Чайковская Наталья Михайловна. Методическая разработка игр и упражнений по профилактике и коррекции плоскостопия для детей в группе с нарушением опорно-двигательного аппарата в системе здоровьесберега

Методическая разработка игр и упражнений по профилактике и коррекции плоскостопия для детей в группе с нарушением опорно-двигательного аппарата в системе здоровьесберегающих технологий

Составитель: Воспитатель Чайковская Наталья Михайловна Сыктывкар, 2018 год. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №98 компенсирующего вида.

Введение:

В настоящее время актуальной проблемой дошкольного учреждения является охрана жизни, укрепление здоровья и развитие физических способностей (ловкости, скорости, выносливости) детей.

Я работаю в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Детский сад № 98 компенсирующего вида в группе с нарушением опорно-двигательного аппарата. Работая в нём, я на протяжении нескольких лет большое внимание уделяю физическому воспитанию детей. За период проведённой работы я поняла, что многое в физическом развитии зависит от здоровых ног, состояния стоп. Стопа – это фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отразиться на осанке ребёнка.

 

Скачать конспект

Нога – «корень здоровья». Плоскостопие является самым распространённым видом заболевания опорно-двигательного аппарата. Поэтому я взялась за изучение этой проблемы.

Жизнь детей проходит в движении и им просто необходимо, чтобы их ноги были здоровыми.

Для этого я использую корректирующие упражнения, способствующие профилактике плоскостопия.

Предложенное Вашему вниманию оборудование сделано своими руками из бросового материала совместно с родителями. Интерес детей к различным новшествам вызывает у детей положительные эмоции и это тонизирует организм в целом. Совместное изготовление оборудования активизирует родителей, настраивает их на сотрудничество с педагогами.

Основная цель моей работы –осуществление профилактической и коррекционной работы.

Достижение цели возможно при непосредственном решении ряда задач:

  • Оздоровительные задачи
  • Укрепление опорно-двигательного аппарата специальными упражнениями,
  • Формирование правильной осанки,
  • Использование корректирующих физических упражнений и массажа для профилактики плоскостопия
  • Образовательные задачи
  • Овладение движениями при выполнении физических упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка
  • Воспитательные задачи
  • Выработка потребности в физических упражнениях и играх
  • Воспитание доброжелательных отношений при выполнении физических упражнений и совместной двигательной деятельности

Ожидаемый результат:

  • укрепление мышц стопы и голени ног.
  • повышение уровня физической подготовленности.
  • сформированность осознанной потребности в выполнении упражнений в домашних условиях.
  • благотворное влияние сохранение опорно-двигательного аппарата и укрепление здоровья..

Понимая важность и нужность всех оздоровительных мероприятий, которые необходимо проводить с детьми для профилактики плоскостопия, в своей работе я использую активные упражнения, включающие тренировку мышц стопы и голени, корректирующие упражнения. При работе по профилактике и коррекции плоскостопия большую роль играет нетрадиционное оборудование.

Глава 1. Что такое плоскостопие?

1. 1 Немного об анатомии стопы

Как известно, в древние времена человек лазал по деревьям, как обезьяна, и пальцами ног пользовался не хуже, чем пальцами рук, цепляясь ими за ветки. Поэтому на земле он продолжал передвигаться на четырёх конечностях, одинаково используя в движении и руки и ноги. Однако когда человек научился ходить прямо, соответственно, изменились и его стопы. Со временем они становились всё более уплощёнными, пружинистыми и стали переносить вес тела без помощи рук. Человеческая стопа продолжает изменяться до сих пор. Меняется окружающая обстановка; поверхности, по которым человек передвигается, становятся всё более ровными и твёрдыми. В силу этого изменяются и стопы – они становятся всё длиннее и всё шире. А в связи с этим – и всё более плоскими, потому что такой форме стопы легче переносить большой вес на большие расстояния по ровной плоскости. В результате стопа всеми своими точками касается поверхности, что является отклонением от нормы.

1. 2 Как и почему происходит развитие плоскостопия?

Процесс формирования стопы начинается с первых шагов ребёнка. При правильном развитии в строении стопы появляются продольный и поперечный своды, выполняющие амортизирующую функцию при ходьбе. Если же формированию этих сводов что-то помешало, то увеличивается нагрузка на позвоночник, что в свою очередь может привести к нарушению осанки, болями в спине и шейном отделе, артритом, артрозам, остеохондрозу. Чтобы избежать этих недугов, необходимо проводить профилактику плоскостопия самого раннего детства. Плоскостопие является одним из распространённых заболеваний опорно-двигательного аппарата. Статистика показывает, что в последние годы у современных детей наблюдается тенденция к увеличению количества случаев нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе развития плоскостопия.

Родители, педагоги, медицинский персонал дошкольного образовательного учреждения должны способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата у детей и обращать внимание на самые незначительные отклонения в его развитии в целом, и стопы в частности. Следует внимательно относиться к жалобам ребёнка на боли при невысоких нагрузках при ходьбе, беге или стоянии. Необходимо помнить, что у детей плоскостопие развивается медленно, и они не особенно жалуются на боли в стопах, поэтому рекомендуется периодически осматривать стопы детей и принимать меры профилактики. В период роста и развития состояния свода стоп неустойчиво и может меняться под воздействием неблагоприятных факторов в худшую сторону, а при правильной организации воспитательно-образовательного процесса в лучшую сторону. Формирование сводов стоп — длительный процесс.

Работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата детей должна планироваться ежедневно, в системе, начиная с раннего детства в различных формах физкультурно-оздоровительной деятельности.

1. 3Основные симптомы плоскостопия и их диагностика

Определить наличие плоскостопия у ребёнка на первых годах его жизни практически не возможно. Данная возможность появляется лишь по достижении ребёнком пятилетнего возраста. Такие поздние сроки объясняются тем, что на ранних этапах жизни форма стопы у детей только начинает формироваться под влиянием тяжести тела. Этот процесс является достаточно длительным и занимает несколько лет.

Все проблемы начинаются с довольно банальной усталости при ходьбе, возникающей непривычно быстро и часто. Мы не придаём большого значения этим симптомам, полагая, что их можно просто перетерпеть, и ни каких серьёзных последствий они с собой не несут. Плоскостопие также может служить причиной искривления позвоночника, а также появления постоянных болей в ногах и спине, мешающих нормально жить. Дальнейшее развитие плоскостопия грозит не только косолапием, а даже хромотой.

Наличие энергетических точек, расположенных на ступнях, позволяет некоторым специалистам утверждать, что причиной многих болезней является именно плоскостопие.

Определить наличие плоскостопия можно с помощью достаточно простого теста. Нужно взять лист бумаги и встать на него босыми ногами, предварительно смазав их чем-нибудь жирным, например маслом. Вес тела необходимо распределить равномерно. Если проблем со стопами нет, то картина будет следующей.

Важно помнить, что при отсутствии плоскостопия большой палец ноги должен образовывать одну прямую линию с пяткой.

Если же получен отпечаток, похожий на тот, что представлен, ниже, то необходимо обратиться к врачу. Он поможет поставить правильный диагноз.

В начале каждого учебного года в нашем ДОУ детей осматривает врач-ортопед из районной поликлиники. Он же даёт необходимые рекомендации.

2. Правильный уход за ногами

2. 1. Как правильно выбирать обувь

Каждый ребенок имеет свою индивидуальную форму стопы и соответственно этому изнашивается обувь. Донашивать чужую, пусть крепкую и красивую, обувь нельзя ни в коем случае.

Для того чтобы подобрать обувь, необходимо правильно определить размер стопы ребенка. Следует учитывать, что размер стопы при нагрузке увеличивается, как в длину, так и в ширину. Измерять размер стопы нужно только у стоящего ребенка. Поставить малыша на лист бумаги, достаточно большой, чтобы его края со всех сторон выступали за контуры стоп. очерчивают стопы перпендикулярно установленным карандашом или фломастером, начиная от середины пятки по внутреннему контуру до конца большого пальца, затем по наружному контуру до той же точки. Размер стопы определяется ее длиной, выраженной в миллиметрах. Длина измеряется линейкой или миллиметровой лентой от крайней точки обведенной пятки до наиболее длинного п пальца, с округлением в сторону увеличения. Есть более простой, но менее точный способ определение соответствия обуви стопе ребенка. Расшнуруйте или расстегните ботинок или туфельку и установите ножку малыша наверх обуви, погружая в нее только пятку, при этом пятка должна соприкасаться с задником обуви. Если пальцы стопы совпадают с носком обуви, а тем более свисают, то эта обувь слишком мала. Необходимо, чтобы между концом самого длинного пальца и носком обуви было расстояние примерно в один сантиметр. При покупке новой обуви нужно обратить внимание на задник, он должен быть достаточно жестким, чтобы удерживать пятку в правильном положении.

Попытки «прочитать» стоптанную обувь предпринимались ещё в Средневековье. По тому, как стерты подмётки у того или иного человека, делались следующие выводы: по всей ширине – тихоня, внутренняя сторона – жаден, внешняя сторона – расточителен, стерты задники каблуков – упрям, неуступчив.

2. 2 Массаж

На ступне расположено огромное количество нервных окончаний, несущих ответственность за состояние практически всех органов. Множество различных заболеваний провоцирует плоскостопие. Поэтому люди для оздоровления используют различные виды массажа стоп, в том числе точечный и рефлекторный. Главное же назначение детского самомассажа — усилить кровообращение в нижних конечностях. Методики массажа сходятся в основных принципах его проведения:

  • Стопу надо поглаживать и растирать тыльной стороной согнутых пальцев,
  • Подошвенную поверхность стопы следует массировать от пальцев к пятке,
  • Упражнения всегда относятся к обеим ногам вместе,
  • Для самомассажа полезно использовать специальные резиновые коврики, оздоровительные дорожки и массажные валики.

2. 3Профилактика плоскостопия:

Успешная профилактика плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания — гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

Гигиенические факторы- это гигиена обуви и правильный её подбор. Размер и форма обуви должны обеспечивать правильное положение стопы. Обувь должна быть сделана из натуральных материалов, внутри с твёрдым супинатором, поднимающим внутренний край стопы. Подошва должна быть гибкой и иметь каблук (5-10 мм), искусственно поднимающий свод стопы и защищающий пятку от ушибов. Она должна соответствовать форме и размеру стопы, была удобной при носке, не сдавливала стопу, нарушая кровообращение и вызывая потёртости. Длина следа должна быть больше стопы в носочной части, припуск в 10 мм.

Природно-оздоровительные факторы- хождение босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке, хвойным иголкам) также способствует профилактике функциональной недостаточности стоп. Нормальное развитие стопы и её сводов обеспечивается правильным физическим воспитанием включением в содержание деятельности по физической культуре специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы. Известно, что без многократного повторения формировать двигательный навык у ребёнка невозможно, но работа, требующая точных движений, быстро утомляет детей. Традиционные упражнения: ходьба на пятках, носках, наружном крае стоп, согнув пальцы и т. д. используемые педагогами для профилактики плоскостопия во время утренней гимнастики, физкультурных занятий или после сна во время закаливающих мероприятий малопривлекательны для ребёнка. Поэтому лучше использовать игровые приёмы, которые позволяют в увлекательной форме способствовать укреплению и повышению тонуса мышц свода стопы.

Основной целью проведения этих игровых упражнений являются:

  • соблюдать профилактику плоскостопия;
  • проводить закаливание детей;
  • подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными;
  • учить освобождаться от стрессов, перенапряжения.

Эти упражнения проводятся босиком в комфортной для ребёнка обстановке и не требуют использования специфического оборудования. Их можно использовать, как компонент оздоровительной деятельности, а также в процессе режимных моментов (перед сном, перед прогулкой, приёмом пищи) иди в качестве индивидуальных заданий. Многие игровые упражнений позволяют ребёнку увидеть результаты своей деятельности, что немаловажно для ребёнка дошкольного возраста.

Глава 3. Физическая активность

3. 1 Комплексы упражнений для профилактики плоскостопия

Существует множество специальных упражнений, предназначенных для профилактики плоскостопия. Все они направлены на укрепление мышц и связок, расположенных на стопах. Ведь плоскостопие возникает оттого, что мышцы стопы становятся недостаточно сильными для того, чтобы поддерживать её в приподнятом положении.

Существует комплекс простых, но чрезвычайно полезных упражнений, которые помогут избежать плоскостопия, если их регулярно выполнять.

Все эти упражнения необходимо выполнять каждый день. Именно поэтому я включаю их в курс утренней гимнастики, «физкультминутку», физкультурные занятия, разминку после дневного сна, подвижные игры и индивидуальную работу.

3. 2.Игровые упражнения, направленные на профилактику плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы. формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке

1. Массажные стельки

Игровое упражнение

«Поймай мячик»

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением мячиков.

Выполнение: пальцами ног необходимо захватить и удерживать крышку, перемещая её на лист картона с изображением мячиков

(поочерёдно левой и правой ногой). Закрыть крышкой мячик.

Игровое упражнение

«Сложи фигуру»

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением геометрических фигур разного размера и цвета.

Выполнение: сидя или стоя пальцами ног правой и левой ноги необходимо выкладывать на карточку крышки составляя геометрические фигуры.

Игровое упражнение

«Новогодняя ёлочка»

Оборудование: контейнеры и мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов», лист картона с изображение ёлки.

Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо захватить контейнер от киндер-сюрпризов и выложить ёлку, затем пальцами ног украсить ёлочку мелкими игрушками.

Игровое упражнение

«Башенка»

Оборудование: кубики.

Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо удерживать кубик и выстроить башенку

Игровое упражнение

«Уберём игрушки»

Оборудование: мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов»

Выполнение: пальцами ног собрать игрушки в определённое место.

Игровое упражнение

«Рисуем подарок другу»

Оборудование: листы бумаги, фломастеры.

Выполнение: пальцами ног нарисовать рисунок другу.

Игровое упражнение

«Сварим суп из макарон»

Оборудование: обруч, поролоновые палочки.

Выполнение: дети по команде педагога перекладывают пальцами ног поролоновые палочки (макароны) из обруча в заданное мест

Игровое упражнение

«Стирка»

Оборудование: платочки (салфетки). На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.

Упражнение

«Поймай крышку пальчиками ног»

Оборудование: крышки от фломастеров, пластиковых бутылок, баночки.

Выполнение: собрать пальчиками ног крышки, без помощи рук.

Ходьба по ребристым дорожкам и шипованным коврикам

Оборудование: массажные коврики.

Цель: профилактика плоскостопия.

Ходьба по мешочкам,

наполненных горохом, крупой.

Катание стопой гимнастической палки, тюбиков из-под клея, фломастеров.

Упражнение

"Загрузи машину"

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.

Игровое упражнение

«Снежки»

Оборудование: по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка,

Выполнение: по сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают снежки) и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить его до обруча. Кто больше сделает снежков.

Существует комплекс простых, но чрезвычайно полезных упражнений, которые помогут избежать плоскостопия, если их регулярно выполнять.

Комплекс начинается с положения, сидя на стуле. В этом положении выполняются следующие элементы:

  • сгибание и разгибание пальцев ног
  • поочерёдное отрывание от пола пяток и носков
  • круговые движения стопами
  • натягивание носков в направление к себе и от себя
  • максимально возможное разведение пяток в стороны без отрыва носков от пола

Все эти упражнения необходимо выполнять каждый день. Именно поэтому я включаю их в курс утренней гимнастики, «физкультминутку», физкультурные занятия, разминку после дневного сна, подвижные игры и индивидуальную работу

Комплекс упражнений

по профилактике плоскостопия

  1. «Перекаты с пятки на носок». И. П. Сидя на стуле, руки на поясе. Выполнять перекаты с пятки на носок. Повторить 10 раз.
  2. «Развести пятки в стороны». И. П. Сидя на стуле, стопы на полу, руки на поясе. Развести пятки в стороны, вернуться в И. П. Повторить 5-6 раз.
  3. «Стопы на внешнее ребро». И. П. Сидя на стуле, стопы вместе, руки на наружной стороне коленей. Поставит стопы на внешнее ребро, руками оказывать незначительное сопротивление. Повторить 5-6 раз.
  4. «Сгребать песок». И. П. сидя на стуле, руки на коленях, пятки на полу. «Сгребать песок» всеми пятью пальцами. Повторить 10-12 раз каждой ногой. Далее «отгребать песок» пальцами по тому же принципу.
  5. «Массаж мячом». И. П. Сидя на стуле, руки на поясе. Массажный мяч зажат между стопами. С надавливанием выполнять массаж данной области. Повторить 10-12 раз каждой ногой.
  6. «Круговые движение стопой». И. П. Одна нога на мяче, руки на поясе. Выполнять круговые движения стопой, массируя её, затем сменить положение ног. При движении надавливать стопой мяч. Повторить 10-12 раз каждой ногой.
  7. «Перекатывать мяч стопой ног к другой ноге». Руками не помогать. И. П. Сидя ноги врозь, руки на поясе. Массажный мяч лежит на полу у носка правой ноги с внутренней стороны. Повторить 10-12 раз каждой ногой. Игры и упражнения по профилактике и коррекции плоскостопия

Упражнение "Каток":

поочередно ногами катать вперед-назад мяч, скакалку или бутылку.

Упражнение "Разбойник":

ребенок сидит на полу с согнутыми ногами, пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце, на котором лежит какой-нибудь груз. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

Упражнение "Маляр":

сидя на полу с вытянутыми ногами, ребенок проводит большим пальцем одной ноги по подъему другой от большого пальца к колену. Повторить 3-4 раза. Поменять ноги.

Упражнение "Гусеница":

сидя на полу с согнутыми ногами, согнуть пальцы ног и подтягивать пятку вперед, затем снова расправить пальцы и повторить движение. Можно одновременно обеими ногами до тех пор, пока пальцы касаются пола.

Упражнение "Кораблик":

сидя на полу, согнуть ноги, чтобы подошвы прижались друг к другу. Выпрямлять колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу.

Упражнение "Барабанщик":

сидя на полу с согнутыми коленями, стучать по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

Упражнение "Хождение на пятках":

ходить на пятках, не касаясь пола, пальцами и подошвой.

Упражнение "Мельница": сидя на полу с выпрямленными коленями, описывать ступнями круги в разных направлениях.

Упражнение "Окно":

сидя на полу, разводить и сводить выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

«Качели»

Ребенок сидит на гимнастической скамейке, вытянув ноги и опираясь пятками на пол. При слове «вверх» тянет носки ног на себя. Затем опускает при слове «Вниз» к полу. Сопровождается четверостишием: Ах, качели, ах, качели, Прямо к небу подлетели, Вверх-вниз, вверх- вниз, Только крепко ты держись! — «Хлопки»

Ребенок сидит на скамейке. Носки ног нужно развести в стороны. Потом соединить, выполняя своеобразные хлопки. Мы хлопали-хлопали в ладошки, А теперь работают наши ножки!

«Балет»

Ребенок, сидя, упирается руками на скамейку. Ноги вытянуты. Подтягивает конечности, опираясь на пальцы. Затем возвращается в исходное положение, направляя носки на себя. Ножки пляшут, как в балете, Это пляшут наши дети, Стали ножки выставлять, И на пальчиках стоять. «Барабанщик»

Поджать пальцы ног и, сидя на гимнастической скамейке, отбивать ритм стишка пальцами: Есть у Миши барабан, Загремел, как ураган. Но его когда дарили, То потише попросили. Но зачем тогда он есть, Если им нельзя греметь? -

«Паучок»

Ребенок переступает по обручу или палке, приставным шагом. При этом он обхватывает гимнастический снаряд пальцами ног. Паучок ползет по дорожке, Быстро он переставляет ножки «Веселый ежик»

Ребенок стоит, держа руки на поясе. Он катает мячик от носка к пятке, меняя ноги. Ежик бежит по дорожке, А мы массируем ножки

«Художник»

Ребенок стоит, держа руки на поясе. Он рисует ножками на полу фигуры – круги, квадраты. Будут дети рисовать, Сегодня только ножками! Станут ножки выполнять Замысел художника «Улитка»

Ребенок, стоя, поднимает пальцы ног. Подгибает их и упирается в пол. Начинает двигаться вперед. Нам покажут наши ножки, Как топает улитка по дорожке!

«Пяточки»

Встать на пятки, подняв носочки. Затем опуститься на стопу. Хватит нежиться в кроватке, Нужно разминать нам пятки! «Маляр»

Ребенок лежит на спине и водит одной стопой по другой. Красить дом уже пора, Мы позвали маляра! Но не с кисточкой, ведром, Мастер к нам пришел в наш дом

Элемент игры в этих упражнениях делает их простыми для выполнения. Ребенок запоминает стишки и может потом по настроению выполнять их сам, даже вне физкультурных занятий.

Заключение

Интенсивность физического развития детей, их здоровье зависит от двигательной активности. Каждый хочет видеть своих детей здоровыми, сильными, стройными и красивыми.

Гипотеза

Систематическая работа по профилактике опорно-двигательного аппарата должна давать хорошие результаты, положительно влиять на укрепление и развитие детского организма, способствовать снижению простудных и других заболевания.

Список литературы

  1. «Как вырастить здорового ребенка» / Под ред. В.П. Алферова. — Л.: Медицина, 1991 г.
  2. «Лечебная физкультура при заболевания в детском возрасте». / Под ред. С.М. Иванова. — М.: Медицина. 1975 г.
  3. «Справочник по детской лечебной физкультуре» / Под ред. М.И. Фонарева. — Л.: Медицина. 1983 г.
  4. Аленькин П.Ф. «Массаж и движения». — Екатеринбург., Средне-Уральское книжное издательство, 1992 год.
  5. Белая М.А. «Руководство по лечебному массажу», 2-е изд. — М.: Медицина, 1983 г.
  6. Вавилова Е.Н. «Укрепление здоровья детей». М. 1995 г.
  7. Галанов А.С. "Игры, которые лечат", М, "Творческий центр", 2001 г.
  8. Красикова А.С. «Профилактика лечения плоскостопия». М. 2002 г.
  9. Легафт П.Ф. «Анатомия мышечной системы». — Л.: ФиС, 1938 г.
  10. Литвинов Е.Н. "Весёлая физкультура", М, Просвещение, 2000 г.
  11. Лосева В.С. "Плоскостопие у детей 6-7 лет", М, "Творческий центр", 2004 г.
  12. Маркс В.О. «Ортопедическая диагностика». — Минск: Наука и механика, 1978 г.
  13. Матвеев С.В. Херодинов Б.И. «Здоровый ребенок. Физическое воспитание и врачебный контроль». — СПб.: Сотис. 1999.
  14. Маханёва М.Д. "Воспитание здорового ребёнка", М, Издательство "Аркти", 1999 г.
  15. Наумов О.Н. "Плоскостопие — это не пустяк", СПб, "Издательская компания "Невский проспект", 2002 г.
  16. Обижесвет В.П. «Настольная книга медицинской сестры детского сада» 1998 г.
  17. Осокина Т.И., Тимофева Е.А. "Физические упражнения для дошкольников", М, Просвещение, 1980 г.
  18. Скоролупова О.А. «Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении». М. 2003 г.
  19. Спешнев Ф.Ф. «Спортивно-вспомогательная гимнастика». — М.: ФиС. 1957.
  20. Шустова А.И. "Физическое воспитание детей дошкольного возраста", М, Просвещение, 1982 г.

Просмотров: 826
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Башкирова Светлана Владимировна. Консультация для родителей на тему: ЭФФЕКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ВАЛЬГУСНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СТОПЫ У ДЕТЕЙ
  • Чайковская Наталья Михайловна. Методическая разработка игр и упражнений по развитию мелкой моторики в группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в системе здоровьесберегающих технологий
  • Пелевина Любовь Сергеевна. Консультация для педагогов и родителей «Приемы и способы профилактики, и устранение некоторых деформаций стопы у детей»
  • Сизова Елена Анатольевна. Коррекция опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста, через профилактические игры и упражнения.
  • Ганасюк Ольга Викторовна. Презентация — профилактика плоскостопия у детей средней группы «Здоровье начинается со стоп»
  • Новикова Марина Александровна. «Корригирующая гимнастика после сна с элементами упражнений, направленных на профилактику плоскостопия»
  • Грелова Ирина Макаровна. Обучение грамоте детей среднего дошкольного возраста с элементами коррекционных упражнений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  • Татьяна Геннадьевна Кулишова. Деловая игра для воспитателей: «Здоровье начинается со стопы»
  • Людмила Николаевна Выжанова. Использование степов для профилактики плоскостопия и нарушений осанки
  • Лукашенко Ольга Ивановна. Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста инструктор по физической культуре
  • Чайковская Наталья Михайловна. Методическая разработка лэпбука по правилам пожарной безопасности для детей 5-6 лет в группе с нарушением опорно-двигательного аппарата
  • Назаренко Марина Александровна. Педагогический проект «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей с ОНР»
  • Пазюра Наталья Александровна. Методы диагностики показателей физического развития детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)
  • Света Иванова. Физкультурные праздники для детей имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата (методическое пособие)
  • Присяжнюк Елена Владимировна. Конспект игрового занятия по логопедии группа детей дошкольного возраста с нарушением опорно- двигательного аппарата (от 5 лет до 6 лет) Тема: «Подарок для бабы Капы»
  • Астапенкова Надежда Васильевна. Конспект занятия в средней группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Тропинка в природу»
  • Меньшова Ирина Анатольевна. Консультация для родителей «Дорожки здоровья в детском саду. Профилактика плоскостопия»
  • Ермакова Светлана Николаевна. Использование фитбол - мячей в системе физического воспитания старших дошкольников как средство укрепления опорно-двигательного аппарата
  • Красоткина Наталия Валентиновна. Развивающая предметная среда в коррекционно-оздоровительной работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата
  • Маркеева Ольга Валентиновна. ПРОЕКТ физкультурно-спортивной направленности — профилактика плоскостопия «КАЛЕЙДОСКОП ЗДОРОВЬЯ»
  • Селезнёва Светлана Олеговна. План – конспект игрового занятия по физической культуре. «Помощники». Средняя группа (профилактика плоскостопия)
  • Камелькова Светлана Ивановна. Предупреждение плоскостопия средствами физического воспитания
  • Чугай Татьяна Ивановна. Использование технологии коррекционного обучения с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • Малютина Екатерина Алексеевна. Дидактическое упражнение «Деревья в разные времена года»
  • Бекенёва Наталья Владимировна. Психотерапевтическая сказка + арт-терапевтическое упражнение «Воздушный шар».
  • Климова Ирина Владимировна. Комплексы упражнений в работе над формированием правильного диафрагмального выдоха, в работе над силой голоса, укрепление мимических и артикуляционных мышц
  • Залужная Елена Николаевна. Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе для детей с нарушением зрения. «Мы играем, считаем, глазки лечим, призы получаем!»
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Ерохина Оксана Михайловна. Развитие словаря дошкольников посредством упражнений на мелкую моторику кисти руки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь