Составитель: Воспитатель Чайковская Наталья Михайловна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №98 компенсирующего вида. Сыктывкар, 2017 г
Введение:
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности — мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь и движение. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Скачать конспект
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Мелкую моторику рук развивают:
- Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
- Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;
- Игры с природным материалом;
- Игры с предметами домашнего обихода;
- Игры с песком и водой;
- Пальчиковый театр;
- Дидактические игры;
Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация Данные игры позитивно влияют на развитие мелкой моторики, оздоровление и нормализацию общего тонуса организма, развивают компенсаторные возможности мышечного чувства, учат детей рациональному использованию зрительного восприятия.
Результат:
- развитие памяти, внимания, мышления, речи
- обретение уверенности в себе
- развитие навыков самоконтроля
- общее оздоровление организма.
Игры по развитию мелкой моторики проводится систематически, ежедневно. Увлекательные упражнения создают благоприятный эмоциональный фон, активизируют мыслительную деятельность, готовят детей к образовательной деятельности.
Игры с прищепками
В играх с прищепками ребенок задействует большой и указательный пальцы, которые в дальнейшем берут на себя основную нагрузку при письме. При нажатии на прищепку совершается мышечное действие, схожее с удержанием ручки, и прилагается аналогичное усилие. Подспудно в играх с прищепками для детей развиваются речь и творческое воображение, формируются сенсорные и пространственные понятия
Игры для развития воображения с прищепками:
Логопедические игры
с прищепками:
Логопедические игры – тренинг пальцев, совмещенный с чтением стишков.
1. «Поможем маме»
Для игры необходимо оборудование: тазик с кукольной одеждой (можно подготовить бумажную одежку), натянутая веревка, прищепки. Ребенок развешивает «белье», сопровождая движения словами:
Нашей маме помогали,
Всю одежду постирали.
Надо все теперь сушить
На прищепки зацепить.
2. «Разговор животных»
В этих упражнениях дети последовательно открывают до упора и закрывают прищепки в обеих руках в сопровождении чтения стишков:
Двое маленьких галчат
Целый день в гнезде кричат.
Открывают рты галчата:
Потому что есть хотят.
Что за звуки у пруда?
- Ква-су, ква-су нам сюда!
Ква-су, ква-су, просто-ква-ши!
Надоела нам вода!
3. Подойдут и другие подобные четверостишия-
Прицепилась к нам прищепка, укусила пальчик крепко.
1-2-3-4-5, перестала всех кусать, (поочерёдно прижимаем мягкой бельевой прищепкой каждый пальчик, на левой, затем правой руках).
Дидактическое упражнение
«Соберем бусы»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, координации движений. закрепление знаний об основных цветах
Упражнения
со скрепками
Цель: развитие координации движений пальцев рук, закрепление знаний о цветах и геометрических фигурах
Дидактическая игра
«Дорожки»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, умения ориентироваться на листе бумаги, развитие точности движений.
Рекомендации: Линии можно рисовать восковыми мелками на темном фоне. Нарисуйте заранее несколько разных спиралей, зигзагов, змеек, и разложите на столике вместе с мисочками камешков для каждого малыша.
Что необходимо: лист картона, природный материал (мелкие камешки, ракушки, фасоль, горох), мелкие пуговицы.
Как играем: на листе картона выкладываем извилистые дорожки материалом по выбору
Упражнение
«Наматывание ниток, ленточек»
Цель: развитие координации движений пальцев рук.
Дидактическая игра
«Выкладывание по контуру»
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: набор листов с контурным изображением предметов, цветные скрепки, пуговицы, природный материал (ракушки, мелкие камешки, фасоль).
Как играем: предложить выбрать фигуру, по заданному контуру с помощью выбранного материала выложить фигуру, можно предложить «закрасить фигуру
Упражнение «Волшебные фантики»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильных ощущений.
Возьмите фантики от конфет и заверните в них небольшие игрушки. Малышу надо будет разворачивать фантики и доставать из них сюрпризы.
Упражнение
«Шнуровки»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, координации движении
Дидактическая игра
«Выкладывание, перебирание косточек, фасоли, крупных семян, фигурных макарон»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, усидчивости
Откручивание и закручивание крышек.
12. Дидактическая игра
«Волшебные баночки»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, координации движений, закрепление основных цветов, умения подбирать крышки к определенным баночкам по цвету-развитие внимания.
Упражнение
«Моталочки»
Цель: развитие координации движений рук, глазомера, мелкой моторики. В процессе игры совершенствуется ловкость, координация и быстрота движении
Дидактическая игра
«Геометрический планшет»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений рук, закрепление представлений о геометрических фигурах
Дидактическая игра
«Сухой бассейн»
Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развивать умение классифицировать предметы по противоположным признакам ( «большой-маленький») Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов
Игры с киндерами
Цель: развитие мелкой моторики, воображения
БАНОЧКИ
ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики рук (раскручивание и закручивание, внимания, глазомера, связной речи, слухового внимания, усидчивости; закрепление представлений о геометрических фигурах, их размерах и цветах; совершенствование умения сравнивать предметы по весу (баночки наполняем крупами, песком, монетами, водой до разных уровней и плотно закручиваем крышки)
Упражнения
с тактильными
мешочками
Цель: развитие мелкой моторики, тактильных ощущений
Оборудование: тактильные мешочки, наполненные крупой, макаронами, горохом.
Упражнения с губками
«Разложи по тарелочкам»
Цель: развитие мелкой моторики, закрепление основных цветов,
тактильных ощущений
Упражнение
«Веселые карандаши»
Цель: формирование двигательной активности и гибкости пальцев кистей рук, развитие слухо — моторных координаций, чувства ритма. Учить подражать действиям педагога, понимать его словесные установки.
Карандашики возьмём и разминку мы начнём.
1-2-3-4-5 будем весело играть, пальчики тренировать, чтоб красиво рисовать. (ладошки на ребро, карандаш зажат вертикально, крутим между ладошек).
ребро, карандаш зажат вертикально, крутим между ладошек).
разминаем пальчики.
Карандашиком потрём
и ладошки разомнём!
Карандаш в руке катаю,
между пальчиков верчу!
Непременно каждый пальчик
быть послушным научу!
Панно «Летняя полянка»
Цель: развитие мелкой моторики, воображения, внимания
Памятки для родителей:
Если ребенка не увлекают развивающие пособия — предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук:
- Развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструирование, аппликация, изготовление оригами: игрушек из бумаги (лодочка, пилотка, самолет).
- Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов.
Для развития ручной умелости дети должны:
- запускать пальцами мелкие «волчки»;
- разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
- сжимать и разжимать кулачки ( «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»);
- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
- махать в воздухе только пальцами;
- собирать все пальцы в щепотку;
- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;
- завязывать узелки на шнурке, веревке;
- застегивать (расстегивать) пуговицы;
- играть с конструктором, мозаикой;
складывать матрешки, пирамидки;
- рисовать в воздухе;
- мять руками поролоновые шарики, губки;
рисовать, раскрашивать, штриховать;
резать (вырезать) ножницами;
- выполнять аппликации; • скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и выиграл);
- складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги;
- перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль, при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы);
- легко нажимать на кнопку пульвелизатора, посылая струю воздухана ватку, листок бумаги;
- вращать карандаш (ребристый) между большим, указательным и средним пальцем;
- «пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом);
- Игра «Кулак-ребро-ладонь» (сначала одной рукой, потом другой, затем вместе.
- Очищать крутые яйца. Чиститьмандарины.
- Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки
- Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
- Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
- Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)
- Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
- Помогать родителям отвинчивать различные пробки — у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
- Помогать перебирать крупу.
- Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
- Собирать на даче или в лесу ягоды.
- Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
12. Вытирать пыль.
13. Включать и выключать свет.
14. Отлеплять и прилеплять наклейки.
15. Перелистывать страницы книги.
16. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком
Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными.
Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.
|