ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЧАСТИЧНОЙ ПОТЕРЕЙ ЗРЕНИЯ
Я работаю в коррекционной группе для детей, с частичной потерей зрения, и хотелось бы начать с констатации факта, что дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности моторики пальцев и кистей рук. Как известно, мелкую моторику рук развивают: различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности, игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку, игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия, рисование карандашами (фломастерами, кистью), застегивание и расстегивание пуговиц, одевание и раздевание и т.д.
И в связи с этим мною были разработан и изготовлен своими руками цикл игр, на развитие мелкой моторики. Для большего удобства весь цикл игр был разбит на комплексы:
- Комплекс игр — это игры- шнуровки, с веревочками, с бусинками, с резинками и пуговицами.
- Комплекс игр с прищепками.
- Комплекс игровых упражнений на развитие графической моторики.
Игры входящие в 1 комплекс изготовлены из подручных материалов, они очень красочные, яркие, красивые. Это нам кажется, что многие игры очень просты в использовании, а как сложно некоторым детям застегивать пуговицы, нанизывать бусинки на веревочку и делая это постоянно, сами этого не замечая приобретают определенные навыки.
Беря в руки все эти предметы, дети их рассматривают. Ощупывая поверхности, распознавая фактуру материалов, у детей развивается не только мелкая моторика, но и многие психические процессы: внимание, мышление, память. Игры-шнуровки и застегивание пуговиц помогают детям освоить навыки необходимые в обращении с обувью и одеждой, такие игры развивают пространственную ориентировку, улучшает координацию движений, гибкость кисти, внимание, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера.
Песочная терапия развивает фантазию, дети глубоко погружают руки в песок, в моем случае это манка, перетирают между ладонями, сжимают, просеивают, делают самомассаж, закапывают мелкие предметы, находят, рассматривают. ощупывают, учатся различать понятия твердый-мягкий, теплый-холодный, гладкий-шершавый, за этим занятием дети могут проводить много времени, здесь много разнообразных мелких предметов и если даже играет 3-4 ребенка, они играют сами с собой у каждого свой сюжет и они даже могут не замечать друг друга.
Игры с резинками и со счетными палочками позволяют ребенку работать руками под контролем сознания, для моих детей еще очень сложно работать по схемам, пока все выполняют под моим контролем, в дальнейшем задания можно усложнять, дать время, чтобы ребенок запомнил схему и выполнил по памяти, но над этим еще придется поработать.
Закручивая и раскручивая крышки дети зрительно определяют их местоположение, учатся подбирать крышки по цвету, фактура крышки ребристая, также делают самомассаж пальчиков воспитывается усидчивость и интерес к обучению.
Во 2 комплекс входят игры с прищепками эти игры можно создавать в любом тематическом направлении. параллельно дети учатся осваивать счет, цифры, цвета, геометрические фигуры, названия тех или иных предметов, с дикими и домашними животными, строением их тела, узнают какие у них хвосты: длинные-короткие, толстые-тонкие, маленькие-большие и т.д., так же узнают кто что ест, а еще они преследуют одну цель, развивают щипковый хват, способность перераспределять мышечный тонус, так же развивается у таких гиперактивных детей усидчивость, внимание, совершенствуются двигательные умения и навыки.
В третий комплекс включены игры: пальчиковое рисование по шаблонам и графомоторика. Эта игровые упражнения требуют серьезной работы мозга и свободных, скоординированных движений кистей рук. Это понятие включает в себя: способ удержания карандаша, силу нажима при письме, точность, ритмичность и темп движений, их плавность.
Пальчиковое рисование развивает тактильную чувствительность, во время рисования ребенок окунает пальчики в краску, он не просто рисует, а учится контролировать себя, свое тело, раскрашивая пальчиками, ребенок учится чувствовать границы рисунка.
Вывод: В данный момент я ничего не могу сказать про результаты диагностики, т.к. изготавливать эти игры я начала в этом учебном году, в конце учебного года я проведу диагностику применения этих игр и я уверена, что она, принесет положительные результаты.
|