СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В УСВОЕНИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Материал подготовила: Ольга Ивановна Шулакова учитель-дефектолог Департамент образования города Москвы Северо–западное окружное управление образования
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Лицей № 1571 дошкольные отделение «Радуга».
Проблему своеобразия развития детей с глазной патологией и определение средств коррекции при нарушениях зрения освещают в своих работах целый ряд ученых — тифлологов. Это работы: Р.М. Боскис (1975), Т.А. Власовой (1972), Л.С. Волковой (1983), Л.П. Григорьевой (1985), В.З. Денискиной (2001), В.П. Ермакова (1986), А.Г. Литвака (1973), Л.И. Плаксиной (1995), Л.И. Солнцевой (1980), Б.К. Тупоногова (1996), В.А. Феоктистовой (1992). Данные авторы определили тенденции становления психики детей с нарушениями зрения, выделили соотношения общего и частного в закономерностях развития, выявили средства коррекции нарушений. Таким образом, современной наукой накоплен довольно обширный опыт помощи таким детям. Однако проблема приспособления ребенка с нарушением зрения к условиям существования в окружающей среде до настоящего времени остается актуальной и значимой.
Нарушения зрения вызывают следующие отклонения во всех видах познавательной деятельности детей: снижается количество получаемой ребенком информации и изменяется ее качество; в области чувственного познания происходит сокращение зрительных ощущений; ограничивается возможность формирования образных представлений; происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов; значительные изменения происходят в физическом развитии: нарушается точность движений, снижается их интенсивность.
Скачать конспект
Коррекционно-развивающая работа направлена на решение этих важнейших проблем детей и систематически ведется на коррекционных занятиях и во всех образовательных областях адаптированной образовательной программы в соответствии с возрастными возможностями и психофизическими особенностями воспитанников с нарушениями зрения.
Специфика реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» определяется особенностями социального развития детей с нарушением зрения. Осуществляется эта работа педагогом в ходе «проживания» с ребенком данного направления: в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях; в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках; в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, в которых воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений; в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие» включает: сенсорное развитие, развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, формирование элементарных математических представлений.
В процессе сенсорного развития у детей с нарушением зрения важно развивать все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе у детей формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени, развиваются мыслительные процессы, стимулируется развитие всех сторон речи.
Для развития зрения и осуществления взаимосвязи сенсорного развития и развития зрительного восприятия, и лечения зрения следует проводить визуальные упражнения по активизации и стимуляции зрительных функций, развитию различных способностей зрения, цветоразличения, движения глаз, фиксации, локализации, конвергенции и аккомодации и т.д.
В познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности следует использовать приемы осязательного восприятия объектов, целенаправленно формировать практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора, что позволит детям с нарушениями зрения наиболее точно представлять предметы и пространство, быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.
При формирование элементарных математических представлений у дошкольников с патологией зрения необходимо опираться на сохранные анализаторы, использовать принципы наглядности, от простого к сложному.
В связи с особенностями зрительной патологии, микро- и макро ориентировки следует особое внимание уделять: формированию действий наложения и приложения элементов одного множества к элементам другого при сравнении их количества; словесному обозначению пространственных отношений; выделению детьми формы, величины, пространственного расположения предметов относительно друг друга; ориентировке в пространстве на ограниченной сенсорной основе; обогащению и расширению чувственного опыта детей.
При организации образовательного процесса по развитию речи следует использовать специальную наглядность (размер в соответствии с офтальмологическими рекомендациями, использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание пособий красного, оранжевого, желтого цветов, использование подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении для детей со сходящимся косоглазием).
В условиях зрительно — сенсорной недостаточности у детей с амблиопией и косоглазием педагогу необходимо: уделять внимание обогащению чувственной стороны речи, развитию речевой системы в целом, пониманию ребенком с нарушением зрения причинно-следственных связей, наводящими вопросами подводить к установлению логических связей, использовать алгоритмы описания предметов, мнемотехнику для составления свободных высказываний и как помощь при запоминании стихов и текстов.
Для закрепления образа звука следует использовать возможности других анализаторов: тактильное ощущение мягких и твердых звуков, подкрепление понятий о глухости и звонкости с помощью по-разному звучащих погремушек, пропевание гласных звуков под музыку, соотнесение слухового образа с движением тела.
Рассмотрим специфику реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с детьми с нарушениями зрения.
При подготовке детей с нарушением зрения к рисованию, конструированию, аппликации, лепке проводятся пропедевтические упражнения, направленные на развитие зрительно-моторной координации, умений выкладывать узоры из геометрических фигур, составлять отдельные предметы и композиций из них; упражнения с использованием мозаики (по образцу и по памяти).
Необходимы специальные пропедевтические упражнения, направленные на ознакомление детей с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и мелкую моторику.
При планировании образовательной деятельности с детьми с нарушением зрения необходимо использовать повтор одной и той же темы на лепке, аппликации, рисовании, музыке. Это позволяет обогащать и конкретизировать зрительный образ, уточнять детали, закреплять умения.
При нарушениях зрения формирование музыкальной деятельности идёт от показа к подражанию и осуществляется на многофункциональной основе: речевой, слуховой и музыкально-двигательной. Одновременно с общими музыкальными задачами необходимо — ставить коррекционные задачи, обеспечивающие развитие зрительного анализатора, учитывающие специфические особенности детей. Необходимо показывать упражнения с близкого расстояния, а для детей с низкой остротой зрения повторять их по нескольку раз, взяв ребенка за руку, двигаться вместе с ним, чтобы он ощутил ритм, использовать такие приёмы как, передача ритма хлопками, шагами, при помощи погремушки или металлофона, использовать световые, цветовые атрибуты, сигналов и ориентиров.
Работа по физическому развитию строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи, проблема профилактики и улучшения состояния зрения путем создания щадящих условий комплекса общеукрепляющих и специальных коррекционных мероприятий.
Пространство физкультурного зала и физкультурное оборудование для упражнений должны иметь специальные метки и разметки, для свободного зрительного ориентирования, в виде ярко окрашенных точек или полосок.
В процессе образовательной деятельности по физическому развитию используется специальная организации зрительного восприятия: создается установка на восприятие; формируется умение наблюдать: вычленять наиболее важные моменты в движении, переключать внимание, выполнять их в определенной последовательности, прослеживать действие в динамике, выделять главное и второстепенное; предъявляется оптимальный объем информации на одном занятии; учитываются индивидуальные особенности детей (острота зрения, характер патологии); используется как словесная, так и наглядная информация об объектах и действиях (схемы, макеты, планы); обеспечивается страховка при выполнении упражнений; обеспечивается контрастность сочетаний объектов пространства при восприятии их детьми.
Решение задач коррекционно-развивающей работы, обозначенных в каждом разделе Программы, возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей и педагогов дополнительного образования) дошкольного учреждения, а также при участии родителей в реализации программных требований.
Литература:
- Ермолова М Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – М.: Издательский дом РАО, 2007. – 192 с.
- Закон РФ «Об образовании» от 10. 07. 1992 г. N 3266-1 (с изменениями от 24. 10. 2000 № 13-П, в редакции 20. 07. 2004 г., с изменениями от 08. 06. 2007). Закрепина, А. В. Разработка индивидуальной программы коррекционноразивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии / А. В. Закрепина, М. В. Браткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. – № 2. – С.12.
- Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов. / Под научн. ред. М.М. Семаго. -М.: ТЦ Сфера, 2012. -128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
- Никулина Г.В., Волкова И.П., Фещенко Е.К.. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушением зрения. Учебное пособие / Под ред. Г.В. Никулиной. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 84 с.
- Федеральные государственные требования к структуре основной обще-образовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23. 11. 2009 г. N655).
|