Шулакова Ольга Ивановна. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯСПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Материал подготовила: Ольга Ивановна Шулакова, учитель-дефектолог. Департамент образования города Москвы Северо–западное окружное управление образования Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Лицей № 1571 дошкольные отделение «Радуга».

В дошкольное отделение лицея каждый год поступают дети, имеющие клинические формы нарушения зрения: косоглазие; амблиопия; астигматизм; аметропия; миопия (близорукость); гиперметропия (дальнозоркость); атрофия зрительного нерва; врожденная катаракта; группы риска по миопии и гиперметропии.

Эти заболевания обуславливают разнообразие вторичных отклонений в развитии психических процессов детей, в их физическом развитии, двигательной сфере, в формировании ориентировки в пространстве, в развитии речи. При этом, бедность зрительной информации нередко отрицательно сказывается и на интеллектуальном развитии, на его социализации. Дети данной категории нуждаются в специальной коррекционной помощи тифлопедагога. Поэтому в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения тифлопедагог является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу.

 

Скачать конспект

Важной целью в работе учителя-дефектолога тифлопедагога является развитие у детей компенсаторных функций для преодоления имеющихся зрительных отклонений. Работая в тесном контакте с врачом-офтальмологом, медсестрами ортоптического кабинета и психологом тифлопедагог решает также задачу снятия психоэмоционального напряжения, связанного с отрицательным влиянием на психику детей аппаратного лечения.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТЛОГА (ТИФЛОПЕДАГОГА)

Для того чтобы правильно наметить пути коррекционно-педагогической работы, перед тифлопедагогом стоит задача – выяснить общий уровень развития ребенка, имеющиеся вторичные отклонения, связанные с дефектом зрения. Решить эту задачу тифлопедагогу помогает тифлопедагогическое обследование, данные которого вносятся в индивидуальную карту развития ребенка.

Тифлопедагогическое обследование включает в себя различные задания, помогающие выяснить особенности зрения, зрительного восприятия ребенка, индивидуальные особенности его познавательной деятельности. В процессе обследования тифлопедагог определяет возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности.

ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА (ТИФЛОПЕДАГОГА)

В дошкольном учреждении тифлопедагог ведет следующую специальную документацию:

  • индивидуальные тифлопедагогические карты развития ребенка;
  • адаптированная образовательная программа для детей с нарушениями зрения;
  • рабочая программа учителя-дефектолога;
  • индивидуальная образовательная программа для детей с нарушением зрения;
  • перспективный план работы;
  • календарный план работы;
  • журнал взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателями;
  • журнал учета индивидуальной работы;
  • табель посещаемости детьми занятий тифлопедагога;
  • график работы;
  • циклограмма использования рабочего времени.

Индивидуальные тифлопедагогические карты развития детей должны содержать в себе сведения о ребенке, диагноз зрительного заболевания и острота зрения, имеющиеся сопутствующие заболевания, результаты фиксации тифлопедагогического обследования и динамики развития.

По просьбе тифлопедагога психолог детского сада, воспитатель по физической культуре принимает участие в тифлопедагогическом обследовании детей. Они проводят анкетирование детей по предложенным тифлопедагогом анкетам и делают заключения по результатам обследования. Это помогает тифлопедагогу иметь полное представление об ориентировке ребенка в окружающем мире, об уровне его физического развития.

Логопед детского сада при логопедическом обследовании детей со зрительной патологией выявляет следующие речевые дефекты: ОНР, ФФН, ЛГН. Тифлопедагог и логопед, работая в тесном сотрудничестве, находят общие пути в решении сложных речевых проблем детей с нарушениями зрения.

С воспитателем по физической культуре тифлопедагог проводит консультацию по итогам анализа исследования общей моторики детей, дает рекомендации по работе с детьми, которые наряду с патологией зрения имеют вторичные отклонения в развитии двигательной сферы, нарушении координации движений, недостаточность в развитии общей моторики.

Заключения исследований логопеда, психолога и воспитателя по физической культуре изучаются тифлопедагогом, анализируются и прилагаются к индивидуальным картам развития детей. Опираясь на эти исследования, специалисты ПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума): тифлопедагог, психолог, логопед разрабатывают индивидуальные программы развития для детей, нуждающихся в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

В конечном итоге, результатом совместной деятельности специалистов ПМПк является: создание «безбарьерной» среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с нарушениями зрения, открытой для его родителей и гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников с ограниченными возможностями в развитии.

ПРИМЕРНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.

Цель индивидуальный образовательный программы для детей с нарушением зрения: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, обеспечение ребёнку равные со сверстниками стартовые возможности в освоении образовательных областей с достижением целевых ориентиров ФГОС ДО; готовность к освоению варианта АООП в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (4 в). Она состоит из следующих разделов:

Общие сведения

Просмотров: 892
Категория: По направлениям » Для детского сада » Дефектология




Другие новости по теме:

  • Курганова Екатерина Борисовна. Консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Шулакова Ольга Ивановна. СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В УСВОЕНИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Журавлёва Татьяна Македоновна. Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Пилипенко Олеся. Оптимизация двигательной активности детей с нарушением зрения на занятиях тифлопедагога
  • Петухова Елена Владимировна. КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОГО ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ ТИФЛОПЕДАГОГА С ЛОГОПЕДОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПО ТЕМЕ: «ТРАНСПОРТ»
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Ефремова Оксана Васильевна. Система работы по развитию зрительного восприятия через изобразительную деятельность у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
  • Белоусова Наталия Владимировна. Рабочая тетрадь для занятий по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения 6-7 лет
  • Марина Николаевна Ильина. Роль коррекционно-педагогической среды в организации физического воспитания детей с нарушениями зрения
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Михальчук Ольга Петровна. Консультация для педагогов на тему: «Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушениями зрения»
  • Филатова Ирина Григорьевна. Конспект НОД по социально-бытовой ориентировке в подготовительной группе для детей с нарушениями зрения «Они живут рядом с нами. (Насекомые)».
  • Епифанова Лариса Геннадьевна. Календарно — тематическое планирование на неделю по ФГОС в младшей, средней группе для детей с нарушениями зрения
  • Гераскина Татьяна Борисовна. Конспект занятия-развлечения для детей старшей группы с нарушениями зрения «Осеннее путешествие»
  • Соловьева Юлия Анатольевна. План-конспект занятия для старших групп по формированию предметных представлений и развитию зрительно-двигательной координации у детей с нарушением зрения «Чайная посуда»
  • Никишина Людмила Гаджиевна. Конспект занятия по СБО в средней группе детского сада для детей с нарушением зрения
  • Ефремова Оксана Васильевна. Консультация для воспитателей «Игры с мячом для развития дошкольников с нарушением зрения»
  • Астахова Елена Николаевна. «Итоговое занятие по математике за первое полугодие для детей средней группы с нарушениями зрения «Волшебный клубочек»
  • Камашева Нафиса Имамовна. Конспект мероприятия НОД по образовательной области «Физическое развитие» в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения
  • Рикунова Лариса Петровна. Консультация для родителей детей старших групп с нарушением зрения. Тема: «Умственные и речевые предпосылки успешного овладения математическими представлениями детей с нарушением зрения».
  • Бадунова Ольга Михайловна. Спортивные игры для детей с нарушением зрения
  • Тараканова Ольга Андреевна ,Клейменова Инна Владимировна , Зеленева Наталья Анатольевна. Развитие высших психических функций у детей с нарушением зрения при помощи оригинальных наглядных средств.
  • Кузнецова Светлана Александровна. Конспект непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Путешествие в Типографию»
  • Шулакова Ольга Ивановна. Особенности организации комплексных занятий в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога.
  • Шибалова Л. В. Рожкова Е. В.. Использование специального оборудования, направленного на компенсацию зрительных и двигательных нарушений у детей старшего возраста с нарушениями зрения.
  • Смирнова Наталия Николаевна. Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь