Кобзева Ольга Юрьевна. Формирование правильной осанки — одна из важнейших задач физического воспитания детей

Формирование правильной осанки — одна из важнейших задач физического воспитания детейФормирование правильной осанки — одна из важнейших задач физического воспитания детей

Большое значение в процессе выработки правильной осанки играют соблюдаемый режим дня, размер мебели, поза во время занятий, труда и различных видов детской деятельности.

Мебель подбирается в соответствии с возрастными особенностями детей. Конструкция стола и стула должна обеспечивать опору для туловища, рук и ног, правильное положение головы и плечевого пояса. Хорошо, если спинка стула имеет небольшой наклон назад, что дает возможность откинуться на стул и отдохнуть позвоночнику. Стопы должны стоять на полу. Постель ребенка не должна быть слишком мягкой, а подушка большой. Длина кровати больше роста ребенка на 20-25 см, чтобы свободно вытянуться.

Взрослые должны постоянно следить за позой ребенка.

 

Во время сна не рекомендуется ребенку спать «калачиком», с подтянутыми к груди ногами. В таком положении смещаются лопатки, сдавливаются верхние ребра в грудной полости, искривляется позвоночник, так как вся тяжесть тела падает на две точки- плечевой и тазобедренный суставы, а позвоночник провисает между ними. Лучше всего если ребенок спит на спине, голова на небольшой подушке.

Когда ребенок стоит необходимо следить, чтобы нагрузка от тяжести тела равномерно распределялась на обе ноги. В естественном положении ноги слегка расставлены, носки немного развернуты наружу. Если ребенок стоит, опираясь на одну ногу, то это вызывает неправильный изгиб позвоночника.

Особо сложно сохранить хорошую осанку во время движений. Мышцы должны действовать, напрягаться и расслабляться, тем самым поддерживать равновесие тела. При ходьбе плечи на одном уровне, грудная клетка расправлена, лопатки чуть-чуть отведены назад, живот подтянут, смотреть надо прямо, на 3-4 шага вперед. Идти надо не сутулясь, ногами не шаркать.

Опасность изменения осанки ребенка, начинающего ходить, может возникнуть, если водить его за одну и ту же руку в течение продолжительного времени. В возрасте 2-3 лет дети много ходят, неокрепшие мышцы могут не выдержать длительной нагрузки. В результате дети принимают облегченное положение (наклоняются, чрезмерно сгибают ноги в коленях), которые переходят в привычку. Поэтому целесообразно чередовать упражнения из положения стоя с упражнениями, выполняемыми в положении лежа, разгружая опорно- двигательный аппарат. Для дошкольников в середине дня необходим отдых не менее 1-2 часов.

Поза за столом во время рисования, игр должна быть удобной, без напряжения. Локти обеих рук на столе, плечи находятся на одном уровне, голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола – 35 см, между грудью и столом- 8-10см (проходит ладонь). Сидеть ребенок должен, не перекашиваясь на одну сторону, стопы стоят на полу. В такой позе коленный, голеностопный и тазобедренный суставы образуют прямой угол. Нельзя допускать, чтобы дети, сидели, скрестив ноги.

Как определить осанку ребенка. Нужно поставить малыша спиной к себе на возвышение так, чтобы лопатки находились на уровне ваших глаз (ребенок без майки). Поговорить с ним, чтобы снять первоначально возникшее у него напряжение и увидеть естественную картину состояния позвоночника. Посмотреть спереди, как расположены у него плечи: составляют ли они одну прямую горизонтальную линию или одно несколько выше другого, развернуты или сведены; сзади увидеть, не отстают ли лопатки; симметричны ли надплечья.

Главным средством предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте являются физические упражнения. Необходимо обратить внимание на упражнения, вызывающие активную работу мышц – разгибателей спины и мышц живота.

Эти упражнения предпочтительнее выполнять из положений лежа и сидя. При этом необходимо следить, чтобы дети не задерживали дыхание, держали голову прямо, плечи расправляли, живот подтягивали. Предпочтение отдавать симметричным упражнениям (повороты в стороны, взмахи правой и левой ногой или рукой). Темп выполнения большинства упражнений не быстрый, спокойный, чтобы дать возможность ребенку потянуться, выпрямиться, как говорится проработать мышцы. Одно и то же упражнение при разучивании выполнять медленно, а при его повторении — быстрее. Регулируя темп выполнения упражнений, можно обеспечивать разную нагрузку на нужные группы мышц, отдавая преимущество тем, которые нужно укреплять в данное время.

