Автор:
- Арзамасова Татьяна Александровна учитель-дефектолог (тифлопедагог),
- Трубина Елена Николаевна учитель-дефектолог (тифлопедагог)
МАДОУ «Детский сад № 432 г. Челябинска»
Познавательная деятельность — это активная деятельность дошкольника по приобретению и использованию знаний. Современные требования ФГОС ДО предлагают особую организацию обучения и воспитания дошкольников. Перед педагогами стоит задача так построить образовательный процесс, чтобы у детей повышалась познавательная активность, самостоятельность, инициативность.
Скачать конспект
Системно – деятельностный подход к организации познавательной деятельности доказывает важность смещения акцента с педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие с детьми по добыванию, оценке, применению начальных знаний, актуальных для решения значимых для дошкольников познавательных задач.
Овладение сенсорными эталонами составляет фундамент общего умственного развития ребенка. На их основе формируются полноценные представления о внешних признаках предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное развитие предполагает работу мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи (но-минативной функции, фразовой речи и др.), способствует обогащению и расширению словаря.
Большое компенсаторное значение для знакомства детей с сенсорными эталонами и познания ими окружающего мира имеют продуктивные виды деятельности. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Поэтому при организации работы с детьми с ОВЗ необходимо учитывать способы получения информации.
Системно-деятельностный подход, заложенный в основу ФГОС ДО позволяет педагогу использовать разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в коррекционно-образовательному процессе и создавать условия, в которых дети будут выступать активными участниками образовательного процесса, и учиться самостоятельно добывать знания, применяя их на практике. Этот подход отражен в содержании планирования видов деятельности по формированию сенсорных представлений.
Коррекционная работа по формированию представлений о сенсорных эталонах способствует развитию активной исследовательской деятельности детей во всех видах коррекционных занятий, организуемых учителем-дефектологом с детьми с нарушениями зрения (развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка, развитие осязания и мелкой моторики).
Разработанная нами система планирования и организации коррекционно-развивающей деятельности по формированию представлений о сенсорных эталонах рассчитана на детей дошкольного возраста 3-7 лет. В авторской программе раскрыты задачи работы по данной теме с детьми по всем возрастным группам, разработан диагностический инструментарий отслеживания результатов и даны рекомендации по организации деятельности.
В статье
- использованы эффективные средства, формы и инновационные методы работы по формированию представлений о сенсорных эталонах у детей со зрительной депривацией, организуемых тифлопедагогом с учетом применения системно-деятельностного подхода
- предложено планирование по нескольким темам обучения в разных возрастных группах
- даны рекомендации по организации непосредственной образовательной, самостоятельной и совместной деятельности в группе
- раскрыто содержание предметно-пространственной развивающей среды в группе по предложенным лексическим темам.
Данное пособие будет интересно не только учителям — тифлопедагогам, но и другим педагогам (воспитателям, учителям-логопедам учителям-дефектологам), работающими с детьми с ОВЗ, так как в нем представлены цели, содержание, приемы, методы, средства обучения и формы деятельности по формированию представлений о сенсорных эталонах.
Рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды группы
Младшая группа
Познавательное развитие:
- выставка плодов овощей и фруктов, поделок из них; предметные картинки; счетный материал огурцы, морковки, яблочки; ковролинограф «Фруктовое дерево»; вкладыши; семена гороха, фасоли, бобов.
Социально-коммуникативное развитие:
- муляжи овощей и фруктов для игры в магазин, дом; складные кубики; настольные игры «Лото», «Обобщение»; шнуровка «Дерево с фруктами».
Речевое развитие:
- «Азбука здоровья», В. Сутеев «Яблоко», С. Маршак «Однажды хозяйка с базара пришла», «Загадки с грядки», сказка «Репка».
Художественно-эстетическое развитие:
В уголок музыкально-игрового творчества: настольный театр «Репка», шапочки овощей для хоровода.
Для изобразительной деятельности: раскраски, трафареты, пластилин, печатки.
Физическое развитие:
- игры, упражнения с семенами (гороха, фасоли, арбуза, косточки абрикосов): переборка, разложи по емкостям; игры-шумелки.
Средняя группа
Познавательное развитие:
- выставка кукол разных видов: матрешки, неваляшки, пупсы, Барби, в национальных костюмах, персонажи сказок и мультфильмов и т.п.; автовыставка
предметные картинки; игрушки для счета, для определения величины пирамидки, матрешки.
Социально-коммуникативное развитие:
- разные виды игрушек; игрушки одного вида, изготовленные из разных материалов; разные пирамидки; геометрические мозаики; вкладыши.
Речевое развитие:
- книжки А. Барто «Игрушки», «Резиновая Зина», Е. Благинина «Андрюшка».
Художественно-эстетическое развитие:
В уголок музыкально-игрового творчества: музыкальные игрушки-инструменты; мягкие игрушки; различные виды театров.
Для изобразительной деятельности: образцы для раскрашивания разных видов игрушек; трафареты; раскраски.
Физическое развитие:
- мячи из разных материалов; офтальмо-тренажеры «Чебурашка»; «Неваляшка».
Старшая группа
Познавательное развитие:
- автовыставки транспорта специального назначения, моделей легковых автомобилей, грузового транспорта; лото «Мир вокруг нас»; тематические альбомы о транспорте; наборы геометрических фигур для выкладывания транспорта; наборы «Геометрик» для ковролинографа; наборы дорожных знаков; картинки – ситуации «Подбери знак»; шаблоны светофоров; макет «Улица города»; схема оригами «Кораблик»; энциклопедии.
Социально-коммуникативное развитие:
- сюжетно — ролевые игры «Автобус», «Корабль»; схемы для выкладывания из мозаики «Транспорт»; разрезные картинки; дидактические игры «Дорожные знаки», «Составь целое», «Говорящие знаки»; аудиозаписи «Звуки, голоса и шумы окружающего мира», «Сирены специального транспорта».
Речевое развитие:
- книги Г. Снегирев «Я путешествую», Б. Ряховский «За островом, за облаками», В. Маяковский «Про моря и про маяк», Зубков Б. «Одно колесо, 2 колеса, 3 колеса», С. Михалков «Моя улица», Б. Житков «Помощь идет»; наглядное пособие «Дети на улицах города»; загадки о транспорте.
Художественно-эстетическое развитие
Для изобразительной деятельности: трафареты, раскраски, образцы аппликации разного вида транспорта, для вырезания из бумаги по контуру.
В уголок музыкально-игрового творчества: аудиозапись «Звуки и голоса окружающего мира: «Транспорт», песни: «Голубой вагон» В. Шаинского, «Светофор» И. Кириллова, «Веселые путешественники» М. Старокадомского, танец «Паровозик», музыкальная игра «Паровоз — букашка».
Физическое развитие
- подвесной офтальмотренажер «Воздушный транспорт»; схемы пальчиковых гимнастик; напольный мягкий конструктор.
Подготовительная группа
Познавательное развитие
- предметные картинки с изображением цветов разных оттенков; алгоритм составления описательных рассказов; заучивания стихотворений (пиктограммы); игра «Занимательные задания»; кубики, выкладывание слов по цветам радуги «Ромашка», «Василек»; рассада цветов; календарь наблюдений; комнатные цветущие растения.
Социально-коммуникативное развитие:
- дидактические игры «Подбери по цвету», «Найди такой же»; мозаика разных цветов; разрезные картинки.
Речевое развитие:
Книги: Е. Серова «Цветы», М. Пришвин «Золотой луг», В. Катаев «Цветик-семицветик»; энциклопедии «Мир растений».
Художественно-эстетическое развитие
Для изобразительной деятельности: раскраски; ковролины; росписи жостовская и хохломская, гжель; трафареты цветов; пуговицы; пряжа; семена тыквы, арбуза; шишки; клей; образцы выкладывания цветов; схемы «Оригами»; трафареты; раскраски; цветная бумага, ножницы, пластилин.
В уголок музыкально-игрового творчества: песни: «Василек», «Одуванчик», «Ромашка» И. Кириллова.
Физическое развитие:
- подвесные офтальмотренажеры «Цветы»; схемы пальчиковых гимнастик.
Рекомендации по организации предметно-пространственной среды
кабинета учителя-дефектолога по формированию представлений о сенсорных эталонах
Игровое оборудование:
- мозаика разных видов, конструкторы, строительные наборы, конструкторы геометрический для ковролинографа «Притворщик-ПЛ», «МАЛЫШ–ГЕО», «Ларчик», из полосок и геометрических фигур, «Капельки», деревянные конструкторы из серии «Томик», пазлы, объемные геометрические фигуры, цветные пособия из комплекта Монтессори, трафареты внутренние и внешние, кубики, разрезные картинки предметных изображений, лабиринты по всем лексическим темам разного размера, наборы геометрических фигур, игра «Сложи квадрат», деревянные «Волшебные дощечки», «Математический планшет», зашумленные, наложенные, теневые, контурные изображения.
Настольно-печатные игры:
- д и «Цвет и форма», «Подбери по форме», «Кто там, что там», «Сравни и подбери», «Танграм», «Разноцветные гномы», «Цвет, форма, размер», «Предметы и контуры», «Геометрическая мозаика», лото «Формочки», «Контуры», «Часть и целое», вкладыши по темам.
Материал для развития осязания и мелкой моторики:
- «Волшебный мешочек» с наборами игрового оборудования по темам обучения, «Муфточка», «Волшебная коробочка».
- пирамидки одноцветные и многоцветные, разной формы: «Радуга», «Геометрик», «Веселые человечки», шнуровка «Умные шнурочки», вкладыши геометрических фигур, мозаика крупная и мелкая, игрушка – динозаврик «Учимся одеваться», магнитная геометрическая мозаика по темам.
Список литературы
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. (Пособие для воспитателя детского сада). Под ред. Л.А. Венгера М., «Просвещение», 1973. – 110 с. с ил.
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17. 10. 2013 № 1155.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. /Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 256 с.
- «Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ". Учебно — методическое пособие. /Сост. Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Челябинск: "Букватор", 2006. — 113 с.
- «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса» // Осипенко Н.С., — Справочник старшего воспитателя, 2016, № 1, 19-27 с.
|