Чайковская Наталья Михайловна. Методическая разработка игр и упражнений по развитию мелкой моторики в группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в системе здоровьесберегающих технолог

Методическая разработка игр и упражнений по развитию мелкой моторики в группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в системе здоровьесберегающих технологий

Составитель: Воспитатель Чайковская Наталья Михайловна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №98 компенсирующего вида. Сыктывкар, 2017 г

Введение:

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности — мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь и движение. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Скачать конспект

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Мелкую моторику рук развивают:

  • Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
  • Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;
  • Игры с природным материалом;
  • Игры с предметами домашнего обихода;
  • Игры с песком и водой;
  • Пальчиковый театр;
  • Дидактические игры;

Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация Данные игры позитивно влияют на развитие мелкой моторики, оздоровление и нормализацию общего тонуса организма, развивают компенсаторные возможности мышечного чувства, учат детей рациональному использованию зрительного восприятия.

Результат:

  • развитие памяти, внимания, мышления, речи
  • обретение уверенности в себе
  • развитие навыков самоконтроля
  • общее оздоровление организма.

Игры по развитию мелкой моторики проводится систематически, ежедневно. Увлекательные упражнения создают благоприятный эмоциональный фон, активизируют мыслительную деятельность, готовят детей к образовательной деятельности.

Игры с прищепками

В играх с прищепками ребенок задействует большой и указательный пальцы, которые в дальнейшем берут на себя основную нагрузку при письме. При нажатии на прищепку совершается мышечное действие, схожее с удержанием ручки, и прилагается аналогичное усилие. Подспудно в играх с прищепками для детей развиваются речь и творческое воображение, формируются сенсорные и пространственные понятия

Игры для развития воображения с прищепками:

Логопедические игры

с прищепками:

Логопедические игры – тренинг пальцев, совмещенный с чтением стишков.

1. «Поможем маме»

Для игры необходимо оборудование: тазик с кукольной одеждой (можно подготовить бумажную одежку), натянутая веревка, прищепки. Ребенок развешивает «белье», сопровождая движения словами:

Нашей маме помогали,

Всю одежду постирали.

Надо все теперь сушить

На прищепки зацепить.

2. «Разговор животных»

В этих упражнениях дети последовательно открывают до упора и закрывают прищепки в обеих руках в сопровождении чтения стишков:

Двое маленьких галчат

Целый день в гнезде кричат.

Открывают рты галчата:

Потому что есть хотят.

Что за звуки у пруда?

- Ква-су, ква-су нам сюда!

Ква-су, ква-су, просто-ква-ши!

Надоела нам вода!

3. Подойдут и другие подобные четверостишия-

Прицепилась к нам прищепка, укусила пальчик крепко.

1-2-3-4-5, перестала всех кусать, (поочерёдно прижимаем мягкой бельевой прищепкой каждый пальчик, на левой, затем правой руках).

Дидактическое упражнение

«Соберем бусы»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, координации движений. закрепление знаний об основных цветах

Упражнения

со скрепками

Цель: развитие координации движений пальцев рук, закрепление знаний о цветах и геометрических фигурах

Дидактическая игра

«Дорожки»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, умения ориентироваться на листе бумаги, развитие точности движений.

Рекомендации: Линии можно рисовать восковыми мелками на темном фоне. Нарисуйте заранее несколько разных спиралей, зигзагов, змеек, и разложите на столике вместе с мисочками камешков для каждого малыша.

Что необходимо: лист картона, природный материал (мелкие камешки, ракушки, фасоль, горох), мелкие пуговицы.

Как играем: на листе картона выкладываем извилистые дорожки материалом по выбору

Упражнение

«Наматывание ниток, ленточек»

Цель: развитие координации движений пальцев рук.

Дидактическая игра

«Выкладывание по контуру»

Цель: развивать точность движений.

Что необходимо: набор листов с контурным изображением предметов, цветные скрепки, пуговицы, природный материал (ракушки, мелкие камешки, фасоль).

Как играем: предложить выбрать фигуру, по заданному контуру с помощью выбранного материала выложить фигуру, можно предложить «закрасить фигуру

Упражнение «Волшебные фантики»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильных ощущений.

Возьмите фантики от конфет и заверните в них небольшие игрушки. Малышу надо будет разворачивать фантики и доставать из них сюрпризы.

Упражнение

«Шнуровки»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, координации движении

Дидактическая игра

«Выкладывание, перебирание косточек, фасоли, крупных семян, фигурных макарон»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, усидчивости

Откручивание и закручивание крышек.

12. Дидактическая игра

«Волшебные баночки»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, координации движений, закрепление основных цветов, умения подбирать крышки к определенным баночкам по цвету-развитие внимания.

Упражнение

«Моталочки»

Цель: развитие координации движений рук, глазомера, мелкой моторики. В процессе игры совершенствуется ловкость, координация и быстрота движении

Дидактическая игра

«Геометрический планшет»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений рук, закрепление представлений о геометрических фигурах

Дидактическая игра

«Сухой бассейн»

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развивать умение классифицировать предметы по противоположным признакам ( «большой-маленький») Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов

Игры с киндерами

Цель: развитие мелкой моторики, воображения

БАНОЧКИ

ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики рук (раскручивание и закручивание, внимания, глазомера, связной речи, слухового внимания, усидчивости; закрепление представлений о геометрических фигурах, их размерах и цветах; совершенствование умения сравнивать предметы по весу (баночки наполняем крупами, песком, монетами, водой до разных уровней и плотно закручиваем крышки)

Упражнения

с тактильными

мешочками

Цель: развитие мелкой моторики, тактильных ощущений

Оборудование: тактильные мешочки, наполненные крупой, макаронами, горохом.

Упражнения с губками

«Разложи по тарелочкам»

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление основных цветов,

тактильных ощущений

Упражнение

«Веселые карандаши»

Цель: формирование двигательной активности и гибкости пальцев кистей рук, развитие слухо — моторных координаций, чувства ритма. Учить подражать действиям педагога, понимать его словесные установки.

Карандашики возьмём и разминку мы начнём.

1-2-3-4-5 будем весело играть, пальчики тренировать, чтоб красиво рисовать. (ладошки на ребро, карандаш зажат вертикально, крутим между ладошек).

ребро, карандаш зажат вертикально, крутим между ладошек).

  • Девочки и мальчики

разминаем пальчики.

Карандашиком потрём

и ладошки разомнём!

Карандаш в руке катаю,

между пальчиков верчу!

Непременно каждый пальчик

быть послушным научу!

Панно «Летняя полянка»

Цель: развитие мелкой моторики, воображения, внимания

Памятки для родителей:

Если ребенка не увлекают развивающие пособия — предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук:

  • Развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструирование, аппликация, изготовление оригами: игрушек из бумаги (лодочка, пилотка, самолет).
  • Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов.

Для развития ручной умелости дети должны:

  • запускать пальцами мелкие «волчки»;
  • разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
  • сжимать и разжимать кулачки ( «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»);
  • барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
  • махать в воздухе только пальцами;
  • собирать все пальцы в щепотку;
  • нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;
  • завязывать узелки на шнурке, веревке;
  • застегивать (расстегивать) пуговицы;
  • играть с конструктором, мозаикой;

складывать матрешки, пирамидки;

  • рисовать в воздухе;
  • мять руками поролоновые шарики, губки;

рисовать, раскрашивать, штриховать;

резать (вырезать) ножницами;

  • выполнять аппликации; • скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и выиграл);
  • складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги;
  • перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль, при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы);
  • легко нажимать на кнопку пульвелизатора, посылая струю воздухана ватку, листок бумаги;
  • вращать карандаш (ребристый) между большим, указательным и средним пальцем;
  • «пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом);
  • Игра «Кулак-ребро-ладонь» (сначала одной рукой, потом другой, затем вместе.
  1. Очищать крутые яйца. Чиститьмандарины.
  2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки
  3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
  4. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
  5. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)
  6. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
  7. Помогать родителям отвинчивать различные пробки — у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
  8. Помогать перебирать крупу.
  9. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
  10. Собирать на даче или в лесу ягоды.
  • Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

12. Вытирать пыль.

13. Включать и выключать свет.

14. Отлеплять и прилеплять наклейки.

15. Перелистывать страницы книги.

16. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком

Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.

Просмотров: 697
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Яшнова Рабия Арслановна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Наталия Седельникова. Развитие мелкой моторики пальцев рук через изобразительную деятельность (из опыта работы)
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Подольская Ксения Каримовна. Дидактические и развивающие игры: «Развитие крупной и мелкой моторики рук в средней группе»
  • Алена Сергеевна Расскзова. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка»
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Марина Светлана Николаевна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 'РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК у детей раннего возраста (1-3лет)'
  • Рудь Наталья Геннадьевна. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
  • Хасанзянова Люция Накифовна. Консультации для воспитателей Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
  • Позднякова Светлана Петровна. Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики рук».
  • Герасимова Ирина Анатольевна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Соколова Алевтина Анатольевна. Развитие мелкой моторики рук у детей
  • Желтова С.А, Шагинова Е.А.. Статья на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей».
  • Чернобай Людмила Альбертовна. Развитие мелкой моторики у рук у детей младшего дошкольного возраста.
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Шустова Алина Леонидовна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Колосова Наталья Алексеевна. Развитие мелкой моторики рук у Детей со зрительной Депривацией посредством оригами.
  • Садриева Элеонора Альбертовна. «Развитие мелкой моторики рук у детей ОВЗ с использованием природного материала»
  • Азаренко Елена Анатольевна. Семинар – практикум для родителей младшего дошкольного возраста «Развитие мелкой моторики рук в процессе лепки».
  • Овчинникова Наталья Сергеевна. Родительское собрание-практикум на тему: «Развитие у ребенка мелкой моторики рук».
  • Никандрова Катерина. Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук»
  • Денисова Татьяна Викторовна (П. Адамовка). Проект «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»
  • Матвеева Елена Александровна. Развитие мелкой моторики рук в процессе художественно-творческой деятельности
  • Исакова Ольга Валерьевна. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Олейник Марина Анатольевна. Статья «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь