Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения

Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения

Старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №282» Ханова М.Р.

Больше всего впечатлений от окружающей действительности человеческий мозг получает через зрительный анализатор. Зрительное восприятие является определяющим в формировании представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

С помощью глаз человек воспринимает освещенность, цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление предметов при движении, ориентируется в пространстве. Нарушения же зрения могут вызвать существенные затруднения в формировании зрительного восприятия, в обучении и воспитании детей.

Исследования показывают, что зрительное восприятие при нарушениях зрительных функций в значительной мере отличается от восприятия нормально видящих людей степенью полноты, скоростью и точностью.

 

Исходя из этого, основами организации учебно-воспитательного процесса мы считаем обеспечение оптимальных условий для комплексного, непрерывного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Для слабовидящих детей необходимо создание специально организованных условий обучения и воспитания, которые и осуществляются в нашем детском саду.

В содержании обучения и воспитания детей с нарушениями зрительной функции учитываются задачи, требования и рекомендации лечебно-восстановительной работы. Во всех видах детской деятельности обязательно используются упражнения для активизации зрительных функций.

Развитие зрительного восприятия осуществляется на специальных коррекционных занятиях, а также в процессе общеобразовательных занятий, игр и повседневной деятельности.

Дети с нарушениями зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего мира, они затрудняются в узнавании отдельных объектов, движущихся предметов (например: птиц на деревьях, самолетов в небе, машин на дорогах).

Поэтому, чтобы обеспечить детям обстановку, благоприятствующую процессу обучения, мы создаем соответствующие условия для зрительного восприятия; оптимально используем наглядные пособия; применяем специальные методы (наглядность, практический, словесный) обучения и ведем коррекционно-педагогическую работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка; подходим к обучению индивидуально, учитывая психо-физиологические особенности детей.

В нашем детском саду лечебно- восстановительную работу осуществляют мед. сестры- ортоптистки, под руководством врача-офтальмолога. Цель этой работы — специальное лечение, восстановление развитие и охрана ослабленного зрения у детей. Данная работа проводится на следующих аппаратах: лазерный аппарат, синоптофор, электростимулятор, амблиотренер; мускулотренер; компьютерное лечение.

Благодаря нашим спонсорам, были приобретены лазерный аппарат и аппарат «Синоптофор», которые используются для повышения остроты зрения у детей.

По рекомендациям врача – офтальмолога в зависимости от периода восстановительного лечения педагоги, работающие со слабовидящими детьми, проводят различные дидактические игры и упражнения для активизации, стимуляции зрительных функций.

Например:

  • найди дом для матрешки
  • выбери дорожку
  • нарисуй движение
  • помоги зайчику и т.д.

В период плеоптического лечения (повышение остроты зрения) с детьми младшего возраста воспитатели используют игры с матрешками, пирамидками, игрушками – «вкладышами», нанизывание бус, шаров, плетение.

Благодаря использованию данных игр в процессе рассматривания включаются все зрительные функции. Большое значение для развития остроты зрения имеют игры- лабиринты.

Педагогами были разработаны рекомендации и комплексы упражнений для повышения остроты зрения. При высокой степени амблиопии т.е. (снижение зрения) предметы и изображения должны быть не менее 2см, т.к. у детей с нарушениями зрения страдает и развитие мелкой моторики рук.

В период ортоптического лечения косоглазия (лечение на аппаратах) с детьми дошкольного возраста очень важно проводить специальную подготовку к лечению на синоптофоре. В процессе выполнения данных упражнений дети учатся сличать, узнавать, классифицировать предметы по их основным признакам.

В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются глазодвигательные функции. Для этого используем игры типа «Прокати шар в ворота», «Попади в цель», «Позвони в колокольчик».

В период выработки стереоскопического зрения особенно эффективны настольные игры «Футбол», «Баскетбол», «Колпачки», «Набрось кольцо», «Бильярд».

Большие возможности для упражнения зрительных функций в определении расстояния, степени удаленности, протяженности пространства имеются в подвижных играх, включающих элементы поиска. Метание в цель, бег по заданному направлению, перешагивание через препятствие- все эти игры способствуют активизации и формированию стереоскопического зрения.

Большое значение в организации работы по развитию зрительного восприятия имеют наглядные пособия, используемые педагогами на занятиях. При работе со слабовидящими детьми они более крупные, яркие; передают признаки реальных предметов. Изображения на картинках выполнены в четких контурах, без лишних деталей, доступны восприятию слабовидящего ребенка. Предметы и картинки с блестящей поверхностью исключается полностью. Демонстрация наглядных пособий сопровождается четкими, ясными пояснениями, которые позволяют детям понимать, выделять конкретные визуальные признаки предметов окружающего мира.

По рекомендации врача-офтальмолога при изготовлении пособий педагоги стараются использовать определенную цветовую гамму: красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета. Это цветовая гамма не раздражает, более благотворно воздействует на сетчатку глаза.

В процессе организации работы со средствами наглядности учитываем особенности зрения детей. Так, если у ребенка нистагм, (самопроизвольное движение глазных яблок) то ему необходимо увеличивать время на рассмотрение объекта. При катаракте (помутнение хрусталика) педагог работает с этим ребенком только вблизи источника света. Если у ребенка миопия (близорукость) — ему трудно изменять рефракцию (преломление света в оптической системе глаза), поэтому в это время работают только вблизи пособия.

Рабочая плоскость для детей со сходящимся косоглазием должна быть вертикальная – это обязательное применение подставок. Для детей с расходящимся косоглазием требуется горизонтальная рабочая плоскость.

Так как процесс зрительного восприятия у наших детей протекает в значительной мере медленнее, чем у детей без нарушений зрения, необходимо, чтобы пособия находились в поле зрения у детей более длительное время.

При проведении всех видов занятий обязательно используются приемы развития подвижности глаз и восстановления бинокулярного зрения (это умение видеть предметы четко, обеими глазами одновременно). упражнения на снятие мышечного напряжения и зрительного утомления Поэтому в физкультминутки включаются зрительные гимнастики.

Раз — налево, два — направо,
Три — наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.

На занятиях по физическому воспитанию широко используются упражнения на различные ориентиры: цветные колпачки, флажки, шарики, колокольчики. Это дает детям возможность выполнять глазодвигательные действия за конкретными предметами более осознанно, не напрягая зрение. Проведение занятий в таких вариантах позволяет снять зрительное напряжение и в целом повышает работоспособность наших детей.

Все коррекционные занятия в нашем детском саду проводятся во взаимосвязи с обучением и воспитанием, что создает оптимальные условия для всестороннего развития детей с нарушениями зрения и обеспечивает возможность эффективного усвоения программного материала, способствует ликвидации в ходе обучения отставаний в развитии различных сторон познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности.

С 2007 года наш детский сад является учебной базой Казанского педагогического колледжа. Студенты проходят пед. практику в специализированных группах.

Просмотров: 753
Категория: По направлениям » Для детского сада » Тифлопедагогика




Другие новости по теме:

  • Белоусова Наталия Владимировна. Рабочая тетрадь для занятий по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения 6-7 лет
  • Курганова Екатерина Борисовна. Консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»
  • Ефремова Оксана Васильевна. Система работы по развитию зрительного восприятия через изобразительную деятельность у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Журавлёва Татьяна Македоновна. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения
  • Коростелева Екатерина Федоровна. Конспект занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в старшей группе. Тема: «Путешествие в лес»
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Шулакова Ольга Ивановна. СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В УСВОЕНИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
  • Шибалова Л. В. Рожкова Е. В.. Использование специального оборудования, направленного на компенсацию зрительных и двигательных нарушений у детей старшего возраста с нарушениями зрения.
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Тараканова Ольга Андреевна ,Клейменова Инна Владимировна , Зеленева Наталья Анатольевна. Развитие высших психических функций у детей с нарушением зрения при помощи оригинальных наглядных средств.
  • Шулакова Ольга Ивановна. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.
  • Марина Николаевна Ильина. Роль коррекционно-педагогической среды в организации физического воспитания детей с нарушениями зрения
  • Михальчук Ольга Петровна. Консультация для педагогов на тему: «Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушениями зрения»
  • Барбье Екатерина Сергеевна. Игра фонарики пособия «Сказочные лабиринты» В.В. Воскобовича в работе с детьми с нарушениями зрения.
  • Филатова Ирина Григорьевна. Конспект НОД по социально-бытовой ориентировке в подготовительной группе для детей с нарушениями зрения «Они живут рядом с нами. (Насекомые)».
  • Гераскина Татьяна Борисовна. Конспект занятия-развлечения для детей старшей группы с нарушениями зрения «Осеннее путешествие»
  • Арзамасова Татьяна Александровна Трубина Елена Николаевна. Современные подходы к организации коррекционно-развивающей деятельности по сенсорному развитию детей с нарушениями зрения
  • Камашева Нафиса Имамовна. Конспект мероприятия НОД по образовательной области «Физическое развитие» в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Белякова Елена Николаевна. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
  • Епифанова Лариса Геннадьевна. Календарно — тематическое планирование на неделю по ФГОС в младшей, средней группе для детей с нарушениями зрения
  • Бадунова Ольга Михайловна. Спортивные игры для детей с нарушением зрения
  • Смирнова Наталия Николаевна. Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Астахова Елена Николаевна. «Итоговое занятие по математике за первое полугодие для детей средней группы с нарушениями зрения «Волшебный клубочек»
  • Лукьянчик Ольга Николаевна. Познавательно – исследовательский проект «Почему у всех у нас на лице есть пара глаз» для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Качарава Мария Александровна. Презентация «Использование сенсомоторных игр в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения»
  • Людмила Хилкова. Охрана зрения детей со зрительной депривацией в ходе всего коррекционно-развивающего процесса.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь