Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 23» (дошкольное отделение №2)
Учитель — логопед: Присяжнюк Елена Владимировна г. Новомосковск Тульская область
Тема: «Подарок для бабы Капы»
Цель: актуализация знаний по лексической теме «Посуда».
План:
- Видеопослание Лунтика
- Чтение стихотворения «О посуде расскажу» Е.Николаева
- Артикуляционная гимнастика звук «Р»
- Игра «Определи место звука в слове»
- Физкультминутка «Посуда»
- Дыхательная гимнастика «Дуем через трубочку»
- Игра «Отгадай, что звучит, из чего какая»
- Беседа «Для чего нужна посуда»
- Игра «Разложи по группам»
- Пальчиковая гимнастика «Посчитай посуду»
- .Аппликация «Красивый узор»
- Гимнастика для глаз «Крестики»
- Логоритмика «Правила дорожного движения»
Программное содержание
Скачать конспект
Коррекционно — образовательные задачи
- Расширять и активизировать словарь по теме «Посуда».
- Закреплять навык классификации предметов посуды (кухонная, столовая, чайная), умение образовывать относительные прилагательные от существительных.
- Совершенствовать лексико-граматический строй речи, умение подбирать определения предметам, согласовывать их с существительными.
- Автоматизация звука «Р» в словах, слогах, предложениях.
- Развивать диалогическую речь
Коррекционно — развивающие задачи:
- Развивать зрительное и слуховое внимание, общую моторику и координацию мелких движений кистей и пальцев рук, речи с движением.
- Формировать правильное речевое дыхание, тактильное восприятие, умение аргументировать свои ответы, декорировать каждой утвари с помощью фломастеров и трафаретов.
Коррекционно — воспитательные задачи:
- Форсировать навыки общения, сотрудничества, сзаимопонимания, самостоятельности.
- Совершенствовать умение соблюдать правила безопасного обращения с предметами.
Оборудование:
Д. — видеозапись Лунтика, презентация «Виды посуды», коробка предметов посуды из разных материалов.
Р. — подносы с картинками засыпанных манкой, коктейльные трубочки, салфетки, массажные мячи, ортопедические мячи, зеркала, ножницы, трафареты, схемы.
Методика и организация проведения занятия
Логопед:
-Здравствуйте дети. Сегодня необычный день. Утром пришло видеописьмо, и я очень хочу, чтобы вы его тоже посмотрели. (Логопед предлагает детям сесть на ортопедические мячи.)
-А чтобы вам было удобно заниматься, выполним упражнение. Руки на пояс, голову опустить к груди, на спину, к правому плечу, к левому плечу.
Доброе утро и солнцу, и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
К небу потянулись,
Друг другу улыбнулись.
С солнцем мы покружимся,
Со звуками подружимся.
Появляется Лунтик.
- Здравствуйте дети. Я Лунтик. Вы меня узнали? Из какого мультфильма Лунтик? У бабы Капы скоро праздник. Отгадайте какой праздник? (женский день 8 марта). Я хотел бы подарить ей какой-нибудь подарок. А вот, что подарить, совсем не знаю. Баба Капа очень любит готовить. Что же можно ей подарить если она любит готовить? (красивую посуду). Но её так много, и она такая разная, мне очень нужна ваша помощь? Помогите разобраться и подобрать самый красивый подарок?
Логопед:
- А какая посуда есть в каждом доме? (чашка, ложка, тарелка, кастрюля, чайник, половник)
- О чем мы сегодня будем беседовать? (о посуде)
- А в каком стихотворении говориться о посуде? ( «О посуде расскажу»)
- Кто его написал? (Е. Николаева)
- Мы рассказывать будем по одной строке. Одни начинают, другой продолжает. Пожалуйста начинайте!
- Я сейчас готовить буду.
- Соберу на стол посуду.
- Вот кастрюля, поварешка.
- Сковородка, вилка, ложка.
- Небольшой столовый ножик.
- Мне понадобится тоже.
- Вот с узорами тарелка.
- Чашки с блюдцем на салфетке.
- И, конечно, неслучайно.
- На плите дымится чайник -
- Кукол чай пить усажу.
- О посуде расскажу.
Предлагает сесть детям за столы.
Логопед:
- В слове расскажу какой первый звук? ( «Р»)
- Сегодня мы будем выполнять различные задания и следить за правильным произношением звука «Р». А для этого выполним знакомые вам упражнения (показ упражнений на слайде):
- Улыбнись друг другу.
«Улыбка». Дети растягивают губы в улыбке.
- Поздоровайтесь друг с другом.
«Лопатка». Открывают рот, язык спокойно лежит на нижней губе.
- На завтрак дети любят есть варенье. А после облизывают губы. Какое это упражнение? (вкусное варенье)
«Вкусное варенье». Рот открыт, облизывают верхнюю и нижнюю губу.
- После завтрака они обязательно чистят зубы.
«Чистим зубы». Облизывают нижние и верхние зубы.
- Дети идут качаться на качелях.
«Качели». Кладут язык то на верхнюю, то на нижнюю губу.
- А потом кататься на лошадке.
«Лошадка». Щелкают языком.
Логопед:
- Давайте вспомним, что делают наши губы, зубы и язычок когда мы произносим звук «Р»?
Вопросы:
- Куда мы положим язык? (кончик языка поднимается к верху и упирается в бугорки за верхними зубами)
- Зубы на каком расстояние? (зубы на большом расстоянии)
- А рот? (широко открыт)
- А горлышко? (гудит)
- Дуем и гудим в кончик языка, он дрожит.
Вопросы:
- Что делает язычок на звук «Р»? (дрожит)
- Какой это звук? (согласный, звук «Р»)
На экране появляется картинка с изображением машины, тигра, собаки, кошки и вороны. Логопед детям предлагает произнести звук «Р».
- Как рычит тигр? (р-р-р-р)
- Как на котенка рычит собака? (р-р-р-р)
- Как мурлычит кошка? (мур-мур-мур)
- Как ворона каркает? (карррр-карррр)
- Машина в гору поднимается и рычит как? (р-р-р-р)
- С горки быстро спускается и рычит как? (р-р-р-р)
Упражнение «Слово-слово-повторительное»
- Какой слог лишний?
РО-РО-РО-РА
РА-РА-РА-РЫ
РЫ-РЫ-РЫ-РУ
РУ-РУ-РУ-РО
Игра «Назови имена»
Логопед: Лунтик предлагает поиграть в игру «Назови имена». Он называет первую часть слова, а вы дополняете слогом РА: И-Ра Ла-РА Ве-Ра Ле-Ра
Ма-РА
Упражнение «Назови новое слово»
Упражнение даёт Лунтик. Он произносит слова, а вы меняйте первый звук на звук «Р» и называйте новое слово.
Хобот — Робот
Кот — Рот
Мак — Рак
Мычать — Рычать
Мука — Рука
Нога — Рога
Высь — Рысь
Пугать — Ругать
Козы — Розы
Игра «Определи место звука в слове»
У детей схемы слов. Логопед называет слова: Рома, Вера, Егор. Необходимо определить место звука «Р» в слове. Если в начале, нужно положить синий кружок в первую клетку, в середине — во вторую, в конце — в третью. Дети объясняют, в какую клетку положили синий кружок.
Физкультминутка «Посуда»
Логопед: На минутку станем волшебниками и будем превращаться в посуду.
Вот пластмассовый поднос. выставляют руки перед собой, как
Он посуду нам принёс. будто держат поднос
Дети садятся за столы.
Игра «Дуем через трубочку»
У детей подносы, засыпанные манной крупой. Под крупой картинки. Логопед предлагает детям подумать, что нужно сделать, чтобы разглядеть картинку на подносе? (убрать манку)
Логопед предлагает каждому взять коктейльную трубочку и подуть через нее на поднос и можно увидеть рисунок на картинке.
Логопед:
- Сядьте правильно, выпрямите спину. Делаем глубокий вдох через нос и сильный выдох через трубочку. Следите, чтобы щёки не надувались, (дети дуют через трубочку)
- Что вы видите? (дети называют разную посуду)
Игра «Отгадай, что звучит, из чего, какая?»
Логопед выставляет коробку и говорит, что в коробке посуда, которая сделана из разных материалов.
Логопед:
- Посмотрите внимательно! Я постучу по предмету, а вы отгадаете из чего она сделана, (логопед стучит по предмету — дети отвечают «посуда стеклянная»)
Логопед достает предмет. Дети отвечают полным ответом.
Чашка из стекла (стеклянная)
Из железа (железная)
Из дерева (деревянная)
Из бумаги (бумажная)
- А ещё из какого материала моно делать посуду? (из серебра, из фарфора)
- Какая это посуд? (серебряная, фарфоровая)
- Посуда бывает столовой, кукольной и чайной. Что такое столовая посуда? (это та посуда которую ставят на стол)
- Для чего пригодится кухонная посуда? (для приготовления пищи)
- А чайная? (чайная посуда понадобится во время чаепития)
Игра «Разложи по группам»
(упражнение на внимание)
Дети выполняют задание. Разложить на подносы посуду: столовую, кухонную, чайную и проверить карточки.
Пальчиковая гимнастика «Посчитай посуду»
В руки мы картинки взяли руки — петушок
И посуду, мы назвали? пальцы в стороны
Чайник, чашка, блюдце, вилка, миска, загибаем пальцы ложка, нож, бутылка, кастрюля,
тарелка
И обратно посчитали
Тарелка, кастрюля, бутылка, нож, загибаем пальцы в обратном порядке ложка, миска, вилка, блюдце, чашка, чайник
И посуду посчитали
И картинки разобрали
Молодцы, дети. Сегодня мы вспомнили всё, что знали о посуде. Дети помогают Лунтику сделать бабе Капе необычный подарок — разделочную доску.
Аппликация «Красивый узор»
Лунтик предлагают разделочную доску. Дети вырезают разделочную доску и украшают лепестками, ягодами.
Вопрос:
- Чем украсили разделочную доску? (ягодами, лепестками)
Глазодвигательные упражнения «Крестики»
(выполняется лежа)
Дети держат массажный мяч напротив переносицы, затем начинают перемещать его следя за ним глазами. При этом голова должна остаться неподвижной. Дети сначала перемещают мяч к переносице и обратно, затем на счёт 1,2, 3 вправо и влево, вверх и вниз, возвращают мяч в исходное положение. Упражнение повторить 3 раза.
Логоритмика
Утром встаём мы, выходим из дома На перекрестке, твой старый знакомый
Он огоньком тебе красным мигнёт
Скажет: «Опасно. Закрыт переход» Жёлтый зажегся чуть-чуть подожди Вспыхнет зеленый — спокойно иди.
дети идут по кругу останавливаются
ставят руки на пояс, делают повороты туловища
идут по кругу
Логопед с детьми:
Мы произносили четко звуки
Нам помогали наши руки.
Все, во что мы здесь играли,
Мы должны запомнить с вами!
|