Арзамасова Татьяна Александровна Трубина Елена Николаевна. Современные подходы к организации коррекционно-развивающей деятельности по сенсорному развитию детей с нарушениями зрения

Современные подходы к организации коррекционно-развивающей деятельности по сенсорному развитию детей с нарушениями зрения

Автор:

  • Арзамасова Татьяна Александровна учитель-дефектолог (тифлопедагог),
  • Трубина Елена Николаевна учитель-дефектолог (тифлопедагог)

МАДОУ «Детский сад № 432 г. Челябинска»

Познавательная деятельность — это активная деятельность дошкольника по приобретению и использованию знаний. Современные требования ФГОС ДО предлагают особую организацию обучения и воспитания дошкольников. Перед педагогами стоит задача так построить образовательный процесс, чтобы у детей повышалась познавательная активность, самостоятельность, инициативность.

 

Скачать конспект

Системно – деятельностный подход к организации познавательной деятельности доказывает важность смещения акцента с педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие с детьми по добыванию, оценке, применению начальных знаний, актуальных для решения значимых для дошкольников познавательных задач.

Овладение сенсорными эталонами составляет фундамент общего умственного развития ребенка. На их основе формируются полноценные представления о внешних признаках предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное развитие предполагает работу мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи (но-минативной функции, фразовой речи и др.), способствует обогащению и расширению словаря.

Большое компенсаторное значение для знакомства детей с сенсорными эталонами и познания ими окружающего мира имеют продуктивные виды деятельности. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Поэтому при организации работы с детьми с ОВЗ необходимо учитывать способы получения информации.

Системно-деятельностный подход, заложенный в основу ФГОС ДО позволяет педагогу использовать разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в коррекционно-образовательному процессе и создавать условия, в которых дети будут выступать активными участниками образовательного процесса, и учиться самостоятельно добывать знания, применяя их на практике. Этот подход отражен в содержании планирования видов деятельности по формированию сенсорных представлений.

Коррекционная работа по формированию представлений о сенсорных эталонах способствует развитию активной исследовательской деятельности детей во всех видах коррекционных занятий, организуемых учителем-дефектологом с детьми с нарушениями зрения (развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка, развитие осязания и мелкой моторики).

Разработанная нами система планирования и организации коррекционно-развивающей деятельности по формированию представлений о сенсорных эталонах рассчитана на детей дошкольного возраста 3-7 лет. В авторской программе раскрыты задачи работы по данной теме с детьми по всем возрастным группам, разработан диагностический инструментарий отслеживания результатов и даны рекомендации по организации деятельности.

В статье

  • использованы эффективные средства, формы и инновационные методы работы по формированию представлений о сенсорных эталонах у детей со зрительной депривацией, организуемых тифлопедагогом с учетом применения системно-деятельностного подхода
  • предложено планирование по нескольким темам обучения в разных возрастных группах
  • даны рекомендации по организации непосредственной образовательной, самостоятельной и совместной деятельности в группе
  • раскрыто содержание предметно-пространственной развивающей среды в группе по предложенным лексическим темам.

Данное пособие будет интересно не только учителям — тифлопедагогам, но и другим педагогам (воспитателям, учителям-логопедам учителям-дефектологам), работающими с детьми с ОВЗ, так как в нем представлены цели, содержание, приемы, методы, средства обучения и формы деятельности по формированию представлений о сенсорных эталонах.

Рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды группы

Младшая группа

Познавательное развитие:

  • выставка плодов овощей и фруктов, поделок из них; предметные картинки; счетный материал огурцы, морковки, яблочки; ковролинограф «Фруктовое дерево»; вкладыши; семена гороха, фасоли, бобов.

Социально-коммуникативное развитие:

  • муляжи овощей и фруктов для игры в магазин, дом; складные кубики; настольные игры «Лото», «Обобщение»; шнуровка «Дерево с фруктами».

Речевое развитие:

  • «Азбука здоровья», В. Сутеев «Яблоко», С. Маршак «Однажды хозяйка с базара пришла», «Загадки с грядки», сказка «Репка».

Художественно-эстетическое развитие:

В уголок музыкально-игрового творчества: настольный театр «Репка», шапочки овощей для хоровода.

Для изобразительной деятельности: раскраски, трафареты, пластилин, печатки.

Физическое развитие:

  • игры, упражнения с семенами (гороха, фасоли, арбуза, косточки абрикосов): переборка, разложи по емкостям; игры-шумелки.

Средняя группа

Познавательное развитие:

  • выставка кукол разных видов: матрешки, неваляшки, пупсы, Барби, в национальных костюмах, персонажи сказок и мультфильмов и т.п.; автовыставка

предметные картинки; игрушки для счета, для определения величины пирамидки, матрешки.

Социально-коммуникативное развитие:

  • разные виды игрушек; игрушки одного вида, изготовленные из разных материалов; разные пирамидки; геометрические мозаики; вкладыши.

Речевое развитие:

  • книжки А. Барто «Игрушки», «Резиновая Зина», Е. Благинина «Андрюшка».

Художественно-эстетическое развитие:

В уголок музыкально-игрового творчества: музыкальные игрушки-инструменты; мягкие игрушки; различные виды театров.

Для изобразительной деятельности: образцы для раскрашивания разных видов игрушек; трафареты; раскраски.

Физическое развитие:

  • мячи из разных материалов; офтальмо-тренажеры «Чебурашка»; «Неваляшка».

Старшая группа

Познавательное развитие:

  • автовыставки транспорта специального назначения, моделей легковых автомобилей, грузового транспорта; лото «Мир вокруг нас»; тематические альбомы о транспорте; наборы геометрических фигур для выкладывания транспорта; наборы «Геометрик» для ковролинографа; наборы дорожных знаков; картинки – ситуации «Подбери знак»; шаблоны светофоров; макет «Улица города»; схема оригами «Кораблик»; энциклопедии.

Социально-коммуникативное развитие:

  • сюжетно — ролевые игры «Автобус», «Корабль»; схемы для выкладывания из мозаики «Транспорт»; разрезные картинки; дидактические игры «Дорожные знаки», «Составь целое», «Говорящие знаки»; аудиозаписи «Звуки, голоса и шумы окружающего мира», «Сирены специального транспорта».

Речевое развитие:

  • книги Г. Снегирев «Я путешествую», Б. Ряховский «За островом, за облаками», В. Маяковский «Про моря и про маяк», Зубков Б. «Одно колесо, 2 колеса, 3 колеса», С. Михалков «Моя улица», Б. Житков «Помощь идет»; наглядное пособие «Дети на улицах города»; загадки о транспорте.

Художественно-эстетическое развитие

Для изобразительной деятельности: трафареты, раскраски, образцы аппликации разного вида транспорта, для вырезания из бумаги по контуру.

В уголок музыкально-игрового творчества: аудиозапись «Звуки и голоса окружающего мира: «Транспорт», песни: «Голубой вагон» В. Шаинского, «Светофор» И. Кириллова, «Веселые путешественники» М. Старокадомского, танец «Паровозик», музыкальная игра «Паровоз — букашка».

Физическое развитие

  • подвесной офтальмотренажер «Воздушный транспорт»; схемы пальчиковых гимнастик; напольный мягкий конструктор.

Подготовительная группа

Познавательное развитие

  • предметные картинки с изображением цветов разных оттенков; алгоритм составления описательных рассказов; заучивания стихотворений (пиктограммы); игра «Занимательные задания»; кубики, выкладывание слов по цветам радуги «Ромашка», «Василек»; рассада цветов; календарь наблюдений; комнатные цветущие растения.

Социально-коммуникативное развитие:

  • дидактические игры «Подбери по цвету», «Найди такой же»; мозаика разных цветов; разрезные картинки.

Речевое развитие:

Книги: Е. Серова «Цветы», М. Пришвин «Золотой луг», В. Катаев «Цветик-семицветик»; энциклопедии «Мир растений».

Художественно-эстетическое развитие

Для изобразительной деятельности: раскраски; ковролины; росписи жостовская и хохломская, гжель; трафареты цветов; пуговицы; пряжа; семена тыквы, арбуза; шишки; клей; образцы выкладывания цветов; схемы «Оригами»; трафареты; раскраски; цветная бумага, ножницы, пластилин.

В уголок музыкально-игрового творчества: песни: «Василек», «Одуванчик», «Ромашка» И. Кириллова.

Физическое развитие:

  • подвесные офтальмотренажеры «Цветы»; схемы пальчиковых гимнастик.

Рекомендации по организации предметно-пространственной среды

кабинета учителя-дефектолога по формированию представлений о сенсорных эталонах

Игровое оборудование:

  • мозаика разных видов, конструкторы, строительные наборы, конструкторы геометрический для ковролинографа «Притворщик-ПЛ», «МАЛЫШ–ГЕО», «Ларчик», из полосок и геометрических фигур, «Капельки», деревянные конструкторы из серии «Томик», пазлы, объемные геометрические фигуры, цветные пособия из комплекта Монтессори, трафареты внутренние и внешние, кубики, разрезные картинки предметных изображений, лабиринты по всем лексическим темам разного размера, наборы геометрических фигур, игра «Сложи квадрат», деревянные «Волшебные дощечки», «Математический планшет», зашумленные, наложенные, теневые, контурные изображения.

Настольно-печатные игры:

  • д и «Цвет и форма», «Подбери по форме», «Кто там, что там», «Сравни и подбери», «Танграм», «Разноцветные гномы», «Цвет, форма, размер», «Предметы и контуры», «Геометрическая мозаика», лото «Формочки», «Контуры», «Часть и целое», вкладыши по темам.

Материал для развития осязания и мелкой моторики:

  • «Волшебный мешочек» с наборами игрового оборудования по темам обучения, «Муфточка», «Волшебная коробочка».
  • пирамидки одноцветные и многоцветные, разной формы: «Радуга», «Геометрик», «Веселые человечки», шнуровка «Умные шнурочки», вкладыши геометрических фигур, мозаика крупная и мелкая, игрушка – динозаврик «Учимся одеваться», магнитная геометрическая мозаика по темам.

Список литературы

  1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. (Пособие для воспитателя детского сада). Под ред. Л.А. Венгера М., «Просвещение», 1973. – 110 с. с ил.
  2. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17. 10. 2013 № 1155.
  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. /Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 256 с.
  4. «Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ". Учебно — методическое пособие. /Сост. Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Челябинск: "Букватор", 2006. — 113 с.
  5. «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса» // Осипенко Н.С., — Справочник старшего воспитателя, 2016, № 1, 19-27 с.
Просмотров: 974
Категория: По направлениям » Для детского сада » Тифлопедагогика




Другие новости по теме:

  • Гужова Оксана Анатольевна. Конспект образовательной деятельности по разделу 'Кубановедение' (ОО - Познавательное развитие, Социально - коммуникативное развитие) по теме 'Кубань моя - мой край родной!'
  • Пилипенко Ольга Владимировна. Описание педагогического опыта: «Художественно – речевое развитие детей с нарушением зрения путём интеграции различных видов деятельности»
  • Егорова Наталия Виталиевна. Конспект образовательной деятельности. Рисование. Интеграция. Познавательное развитие. Младшая группа. На тему: «Осенние листочки»
  • Кирьян Лидия Борисовна. Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности»
  • Щигарцова Ирина Юрьевна. Развитие выразительности речи посредством использования разных видов театрализованной деятельности
  • Кузнецова Галина Геннадьевна. Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения в процессе предметно-практической деятельности.
  • Лихонкина Юлия Анатольевна. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в изобразительной деятельности.
  • Мызина Татьяна Валерьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности. ОО: «Познавательное развитие» по формированию элементарных математических представлений
  • Зеленская Елена Анатольевна. Развитие мелкой моторики с помощью дидактических игр в разных областях образовательной деятельности.
  • Егорова Н. В. Конспект занятия с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной к школе группе «Осень в березовой роще»
  • Федянина Светлана Альбертовна. Тема: «Путешествие в лес». Конспект Образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие» (старшая группа)
  • Юсупова Гульнара Римовна Градская Елена Анатольевна. Содержание работы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Планирование по лепке, аппликации (подготовительная группа)
  • Тараканова Аксана Александровна. Развитие представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Дмитриева Светлана Николаевна. Разработка развивающей предметно-пространственной среды в группе: область «физическое развитие»
  • Грачева Татьяна Михайловна. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ЭЛЕМЕНТАРНО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
  • Глушкова Ольга Ивановна, Романова Венера Насибулловна. «Речевое развитие детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»
  • Василенко Светлана Борисовна. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
  • Козулина Ирина Тагировна. Обобщение опыта на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности с учётом ФГОС»
  • Власова Ирина Викторовна. Опыт работы. «Развитие познавательного интереса дошкольников старшего возраста посредством организации экспериментальной деятельности»
  • Остапкевич Ольга Федоровна. Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности «Познавательное развитие» (ФЕМП) «Три медведя»
  • Григорьева Ольга Сергеевна. Социально-коммуникативное развитие дошкольников средствами проектной деятельности
  • Климчук Ирина Васильевна. Образовательная статья «Влияние совместной ИЗО деятельности на социально-коммуникативное развитие старших дошкольников»
  • Мищенко Инна Васильевна. Конспект совместной музыкально-творческой деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Эмоции и настроения в звуках Осени»
  • Гришина Татьяна Владимировна. Статья «Развитие сенсорных эталонов через дидактические игры»
  • Апаринова Елена Фёдоровна. Методическая разработка Тема: «Социально – коммуникативное развитие дошкольников через театрализованные игры»
  • Захарова Валентина Ивановна. Опыт работы «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности»
  • Петрунина Юлия Алексеевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности
  • Труль Татьяна Анатольевна. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием элементов технологии исследовательской деятельности. Тема: 'Путешествие в сказку'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь