- Л. В. Шибалова учитель-дефектолог
- Е. В. Рожкова, инструктор по физической культуре
МБДОУ «Детский сад №10 «Колокольчик», г. Чусовой, Пермский край.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Данный документ нацеливает на решение приоритетной задачи: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
В нашем детском саду функционируют три возрастных группы детей с нарушениями зрения.
Скачать конспект
Медико-педагогические исследования физического развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и наблюдения за их самостоятельной деятельностью выявили особенности отставания физического развития детей по отношению к возрастной норме. К моменту поступления большинства детей в детский сад (к 3 годам жизни) наблюдается их общее физическое отставание, что подтверждает необходимость коррекции вторичных нарушений физического развития и разработки специальных компенсаторных приемов физического воспитания.
Вынужденное снижение двигательной активности, низкое развитие мышечной силы, сопутствующие заболевания, различные нарушения опорно-двигательного аппарата, носящие стойкий характер, типичны для детей с нарушениями зрения.
Особенностями физического развития детей с нарушениями зрения являются:
- меньшая подвижность,
- нечеткость координации движений,
- снижение темпа выполнения движений,
- уменьшение ловкости,
- нарушение ритмичности,
- появление неточности движений,
- трудности при ориентировке в пространстве,
- трудности при выполнении движений на равновесие.
Следовательно, нужна профилактическая и коррекционная работа, направленная на нормализацию двигательных действий, где наиболее действенным средством, является коррекционно–оздоровительная работа с детьми с нарушениями зрения. Эта работа предусматривает комплексный характер, то есть оказывает положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия его жизнедеятельности и развития. В процессе проведения коррекционной работы учитываются рекомендации офтальмолога, характер нарушенного зрения и, в соответствии с этим, зрительные нагрузки.
Необходимым условием коррекционно — педагогической работы средствами физической культуры, является подбор специального оборудования и разработка упражнений для коррекции нарушенных двигательных функций, введение пропедевтических курсов в процессе овладения сложными видами движений, проведение специальной коррекционной гимнастики и игр. Мы познакомились с предложенными комплексами упражнений с гимнастическими катками (тренажерами) для детей с нарушением зрения М.А. Мишиным (научный сотрудник ИКП РАО, г. Москва), решили использовать их в своей работе, адаптируя к нашим детям.
Определили цель и задачи:
Цель: создание специальных условий, направленных на компенсацию зрительных функций и двигательных нарушений.
Задачи:
- формировать зрительно-двигательные взаимосвязи (выполнение движений под контролем зрения)
- повышать двигательную активность за счёт увеличения разнообразия движений
- способствовать профилактике нарушения осанки (тренировка мышц спины и живота).
Гимнастический каток – снаряд, состоящий из двух компонентов — пластикового колеса (или несколько колес) диаметром примерно 20 см, через центр которого проходит ось, которая одновременно является рукояткой.
Гимнастический каток удобен тем, что в некоторых упражнениях его влияние комплексно: он используется в руках не только для фокусирования зрения, но и как предмет для утяжеления, как легкая гантель (вращение руками, отведение в стороны, вниз, вверх). В тоже время, когда катком прикасаешься к полу, к телу возникает желание его прокатить. За счет прокатывания ролика удается избегать резких движений во время наклонов.
Использование гимнастического катка способствует профилактике нарушения осанки (тренировка мышц спины и живота).
Простота конструкции позволяет проводить простые физические упражнения, под руководством тифлопедагога, инструктора по физической культуре, воспитателя или при их совместной работе в любой группе детей дошкольного учреждения, где есть достаточно свободного пространства.
В связи с этим важна последовательность обучения упражнением с применениями различных способов:
- по показу;
- поэтапное выполнение действий ребенком,
- по словесной инструкции;
- по одновременному показу и словесной инструкции.
Выделили следующие этапы обучения:
1. На начальном этапе дети зрительно – тактильно обследуют тренажер, осуществляют простейшие манипуляции: поднимают вверх, вниз, влево, вправо, совершая прослеживающие движения глазами. Используем игры и игровые упражнения: «Подними, опусти каток», «Проследи дорожку», «От локтя к локтю», «Прокати ногами».
Упражнение «От локтя к локтю»
В игре одна рука ребенка выполняет роль дороги, она вытянута вперед. По ней ребенок прокатывает каток от локтя к пальцам. Когда колесо приближается к кисти, педагог называет один из пальцев рук. Ребенок должен отвести названный палец от остальных, прокатить по нему колесо и на конце задержать колесо на 2-3 сек. Далее, не сгибая рук, происходит смена направления движения колеса. Тоже упражнение выполняем другой рукой. В процессе прокатывания, ребенок прослеживает движение колеса.
Прокатывание ролика ногами.
При прокатывании катка ногами ребенок в положении сидя учится одинаково распределять давление ногами на обе ручки катка, в противном случае колесо наклоняется и происходит торможение. Данное упражнение способствует профилактики плоскостопия.
2. На втором этапе осуществляются игровые упражнения в вертикальной плоскости: пиктограммы, ориентиры на стенах спортивного зала. При обучении детей с нарушениями зрения конкретным навыкам и действиям требуется многократное их повторение «рука об руку». Причем это необходимо повторять до тех пор, пока действие не доведется до автоматизма. Например: «Прокати по дорожке» (волнистая, пунктирная, зигзагообразная), «Догони бабочку», «Кто быстрее?», «Прокати по дорожке».
Ребенок прокатывает каток по линии, которая нарисована на стене. Здесь следует придерживаться следующего правила. Если ребенок прокатил каток по стене слева направо, то он должен затем пройти тот же маршрут в обратном направлении. Это связано с тем, что при прокатывании слева направо дети делают преимущественно наклоны вправо, а при прокатывании в обратном направлении – наклоны влево.
Если нужно упражнять прослеживающие функции глаз, педагог предлагает ребенку дорожку из сплошных линий. Если ставиться задача обучения и тренировки функции взгляда, нужно предложить ребенку движение по дорожке из точек.
В процессе данного упражнения дети многократно приседают, подтягиваются (приподнимаются на носки с подниманием рук вверх), наклоняются в разные стороны, и делают вращательные движения в суставах рук.
3. Третий этап предполагает игры и упражнения в горизонтальной плоскости: обведение лабиринтов, края стола, ковра упражнения с гимнастическим катком на полу. Сложнее показать ребенку упражнения, выполняемые лежа на полу. Рекомендуется несколько вариантов показа из исходного положения, лежа на полу (на спине, на животе). Сначала показывается упражнение, лежа на полу, когда дети наблюдают стоя, а потом выполняют лежа на полу по показу педагога. Далее это же упражнение педагог показывает стоя, чтобы дети видели лежа на полу. Применяем следующие игры и упражнения: «Путешествие», «Периметр», «Прокати в паре», «Обведи узор».
«Путешествие»
Детям необходимо объезжать модули или другие препятствия и при этом не сталкиваться друг с другом.
«Периметр»
Ребенок выбирает отдельный модуль и прокатывает колесо по его краям (периметру) одной или двумя руками.
«Прокати в паре»
Перед началом движения в паре определяется ведущий. Его роль в том, чтобы он, двигаясь с равномерной скоростью, изменял направление движения (делал повороты). Ведомый ребенок должен своевременно реагировать и подстраиваться под эти изменения. Через некоторое время дети меняются ролями.
«Обведи узор».
Ориентирами для таких упражнений могут служить узоры ковров и окантовка по периметру. Вначале детям следует катать колесо по прямым линиям. Затем, выбрать себе узор (орнамент) на ковре и прокатить каток по его контуру. В этом упражнении хорошо видна работа локтевых, лучезапястных суставов кисти.
Представленные упражнения скомбинированы так, что активизируют зрение и тренируют глазные мышцы. Это оказывает положительное влияние на укрепление зрительного аппарата.
Ребенку, как правило, трудно усвоить всю информация: зрительную, словесную, кинестическую (мышечную), правильно направлять взгляд. Здесь очень важна пропедевтическая работа учителя — дефектолога, так как правильное движение надо «ставить». Специальные игры и упражнения подобраны таким образом, что ребенок, помимо зрительной и вербальной информации получает кинестические ощущения, которые помогают правильно чувствовать движения (напряжение, расслабление, растяжение).
Вывод: В процессе освоения детьми с нарушениями зрения упражнений с гимнастическим катком повысился уровень психомоторной саморегуляции детей, улучшилась координационная техника движений, связанная с быстротой двигательной реакции, сопряженная с прослеживающими функциями глаз.
Предложенные методические решения, основаны на комплексном подходе к физическому воспитанию, при котором педагогические, пропедевтические средства направлены на всестороннее развитие детей. Все это дополняет аппаратную тренировку зрительного анализатора, комплексно воздействует на развитие ребенка и эффективно сочетается с развитием пространственной ориентировки и физическим развитием детей. Упражнения с гимнастическим катком можно широко применять в работе тифлопедагога, инструктора по физической культуре, воспитателя группы. Они могут быть использованы в качестве физкультминуток, глазной гимнастики, гимнастики после сна, а также как часть физкультурного занятия.
Литература:
- Журнал «Физическое воспитание» № 3-2002, № 4 — 2003 и № 5 – 2004 г.
- Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения, 2001 год.
|