Учитель-логопед:
Гераскина Татьяна Борисовна
Цель: Закрепить знания детей об осени и ее признаках, деревьях, грибах
Задачи:
1. Образовательные:
- закрепление представлений (знаний) детей об осенних явлениях в природе
- обогащение словарного запаса
- закрепление навыка образования относительных прилагательных
- согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже
- закрепление навыка составления предложений по опорным словам-картинкам
- развитие длительного направленного выдоха.
Скачать конспект
2. Развивающие:
- формирование интереса к окружающему миру
- развитие общей моторики
- развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
3. Воспитательные:
- обучение навыкам межличностного общения (взаимодействия)
- развитие умения работать в коллективе и самостоятельно
Оборудование:
Проектр, презентация по теме; 2 корзины, разноцветные бумажные листья деревьев, силуэты грибов и картинки с изображением грибов, половинки грибов с предметными картинками, 2 обруча, перчатки, магнитофон, диск с записью шума леса, ветра, дождя, конструктор ЛЕГО.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Приветствие и приглашение в путешествие.
Логопед: — Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не простое занятие, а занятие-путешествие! Мы с вами отправимся в осенний лес.
- Ну что, вы готовы к путешествию в лес? (Да) Тогда садитесь в «вагончики» и поедем.
Тут и там, «Поезд» едет по кругу.
Тут и там Локти согнуты.
На перроне шум и гам. Гудит правой рукой.
Вот гудок в путь зовет, Гудит левой рукой.
Скоро поезд отойдет. «Поезд» останавливается.
(Л): — Ребята, слышите, кто-то шуршит; кажется, кто-то тихонечко спит.
Путешествие дети так ждали
И уж никак не ожидали,
Что осень будет крепко спать
И позабудет нас встречать.
2. Подарки Шуршика. Игра «С какого дерева лист?»
Выходит Шуршик (переодетый взрослый). В руках у него корзина с разноцветными листьями.
Шуршик (Ш): — Здравствуйте, ребята! Вы ошибаетесь, это не осень спит, это Я — Шуршик! Я живу в лесу и Я очень рад, что вы пришли ко мне в гости в мой осенний лес! Вам здесь нравится? (да) У меня для вас есть подарок. Это я нашел в лесу! Посмотрите, что это? (листья)
(Л): — Листья какие? (красивые, желтые, красные, разноцветные…) — С каких деревьев они опали? Этот листочек с какого дерева? (с клена) значит он какой? (кленовый) А этот? (березовый) и т.д.
3. Дыхательные упражнения «Осенние листочки»
(Л): — Молодцы! Какие умные детки! А за это каждому из вас я дам по одному красивому осеннему листочку. И мы с вами побудем осенними ветерками.
- Давайте подуем на листочки, чтобы они закружились в воздухе.
Как подует ветер,
В этот день осенний,
Полетят, закружатся
Листики с деревьев!
(Л): — Посмотрите как это делаю я!
(Дети берут листочки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением листьев, пока Шуршик или Логопед читает стихотворение):
Кружатся листочки в воздухе осеннем.
Падают на землю тихо и печально.
Вот один упал на мою ладошку.
Ой, не улетай, листочек, подожди немножко.
(затем дети «задувают» листья в корзину Шуршику)
4. Беседа об осени «Осень, какая она?»
(Л – держит куклу би-ба-бо – Старичок-лесовичок): — Ой-ой-ой!!! Это кто это тут так надул? Кто заморозил старичка, Старичка-Лесовичка?
(Л и дети) — Это мы, ребята из детского садика. Мы приехали к вам в гости, посмотреть на красивый осенний лес. Ну и мы немного заигрались с ветерком!
(Л): — Заигрались с ветерком!!! А знают ли эти дети, какое сейчас время года? (Осень) А какая сейчас осень – ранняя или поздняя? (поздняя) А почему? (потому что уже последний осенний месяц – ноябрь, скоро наступит зима…) А какая осенью погода? (если ветер – ветреная, если дождь – дождливая, если холодно – холодная…)
(Л): — Вот именно, холодная! И пока вы играем с листочками, пока дули как ветерок, у меня замерзли руки. А как их можно согреть? (Подуть на них, потереть друг о друга).
(Л): — А можно…… перчатки надеть! (достает и показывает перчатки). А у вас есть с собой перчатки? (нет) Ну, ничего, я вам дам!
5. Упражнение для коррекции зрения с листочками ( «Зрительная гимнастика»)
(Л): — Ребята, как хорошо вы тут играете с Шуршиком, Старичком-Лесовичком! Но, давайте пойдем дальше, посмотрим, что есть еще интересного в осеннем лесу! А Шуршика и Лесовичка возьмем с собой? (Да, возьмем)
- Ребята, а давайте их научим играть в нашу игру с листочками?! Закройте глазки – послушаем как шумит осенний лес! (звучит музыка – «шум леса») А теперь протяните вперед правую руку и вам на ладошку опустится осенний листочек. (Шуршик и Лесовичок раздают детям листочки)
- А теперь потихонечку открывайте глазки и начинаем играть.
Мы листочки увидали,
И с листочками играли. (Дети берут листья в руки сфокусировав на них взгляд)
Листья вправо полетели,
Дети вправо посмотрели. (Взгляд вправо)
Влево листья полетели
Глазки влево посмотрели. (Взгляд влево)
Ветер листья вверх поднимал
И на землю опускал. (Вверх, вниз. Дети смотрят вверх и вниз)
Глазки закрываем.
Глазки отдыхают.
6. Физкультминутка «Листочки»
(Л): — Ну что, готовы идти дальше? (да) А давайте не просто пойдем, а превратимся в красивые, легкие, осенние листочки и «полетим».
Мы листики осенние,
На ветках мы сидели, (дети сидят на корточках в кругу)
Дунул ветер – полетели. (дуют, встают и, кружась, машут руками)
Мы летели, мы летели, (кружатся и при соответствующих словах опять садятся на
И на землю тихо сели. корточки)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял (дуют. Встают)
Закружились, полетели (начинают кружиться и махать руками)
И на землю тихо сели. (садятся на корточки)
7. «Грибная поляна»
(Л): — Ребята, где это мы с вами очутились? Посмотрите! Кажется здесь растут грибы – это грибная поляна!
- А давайте я посмотрю, как хорошо вы знаете названия грибов! Отгадайте загадки:
Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора —... (боровик)
Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту — зовусь я –... (подосиновик)
На пеньке сидят братишки. Все — в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята называются... (опята)
В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,
В блестящей темной шляпке растет грибок... (масленок)
Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый... (мухомор)
Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята
Ну, а это на полянке ядовитые... (поганки)
Не спорю – не белый, я, братцы, попроще.
Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это... Ответ (сыроежки)
Растут в лесу сестрички, рыжие... (лисички)
(за каждую правильную отгадку ребенок получает цветное изображение гриба)
- Ой, сколько вы грибов знаете! Все правильно угадали! А теперь – найдите, где на этой поляне росли ваши грибочки (дети ищут соответствующий силуэт, накладывают изображение и встают рядом с ним)
- Молодцы! А теперь проверим, знаете ли вы. Какие грибы съедобные, а какие – ядовитые! Вот две корзинки – одна у Шуршика, а другая – у Старичка-Лесовичка. Съедобные грибы «соберем» в корзинку Шуршику, а несъедобные – Лесовичку! (дети раскладывают грибы по корзинкам)
8. «Грибы» (составление предложений по словам-картинкам)
(Л): — А теперь я хочу поиграть с вами, ребята! Давайте разделимся на 2 команды!
Задание детям по подгруппам
- Ребята, вы собирали грибочки мне в корзинку! А у меня есть еще грибочки – но они поломались: отдельно – шляпки, отдельно – ножки! А еще – грибочки у меня не простые – на них – картинки!
- Каждому из вас надо взять любую шляпку и подобрать к ней нужную ножку, чтобы потом по картинкам вы смогли составить предложения.
Работа по составлению предложений проводится по слайдам на экране.
Например: Белка грызет орешки – 3 слова. (дети выполняют задание)
9. «Осенняя сказка» (релаксация)
(Л): — Молодцы, ребята! Устали? (да) давайте немного отдохнем – приляжем на нашей лесной полянке, закроем глазки и послушаем музыку леса, а Старичок-Лесовичок еще раз расскажет нам о своих владениях! (Лесовичок проводит релаксацию)
(Ш): — Лягте все так, чтобы вам было удобно и просторно, закройте глазки (включается музыка – релаксация) Слушайте внимательно музыку и меня. Мы с вами находимся в осеннем лесу. Вам очень нравится здесь. Прохладный ветерок шелестит листвой. На деревьях разноцветные листья: красные, желтые, оранжевые, даже зеленые листики еще остались. Но деревья стоят почти голые. В лесу поздняя осень. Звери готовятся зимовать, а перелетные птицы улетели в теплые края. Природа готовится ко сну. Ну а нам с вами пора открыть глазки и продолжить наше путешествие. Просыпаемся и тихонько садимся.
10. «Закончи предложение» (Составление сложных предложений со значением противопоставления. Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью)
(Л): — Я думаю вы многое узнали сегодня об осени. Давайте скажем спасибо за гостеприимство и интересную прогулку по осеннему лесу Шуршику и Старичку-Лесовичку (Спасибо). А теперь расскажите, что вы знаете об осени:
– Зимой бывает снегопад, а осенью…
– Летом бывает жарко, а осенью…
– Весной птицы прилетают из теплых стран, а осенью…
– Осенью листья опадают, а весной…
– Летом деревья зеленые, а осенью…
– Летом мы собираем букет из цветов, а осенью…
11. Итог. Возвращение в детский сад.
(Л): — Молодцы, ребята! Вставайте паровозиком и мы поедем обратно в детский сад.
Тут и там, «Поезд» едет по кругу.
Тут и там Локти согнуты.
На перроне шум и гам. Гудит правой рукой.
Вот гудок в путь зовет, Гудит левой рукой.
Скоро поезд отойдет. «Поезд» останавливается.
(Л): — Вот мы и приехали из леса! Давайте вспомним, что интересного мы видели и делали в нашем путешествии.
|