Подготовил: учитель-дефектолог (тифлопедагог) Михальчук О. П.
Зрительная система развивается в тесном взаимодействии с другими сенсорными системами. Наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховым восприятием. Выпадение или нарушение функций зрения, играющих у нормально видящих людей ведущую роль, выдвигает у слабовидящих на первый план другие анализаторы. В зависимости от характера объекта то один, то другой анализатор, функционируя совместно с остальными, может выдвигаться на первый план.
Взаимно дополняя друг друга, слуховые, кожные, обонятельные, вибрационные и зрительные ощущения подробно информируют ребенка об окружающем. Ребёнку с нарушениями зрения, в отличие от нормально видящего ребёнка, недостаточно лишь зрительно наблюдать предмет. Для создания целостного образа предмета необходимо подключение всех сохранных анализаторов. Восприятие предмета с помощью разнообразных органов чувств (осязание, обоняние, слух, вкусовые ощущения) даёт более полное и правильное представление о предметах.
Целостное восприятие предметов обеспечивает накопление жизненного опыта, так как образы воспринимаемых предметов сохраняются в памяти и руководят дальнейшим восприятием окружающего мира. Глаз и другие органы чувств воспринимают похожие предметы более ускоренно, в соответствии с жизненными задачами. Это необходимо для успешного обучения ребёнка в школе.
Известно, что в дошкольный период освоение мира ребенком осуществляется через сенсорно-эмоциональные и чувственно-практические способы познания, так как логика познания мира дошкольников выстраивается в цепочку желание –чувство – мысль. Познавательная деятельность должна строиться так, чтобы активизировались личностные мироощущения, и накапливался личный опыт проживания.
А при нарушенном зрении активизируется деятельность сохранных анализаторов, повышается острота восприятия сохранившихся видов чувствительности (слуховой, тактильной, температурной, мышечно суставной). В свою очередь, совместное использование частичного зрения, слуха осязания, обоняния дает значительно лучшие результаты при узнавании любого предмета.
Активная тренировка сохранных анализаторов компенсирует недостатки зрения в процессе познания окружающего мира, когда дети уверенно двигаются в пространстве, делают меньше ошибок при узнавании предметов, быстрее адаптируются в незнакомом месте. Необходимо помнить, что процесс компенсации за счет включения сохранных анализаторов спонтанно не происходит. В работе с детьми с нарушением зрения следует учитывать, что наиболее успешно ребенок познает окружающий мир на основе знакомства с реальными предметами, а затем уже на макетах, муляжах и иллюстративном материале.
Огромное значение в развитии мыслительных процессов у детей со зрительной патологией имеет руководство их деятельностью педагогом, ее направление и стимуляция. Педагог руководит зрительным восприятием детей, учит их выделять в окружающем все признаки, которые можно познать не только с помощью зрения, но и всех сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния, вкусовой, тактильной, температурной чувствительности). Эта способность необычайно важна для детей с патологией зрения, она значительно обогащает их представления об окружающем мире.
Задача педагога – сделать восприятие окружающего мира целенаправленным и осознанным. Ребятам дают следующие установки: «Посмотри внимательно»,
«Послушай…», «Потрогай, пощупай, попробуй», «Понюхай…», «Почувствуй…»,
«Ощути…» (восприятие температурных изменений, дождя, снега, воды и т.д.).
Задают следующие вопросы: «Что ты видишь вокруг?», «Что ты видишь далеко от
себя, близко, рядом с собой?», «какие звуки ты слышишь?», «Какие запахи ощущаешь?» и т.д.
Педагог дает задания и проводит игры в зависимости от постановки задачи:
Найди одинаковые по цвету (форме) листья, плоды, фрукты, овощи;
Подбери одинаковые по форме по форме предметы (ведерки, кубики т.д.); Найди предметы одинаковой формы, цвета, величины;
Найди самое высокое, низкое дерево;
Найди спрятанную игрушку, свой домик;
Бегите вместе, кто быстрее добежит до домика;
Слушай, что звучит;
Расскажи, какая погода.
Опиши признаки осени, зимы, весны, лета.
Педагог предлагает детям игры на имитацию движений птиц, животных,
транспорта, сюжетно-ролевые игры и т.д.
Терпеливое, доброжелательное, положительное эмоциональное отношение педагога к детям способствует устойчивому интересу к игровой, трудовой, учебной деятельности, активизирует познавательную деятельность ребенка, развивает познавательную сферу — наглядное и логическое мышление, произвольное внимание восприятие, память, творческое воображение.
Только организованная коррекционно-воспитательная работа по развитию
ранней сенсорной сферы детей с нарушением зрения обусловливает положительный результат в процессе познания окружающего мира. Игры для развития сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения. ( «Обоняние и вкус»)
Восприятие вкуса «Заколдованные порошки»
Дидактическая задача: учить детей определять вкус, активизировать
представления детей о значении языка в ощущении вкуса.
|