навыков.
- Формировать умение выделять заданный объект.
- Формировать ориентировку на листе.
4. Развитие психических функций.
- Формировать мышление (анализ, синтез)
- Развивать чувство ритма.
5. Развитие компонентов личности.
- Развивать самоконтроль.
6. Развитие речи.
- Уточнять и расширять словарь за счёт используемой терминологии в технике оригами.
Деятельность проходит в игровой форме и состоит из 3 частей: теоретической, практической и игровой.
Рекоммендации по организации занятий:
В группу дети подбираются с учётом развития зрительного восприятия, индивидуальным подбором цвета, формы, величины пособий, с учётом требований специалистов, сопровождающих развитие детей. С детьми, имеющими низкий уровень зрительного восприятия и тяжёлое нарушение зрения, желательны индивидуальные занятия. Необходимый для деятельности материал: бумага, готовые квадратные заготовки, ножницы, кисточки, клей, цветные карандаши. Содержание деятельности усложняется соответственно Программным требованиям коррекционной работы. Для приобретения навыков складывания бумаги с первого занятия использовать бумагу, окрашенную с одной стороны. Деятельность проходит в игровой форме и состоит и 3 частей: теоретической, практической и игровой. Приёмы складывания демонстрируются с помощью большого квадрата бумаги, показ не зеркальный. Комментарии должны быть максимально точные и подробные, что особенно важно для ребят с нарушением зрения. Знакомство детей 3-4 лет с оригами можно начать с рассматривания изделий оригами.
С первого дня введения оригами в коррекционную работу необходимо ознакомить родителей с новым видом деятельности детей. Консультировать родителей о значении развития ЗМК в восстановлении зрительных функций детей. Ознакомить с литературой по оригами. Индивидуальные консультации по развитию ЗМК, проводить в присутствии ребёнка. Показать приёмы складывния бумаги, простейшие схемы. Родителям необходимо знать, что сенсорно-перцептивная деятельность способствует развитию зрительного восприятия. В ребёнке надо поддерживать интерес и вселять уверенность в свои силы: «У тебя обязательно получится», «ты молодец», «если не получается, я тебе помогу». Далее можно показать, как из листа бумаги получается игрушечный предмет. Затем можно переходить непосредственно к коррекционной деятельности с использованием техники оригами. Первые работы можно посвятить знакомству с бумагой, развитию восприятия формы (квадрат и треугольник).
В течение учебного года желательно проводить мониторинг развития ЗМК через развитие ручной умелости:
Таблица мониторинга развития ЗМК
Фамилия / имя Развитие ориентировочно-поисковой функции Развитие зрительного внимания Развитие моторики Анализ схемы моделирования Развитие регулирующей и контролирующей функции Баллы
Высокий уровень развития соответствует 24-21 баллам
Средний 20-16 баллам
Низкий 15-12 баллам
Нижайший 11 баллам
Как одна из методик в составе коррекционно-образовательной деятельности, оригами вызывает живой интерес детей, доставляет радость.
Список литературы:
А. Щеглова. Оригами, красивые вещи своими руками. Москва «Рипол классик», 2001
3. А. Богатеева. Чудесные поделки из бумаги. Москва «Просвещение», 1992
Т.Б. Сержантова. 365 моделей оригами. Москва, «Айрис пресс», 1998
|