Пазюра Наталья Александровна. Методы диагностики показателей физического развития детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)

Методы диагностики показателей физического развития детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)

Н. А. Пазюра, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Анжеро-Судженского городского округа «Детский сад №11» (МАДОУ «ДС №11») г. Анжеро-Судженск, Кемеровская обл

В статье рассмотрены особенности диагностического изучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста.

Охарактеризован «диагностический блок», описаны тестовые задания для проведения мониторинга физической подготовленности.

Ключевые слова: опорно-двигательный аппарат, диагностика, плоскостопие, нарушение осанки, антропометрия, физическая подготовленность.

Ортопедические заболевания занимают особое место в детской патологии, влияя на характер детской инвалидности. Нарушения функций стопы и осанки – сложнейшая медицинская и социальная проблема. Число детей с ортопедическими патологиями продолжает расти. Болезни опорно-двигательного аппарата занимают одно из первых мест среди заболеваний.

 

В настоящее время занятия физической культурой для детей с инвалидностью имеют важную составляющую не только в плане реабилитации, но и как фактор социализации личности. Благодаря спорту происходит нормализация психоэмоционального состояния; восстановление бытовых навыков; нормализация (восстановление) двигательных функций. Для самих занимающихся основная цель участия в адаптивно- спортивной (учебно-тренировочной и соревновательной) деятельности состоит в приобщении их к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей спортивной культуры.

Понятие «нарушений функций опорно-двигательного аппарата» (НОДА) носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, различные по происхождению и проявлениям, имеющие генез органического или периферического типа. Заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдается у 5-7% детей.

Дети с НОДА составляют широкую и неоднородную группу, которую в психолого-педагогическом отношении можно условно разделить на 2 категории, которые нуждаются в различных вариантах коррекционной работы в условиях образовательного учреждения:

  1. Дети с неврологическим характером двигательных нарушений, обусловленных органическим поражением двигательных структур центральной нервной системы. Большую часть этой категории составляют дети с ДЦП, у которых двигательные расстройства часто сочетаются с отклонениями в развитии когнитивных, речевых функций, эмоционально-волевой сферы.
  2. Дети с ортопедическим характером двигательных расстройств, которые обычно не имеют выраженных нарушений психического развития. У некоторых из них могут быть парциально нарушены отдельные корковые функции, особенно зрительно-пространственные представления и зрительно-моторная координация.

В начале учебного года необходимо продиагностировать ребенка с НОДА перед тем, как взять ребенка на занятие, затем необходимо разработать и реализовать (что важно!) индивидуальный образовательный маршрут. Для правильного составления индивидуального маршрута помогут методы диагностики детей с НОДА.

В случае, когда легкие двигательные нарушения сочетаются с негрубым отставанием в познавательном развитии, совместное обучение и воспитании здоровых детей со сверстниками в условиях образовательной организации может выступать как важный диагностических этап, который покажет родителям и педагогам истинные возможности ребенка.

Провести данную диагностику сможет инструктор по физической культуре, для полной картины – организовать медицинское сопровождение (для первых двух тестов). Предлагаю вашему вниманию использовать не все виды тестирования, каждый тест имеет свою особенность. Я указала те виды тестов, которые отвечают требованиям адекватности, вариативности, полноты. Рассмотрим, что же включает в себя диагностический блок:

«Диагностический блок» включает методы диагностики физического и психомоторного развития, физической подготовленности и функционального состояния. Входной мониторинг проводится в начале учебного года (сентябрь). На основании результатов входного мониторинга педагог составляет план занятий, формирует систему комплекса «домашних упражнений». Повторное тестирование проводится в конце учебного года (май) с целью оценки динамики показателей физического развития обучающихся. На основании данных повторного тестирования оценивается эффективность проводимых мероприятий.

1. Антропометрия (соматометрия) – это метод инструментальной оценки уровня физического развития, состоящий из совокупности методов, основанных на измерениях морфологических и функциональных признаков. Различают основные и дополнительные антропометрические показатели. К первым относят рост, массу телу, окружность грудной клетки (при максимальном вдохе, паузе и максимальном выдохе – экскурсия), силу кистей – динамометрия и становую силу (силу мышц спины). К основным показателям физического развития относится также определение соотношения «активных» и «пассивных» тканей тела (тощая масса, жировой состав тела).

Длину тела измеряют при помощи ростомера. При измерении ростомером ребенок становится спиной к вертикальной стойке ростомера, касаясь ее пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Подвижную планку ростомера опускают до соприкосновения с головой ребенка (без надавливания). Измерение проводится с точностью до 0,5см.

Массу тела определяют при помощи взвешивания на медицинских весах. Ребенок стоит на середине весовой площадки, лицом к исследователю, без обуви и верхней одежды. Точность измерения до 50 г.

Обхват грудной клетки измеряют с помощью сантиметровой ленты.

Таким образом, антропометрия включает в себя определение длины, диаметров, окружностей и др., что является особенно важным для лиц с ограниченными физическими возможностями.

2. Оценка типологических особенностей телосложения

При определении конституционального типа у детей обращают внимание на развитие и соотношение таких признаков, как форма спины, грудной клетки, живота, степень развития костной, мышечной и жировой ткани.

А. Оценка формы грудной клетки

Этот признак является одним из самых постоянных, мало изменяется с возрастом и считается основополагающим при оценке конституционального типа. Выделяют три основных формы грудной клетки — уплощенная, цилиндрическая, коническая.

Б. Оценка формы живота.

Этот признак во многом связан с формой грудной клетки:

Впалый живот характеризуется полным отсутствием подкожно-жировой ткани, слабым мышечным тонусом брюшной стенки. Характерно выступание костей таза.

Прямой живот. Для этой формы живота характерны значительное развитие брюшной мускулатуры и ее хороший тонус. Жироотложение слабое и умеренное, костный рельеф почти глажен.

Выпуклый живот характеризуется обильным развитием подкожного жирового слоя. Развитие мышц может быть слабым или умеренным. При этой форме живота обязательно появляется жировая складка, расположенная над лобком. Костный рельеф тазовых костей полностью сглажен и часто с трудом прощупывается.

В. Оценка формы спины.

Прямая или нормальна форма спины наблюдается при нормальном позвоночном столбе, без гипертрофических изменений изгибов какого-либо из его отделов

Сутулая форма спины характеризуется усиленным позвоночным изгибом в грудной области. В связи с этим почти всегда наблюдаются крыловидные расходящиеся лопатки.

Уплощенная форма спины характеризуется сглаженностью грудного и поясничного изгибов, особенной уплощенностью в области лопаток.

3. Методика оценки индекса массы тела

Более правильное представление о физическом развитии дают не длина и масса тела, а их соотношение. Индекс массы тела проводится по методу Кетле (Макарова Г. А., 2007). Индекс позволяет оценить соответствие массы тела и роста у человека.

4. Методика изучения состояния осанки

Изучение вида осанки проводится на основании измерения глубины прогиба позвоночника по методике З.П. Ковальковой.

Осмотр детей целесообразно проводить в утренние часы в хорошо освещенном и теплом помещении. Во время осмотра необходимо соблюдать следующие правила. Ребенок должен быть раздет до трусиков и разут. Не должно быть никаких прикосновений, которые могли бы изменить привычную, непринужденную позу ребенка. Ноги должны располагаться на ширине ступни и параллельно, чтобы вес тела распределялся равномерно, носки стоп на одной линии. Желательно, чтобы ребенок фиксировал взгляд на яркой игрушке или предмете, находящемся на уровне его глаз. Это связано с тем, что дети весьма непродолжительное время поддерживают необходимую для осмотра позу. Ребенок должен стоять в обычной для него позе и не прилагать дополнительных усилий для ее поддержания. Стоять по стойке «смирно» не нужно.

5. Методика выявление плоскостопия

Исследование стопы проводят с помощью плантографии (отпечаток стопы). Мокрой или смазанной кремом ногой встать на лист бумаги. Отпечаток обвести карандашом или закрасить краской. После этого проводят оценку плантограммы (отпечаток подошв стоп) по методу В.А. Яралова-Яраленда. Для диагностики требуется следующее оборудование: лист бумаги, вода или крем, карандаш или краска, линейка, транспортир.

На каждом отпечатке наносят две линии: 1-ю, соединяющую середину пятки с серединой основания большого пальца, и 2-ю, соединяющую середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Определяют степень плоскостопия.

Стопа нормальная – внутренний изгиб контура отпечатка стопы заходит за обе линии.

Стопа уплощенная (плоскостопие первой степени) – изгиб находится между 1 и 2 линиям.

Стопа плоская (плоскостопие второй и третьей степени) – изгиб не доходит до 1 линии.

6. Методика измерения мышечной силы рук (динамометрия)

Для измерения мышечной силы рук используется кистевой динамометр. Величина мышечной силы зависит от ряда условий: пола, возраста, степени тренированности, состояния здоровья и степени утомления. Результаты измерений соотносят с возрастно-половыми стандартными нормами. У детей с НОДА очень слабо развита мышечная сила рук, поэтому инструктор по физической культуре должен помочь ребенку, при нажатии обхватить его кисть и сжимать динометр.

Тестирование уровня физической подготовленности рекомендуется проводить, используя следующие критерии, соответствующие уровню физического развития:

  • Гибкость (наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье)
  • Сила (приседания, количество раз)
  • Скорость (бег 30 метров)
  • Скоростно-силовые (прыжок в длину с места)
  • Координация (метание теннисного мяча в цель, количество попаданий).