Упражнения для малышей 2--3 лет чаще носят игровой характер: имитируют движения животных, птиц и др. Главное — вызвать у них желание двигаться активно, с удовольствием. Старшие ребята могут понять пользу упражнений, им объясняют, что движения помогут им стать здоровыми, красивыми, подтянутыми, а для этого надо делать движения правильно, энергично, проявляя усилия, настойчивость.

Упражнения для верхнего плечевого пояса

  1. И. п.: руки внизу. Поднять руки вверх, потянуться, посмотреть вверх, руки вниз. То же из и. п. лежа на спине, руки вдоль туловища.
  2. И. п.: руки на поясе. Отводить локти назад до сведения лопаток, плечи не поднимать.
  3. И. п.: ноги на ширине ступни, руки к плечам, локти в стороны. Свести локти вперед и отвести подальше назад, держать на уровне плеч. То же из и. п. сидя, лежа на спине, руки за головой.
  4. И. п.: руки в стороны. Опустить руки за спину, дотянуться ладонями до локтей.
  5. И. п.: руки в замок за спиной, рывками отводить прямые руки назад. То же из и. п. сидя.
  6. Упражнение «Растягиваем резину». И. п.: руки перед грудью, пальцы в кулаки, локти подняты. Отвести локти назад, выпрямляя руки в стороны, как бы преодолевая сопротивление. Руки согнуть перед грудью, расслабить.
  7. И. п.: палка в руках внизу. Палку вверх, опустить за спину (прижать к углам лопаток), снова вверх и вниз.
  8. И. п.: палка на лопатках. Палку вверх, посмотреть на нее (вдох), опустить за спину на лопатки (выдох).
  9. И. п.: ноги на ширине ступни, палка за спиной на лопатках.

Наклониться вперед, одновременно поднимая палку, смотреть вперед. Стать прямо, палку за спину.

10. И. п.: ноги на ширине ступни, палка сзади в опущенных руках. Резким движением отвести палку назад до отказа.

11. И. п.: стоя на коленях, палка сзади в прямых руках.

Прогнуться назад, коснуться палкой пяток ног (выдох), выпрямиться (вдох).

12. И. п.: стать спиной к стене (без плинтуса) или гимнастической стенке, прижаться затылком, лопатками, ягодицами. Поднять руки вверх, коснуться стены над головой. В этом же и. п. присесть и встать.

Упражнения для мышц живота

1. Упражнение «Длинные и короткие ноги». И. п.: сидя на

полу (скамейке), ноги прямые вместе, руки в упор сзади. Сгибая ноги, подтянуть их к груди и выпрямить (вместе и попеременно). То же, в положении лежа на спине.

2. И. п.: то же. Поднимать и опускать прямые ноги (вместе и попеременно). То же, в положении лежа на спине.

3. Упражнение «Велосипед». И. п.: лежа на спине, ноги прямые, руки вдоль туловища. Двигать ногами, сгибая и выпрямляя их, как при езде на велосипеде (5--8 секунд). Делать перерывы для отдыха.

4. И. п.: то же. Садиться и ложиться (помогая руками и без помощи).

5. Упражнение «Ножницы». И. п.: то же. Встречные частые

движения прямых ног вверх и вниз. Делать перерывы в положении лежа.

6. И. п.: то же. Приподнять ноги (на 10--12 см от пола под углом 30°), колени не сгибать, носки оттянуть, немного подержать так и опустить; выполнять в медленном темпе. То же, зацепив носками ног за обруч.

7. И. п.: ноги врозь, руки в стороны. Наклониться вперед, коснуться носков ног, выпрямиться. То же, из положения сидя ноги врозь.

8. И. п.: то же. Наклон вперед, достать правой (левой)

рукой до носка левой (правой) ноги, выпрямиться. То же, из положения сидя.

9. Упражнение «Насос». И. п.: ноги на ширине плеч. Наклонять туловище вправо и влево, одна рука скользит вверх до под- мышечной впадины, вторая вниз по бедру. То же, сидя на скамейке, стуле.

10. И. п.: лежа на боку. Поднимать и опускать вверх руку и ногу. Повторить несколько раз, затем повернуться на другой бок.

11. Упражнение «Бревнышко». И. п.: лежа. Повернуться (покатиться) в правую, затем в левую сторону. Делать перерывы для отдыха.

12. И. п.: стоя на коленях, руки на поясе. Сесть на пол справа, выпрямиться, влево, выпрямиться (вначале можно с помощью рук). То же, руки за головой. То же, с мячом в руках.

13. И. п.: стоя на коленях, ягодицы прижать к пяткам, руки вверх. Медленно опускать руки и туловище вперед до тех пор, пока ладони и лоб не коснуться пола. Не поднимая ягодиц (они на пятках) попытаться как можно дальше вытянуть руки, потянуть спину.

14. Упражнение «Кошечка спит». И. п.: лежа. Повернуться на бок, согнуть ноги, подтянуть их к животу, руки согнуть, сложить ладошки вместе под голову. Вернуться в и. п. То же выполнить в другую сторону.

15. И. п.: лежа на животе, ноги сомкнуты, руки согнуты в локтях, кисти под подбородком. Приподнять голову и плечи от пола, руки отвести назад, прогнуться. Лечь в и. п., расслабиться.

Большинство приведенных упражнений выполняется как без предметов, так и с ними. Использование обручей, мячей, кубиков значительно оживляет упражнения, активизирует мышцы кисти. Детям интереснее их выполнять, а взрослому легче контролировать качество движений. Хорошо влияет на осанку ползание, лазанье, ходьба с небольшим грузом на голове.

Работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых замечены какие-либо отклонения. Необходимые упражнения включаются в утреннюю гимнастику, занятия, подвижные игры.

Просмотров: 1158
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Бойцова Наталья Николаевна. Детский исследовательский проект «Чтобы руки не замерзли»
  • Ерохина Оксана Михайловна. Развитие словаря дошкольников посредством упражнений на мелкую моторику кисти руки
  • Иванова Павлина Вячеславовна. Связь движений руки с речью.
  • Черныш Виктория. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму
  • Завгороднева Ольга Александровна. «Умелые руки не знают скуки»
  • Закирова Гульнара Мизфатовна. Подготовка руки к письму.
  • Тимофеева Софья. Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях у детей от 1 года до 3 лет
  • Каргаполова Евгения Анатольевна. Поделки из компакт дисков 'От скуки на все руки'
  • Маргарита Фаридовна Лебедева. Сценарий ко Дню Матери «Я руки мамины целую».
  • Вальтер Гульшат Валерьена. Конспект непосредственной образовательной деятельности: «А зачем нужны нам руки?»
  • Гончарова Ольга Владимировна. Консультация для воспитателей на тему: «Наши руки не для скуки. Нетрадиционные методы рисования с дошкольниками.»
  • Ирина Симонова. Конспект занятия по развитию речи и подготовке руки к письму в подготовительной к школе группы
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Конспект НОД в подготовительной к школе группе по пересказу рассказа «Для чего руки нужны?».
  • Житихина Анна Викторовна. Акция «Чистые руки — залог здоровья!» во 2 – ой младшей группе
  • Ступникова Виктория Владимировна. Консультация для педагогов и родителей Тема: Подготовка руки к письму детей дошкольного возраста
  • Кузина Валентина Степановна. Примерное календарно-тематическое планирование факультатива «Руки творят чудеса»
  • Ширяева Марина Геннадиевна. Конспект занятия «Научим куклу Алису мыть руки» во второй младшей группе
  • Бондарева Ирина Валентиновна, Комаренко Ольга Петровна. Использование природного материала в работе с детьми дошкольного возраста «Умелые руки не знают скуки»
  • Романова Галина Сергеевна. Программа подготовки руки к письму в подготовительной к школе группе «Волшебные пальчики»
  • Фёдорова Елена Валентиновна. Проект: «Подготовка руки к письму у детей старшего дошкольного возраста средствами художественного конструирования из бумаги»
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Елена Тарасова. Конспект развлечения в старшей логопедической группе для детей с ФФНР Развитие графических навыков подготовка руки к письму Тема: «Лесная ёлка»
  • Сницарук Эдит. СТОЛЯР, МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ (Из цикла «Профессии» автора Сницарук Эдит)
  • Салова Мария Кузьминична. Игровые упражнения. Профилактика нарушения осанки.
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Попова Марина Васильевна. ООД по плаванию (средняя группа) Тема: «Плавание с доской при помощи движений ног способом «кроль» на груди и на спине».
  • Лоскутова Яна Петровна. «Дидактические упражнения с использованием чистоговорок на автоматизацию звуков «С», «Сь» во время индивидуальных занятий с детьми с ЗПР»
  • Низамова Е.П., Казинская Т.Д.. Праздник – развлечение на 8 МАРТА «Стиляги, или назад в СССР»
  • Давыдова Любовь Валерьевна. Формирование правильной осанки у детей младшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь