СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Материал подготовила: Ольга Ивановна Шулакова, учитель-дефектолог. Департамент образования города Москвы Северо–западное окружное управление образования Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Лицей № 1571 дошкольные отделение «Радуга».
В дошкольное отделение лицея каждый год поступают дети, имеющие клинические формы нарушения зрения: косоглазие; амблиопия; астигматизм; аметропия; миопия (близорукость); гиперметропия (дальнозоркость); атрофия зрительного нерва; врожденная катаракта; группы риска по миопии и гиперметропии.
Эти заболевания обуславливают разнообразие вторичных отклонений в развитии психических процессов детей, в их физическом развитии, двигательной сфере, в формировании ориентировки в пространстве, в развитии речи. При этом, бедность зрительной информации нередко отрицательно сказывается и на интеллектуальном развитии, на его социализации. Дети данной категории нуждаются в специальной коррекционной помощи тифлопедагога. Поэтому в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения тифлопедагог является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу.
Скачать конспект
Важной целью в работе учителя-дефектолога тифлопедагога является развитие у детей компенсаторных функций для преодоления имеющихся зрительных отклонений. Работая в тесном контакте с врачом-офтальмологом, медсестрами ортоптического кабинета и психологом тифлопедагог решает также задачу снятия психоэмоционального напряжения, связанного с отрицательным влиянием на психику детей аппаратного лечения.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТЛОГА (ТИФЛОПЕДАГОГА)
Для того чтобы правильно наметить пути коррекционно-педагогической работы, перед тифлопедагогом стоит задача – выяснить общий уровень развития ребенка, имеющиеся вторичные отклонения, связанные с дефектом зрения. Решить эту задачу тифлопедагогу помогает тифлопедагогическое обследование, данные которого вносятся в индивидуальную карту развития ребенка.
Тифлопедагогическое обследование включает в себя различные задания, помогающие выяснить особенности зрения, зрительного восприятия ребенка, индивидуальные особенности его познавательной деятельности. В процессе обследования тифлопедагог определяет возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности.
ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА (ТИФЛОПЕДАГОГА)
В дошкольном учреждении тифлопедагог ведет следующую специальную документацию:
- индивидуальные тифлопедагогические карты развития ребенка;
- адаптированная образовательная программа для детей с нарушениями зрения;
- рабочая программа учителя-дефектолога;
- индивидуальная образовательная программа для детей с нарушением зрения;
- перспективный план работы;
- календарный план работы;
- журнал взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателями;
- журнал учета индивидуальной работы;
- табель посещаемости детьми занятий тифлопедагога;
- график работы;
- циклограмма использования рабочего времени.
Индивидуальные тифлопедагогические карты развития детей должны содержать в себе сведения о ребенке, диагноз зрительного заболевания и острота зрения, имеющиеся сопутствующие заболевания, результаты фиксации тифлопедагогического обследования и динамики развития.
По просьбе тифлопедагога психолог детского сада, воспитатель по физической культуре принимает участие в тифлопедагогическом обследовании детей. Они проводят анкетирование детей по предложенным тифлопедагогом анкетам и делают заключения по результатам обследования. Это помогает тифлопедагогу иметь полное представление об ориентировке ребенка в окружающем мире, об уровне его физического развития.
Логопед детского сада при логопедическом обследовании детей со зрительной патологией выявляет следующие речевые дефекты: ОНР, ФФН, ЛГН. Тифлопедагог и логопед, работая в тесном сотрудничестве, находят общие пути в решении сложных речевых проблем детей с нарушениями зрения.
С воспитателем по физической культуре тифлопедагог проводит консультацию по итогам анализа исследования общей моторики детей, дает рекомендации по работе с детьми, которые наряду с патологией зрения имеют вторичные отклонения в развитии двигательной сферы, нарушении координации движений, недостаточность в развитии общей моторики.
Заключения исследований логопеда, психолога и воспитателя по физической культуре изучаются тифлопедагогом, анализируются и прилагаются к индивидуальным картам развития детей. Опираясь на эти исследования, специалисты ПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума): тифлопедагог, психолог, логопед разрабатывают индивидуальные программы развития для детей, нуждающихся в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
В конечном итоге, результатом совместной деятельности специалистов ПМПк является: создание «безбарьерной» среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с нарушениями зрения, открытой для его родителей и гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников с ограниченными возможностями в развитии.
ПРИМЕРНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.
Цель индивидуальный образовательный программы для детей с нарушением зрения: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, обеспечение ребёнку равные со сверстниками стартовые возможности в освоении образовательных областей с достижением целевых ориентиров ФГОС ДО; готовность к освоению варианта АООП в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (4 в). Она состоит из следующих разделов:
Общие сведения
|