По результатам диагностики необходимо подобрать общеразвивающие упражнения различной направленности; комплексы упражнений, направленные на профилактику нарушений осанки, нарушений стопы; на развитие координации и поддержание равновесия; на формирование моторных навыков.

Перечисленные методики мониторинга определяют действительный уровень развития ребенка.

Литература

  1. Варич Л.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: практикум/ Л.А. Варич, Н.Г. Блинова. Кемеровский государственный университет. -Кемерово, 2019. -84с.
  2. Евсеев С.П. Адаптивный спор С.П. Евсеев, Ю.А. Бринский, А.В. Передерий. -М.: Сов. Спорт, 2010. -316с.
  3. Коновалова Н.Г. Оздоровительная физическая активность в воспитательно-образовательном процессе: учебно-метод. Пособие. -Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2005.
  4. Сапего А.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие/ А.В. Сапего, О.Л. Тарасова, И.А. Полковников. Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2014. -228с.
  5. Щербак А.П. Использование средств адаптивной физической культуры при реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования: метод. Рекомендации/ А.П. Щербак, Е.Ю. Васильева. -Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. -118с.
Просмотров: 508
Категория: По направлениям » Для детского сада » Физическая культура для детей




Другие новости по теме:

  • Грелова Ирина Макаровна. Обучение грамоте детей среднего дошкольного возраста с элементами коррекционных упражнений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  • Света Иванова. Физкультурные праздники для детей имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата (методическое пособие)
  • Ермакова Светлана Николаевна. Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
  • Чайковская Наталья Михайловна. Методическая разработка игр и упражнений по профилактике и коррекции плоскостопия для детей в группе с нарушением опорно-двигательного аппарата в системе здоровьесберегающих технологий
  • Сизова Елена Анатольевна. Коррекция опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста, через профилактические игры и упражнения.
  • Чайковская Наталья Михайловна. Методическая разработка игр и упражнений по развитию мелкой моторики в группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в системе здоровьесберегающих технологий
  • Присяжнюк Елена Владимировна. Конспект игрового занятия по логопедии группа детей дошкольного возраста с нарушением опорно- двигательного аппарата (от 5 лет до 6 лет) Тема: «Подарок для бабы Капы»
  • Астапенкова Надежда Васильевна. Конспект занятия в средней группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Тропинка в природу»
  • Чугай Татьяна Ивановна. Использование технологии коррекционного обучения с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • Чайковская Наталья Михайловна. Методическая разработка лэпбука по правилам пожарной безопасности для детей 5-6 лет в группе с нарушением опорно-двигательного аппарата
  • Кондратьева Галина Михайловна. Дидактический и речевой материал по развитию неречевых и речевых психических функций у детей 3-4 лет по лексической теме «Человек. Части тела»
  • Лукашенко Ольга Ивановна. Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста инструктор по физической культуре
  • Красоткина Наталия Валентиновна. Развивающая предметная среда в коррекционно-оздоровительной работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата
  • Гончарова Ольга Николаевна. Конспект занятия по физической культуре для старшей группы «Укрепление физического здоровья детей»
  • Кринская Лидия Петровна Монгуш Надежда Сергеевна. Развитие рече-двигательных навыков у детей с задержкой психического развития и особенными возможностями здоровья посредством игровой терапии с применением тренажеров и игрового оборудования фирмы «Звездное
  • Виноградова Ольга Викторовна. Особенности физического развития современных детей дошкольного возраста.
  • Кутовая Дарья Викторовна, Толстая Екатерина Сергеевна. Развитие психических процессов детей во время занятий физической культурой в дошкольных образовательных учреждениях
  • Евдокимова Мария Викторовна. Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  • Назаренко Марина Александровна. Педагогический проект «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей с ОНР»
  • Божерянова Наталья Сергеевна. «Успешная адаптация — залог психического и физического развития детей раннего возраста»
  • Коновалова Светлана Ивановна. Особенности физического развития детей с ОНР в разных возрастных группах
  • Светлана Викторовна Смирнова. Программа «Пойми себя» Эмоционально-личностное и речевое развитие младших школьников с задержкой психического развития, длительное время пребывавших в условиях социально-психологической депривации
  • Главный Редактор. Возможности диагностики уровня развития старших дошкольников
  • Махмутова Эльхамия Вагизовна.. Консультация для родителей: «Народные подвижные игры, как средство физического развития детей дошкольного возраста»
  • Курманова Злата Вячеславовна. Криотерапия как одно из эффективных средств развития графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Давыдова Любовь Евгеньевна. План-график прохождения учебного материала по физической культуре для дошкольников в течение года
  • Кобзева Ольга Юрьевна. Формирование правильной осанки — одна из важнейших задач физического воспитания детей
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Гондалева Анна Михайловна. Педагогический совет «Обеспечение оздоровительной направленности и физического развития детей по средствам проведения прогулок в ДОУ»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь