Власова Ирина Викторовна воспитатель МБДОУ №3 г. Пролетарска
Актуальность моего опыта определяется Федеральным Законом об образовании в Российской Федерации, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в области «Познавательное развитие», направленным на решение задач развития у детей познавательных интересов, формирования исследовательской деятельности, воспитания интегративных качеств ребенка – любознательности и активности.
Изучив методическую литературу, я пришла к выводу, что включить ребенка в исследовательскую деятельность и научить его рациональному варианту поиска информации можно с помощью экспериментирования, которое является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых и рассматривается формой организации педагогического процесса
Поэтому мной была поставлена цель: внедрить систему экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, направленную на развитие у детей познавательных интересов
Опираясь на богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования таких известных педагогов, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж –Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, профессора, академика Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддьякова, которые рассматривают экспериментирование в детском возрасте, как ведущий вид деятельности, я внедрила систему экспериментирования О. А. Соломенниковой. Пособия этого автора я использую, как часть учебно-методического комплекта к примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы». Ее система экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой, направлена на развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира.
Моя работа направлена на достижение детьми дошкольного возраста целевых ориентиров:
…на проявление инициативы и самостоятельности;
- на активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- на умение выражать свои мысли и желания в устной форме;
- на овладение знаний о природном и социальном мире;
- на способность принять самостоятельное решение, опираясь на свои знания и умения…
ФГОС ДО Глава IV пункт 4.6
Я выделяю для себя структуру экспериментирования: цель, задачи, совместная и самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с родителями.
Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Их я провожу в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах.
Особенно интересными стали для детей старшей группы интегрированные занятия с включением экспериментальной деятельности: «Водные ресурсы Земли», «Наряд куклы Тани», «В мире металла».
А в подготовительной группе: «Огород на окне», «Знакомство с кожаными изделиями», «Приключения Фунтика».
Познавательный интерес поддерживаю через средства: художественное слово, наглядный, демонстрационный и раздаточный материал, электронные образовательные ресурсы, поисковые и практические действия.
Я собрала:
- картотеку народных примет;
- картотеку экспериментов, опытов, фокусов;
- презентации по темам занятий;
- схемы опытов для самостоятельной деятельности детей;
- коллекцию мультфильмов;
- записи песен о природных явлениях, животных, растениях;
- записи сказок о животных;
- аудиоэнциклопедию «Как устроен человек»;
Опыт или эксперимент подбираю в соответствии с программным содержанием непосредственно образовательной деятельности и возрастными особенностями, выполнение которых приносит реальную пользу участникам исследования.
Продолжительность деятельности определяю так, чтобы работа выполнялась быстро, и не терялся познавательный интерес.
Экспериментальную деятельность классифицирую:
- по характеру объектов;
- по месту проведения;
- по количеству детей:.
- по причине их проведения;
- по характеру включения в педагогический процесс;
- по продолжительности;
- по количеству наблюдений за объектом;
Я участвую в эксперименте так, чтобы быть для детей равноправным партнером.
Подготовку к проведению экспериментов я начинаю с определения текущих дидактических задач, затем мы с детьми выбираем объект. Знакомлю с ним заранее и на практике. Одновременно дети осваивают технику экспериментирования, если та им незнакома.
Предлагаю детям поставить опыт, сообщаю им цель или задачу, которая должна быть решена, даю время на обдумывание и затем привлекаю их к обсуждению методики и хода эксперимента.
Конечный результат не озвучиваю, так как у детей теряется интерес.
Постоянно стимулирую детское любопытство, стараюсь быть готовой к вопросам детей, не сообщаю знания, а помогаю в ответ на вопрос ребенка получить его самостоятельно, поставив небольшой опыт.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов стимулирую развитие речи детей путем постановки вопросов, требующих от детей развернутого ответа.
Результатом моей работы является: опыт самостоятельной деятельности, исследовательская работа, новые знания и умения.
Наряду с опытом и экспериментом я уделяю внимание и наблюдению, как одной из форм экспериментальной деятельности. Отличительной чертой наблюдения является тот факт, что в отдельных случаях оно может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы или за таким явлением, как листопад не связано с экспериментом, потому, что процесс развивается без участия человека.
В своей работе я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры. Мною разработаны авторские игры, например:
- игра «Чей корм?»
- игра «Кто купил больше крупы».
- игра «Какой материал?»
Игры с песком, водой, природным материалом, помогают решить проблемные ситуации: что быстрее впитает воду – почва или песок, каким вещам вода на пользу, а каким нет, верна ли поговорка «Под лежачий камень вода не течет».
Совместная работа с семьями воспитанников является одним из условий успешного обучения, поэтому в группах детского сада я веду работу по взаимодействию с родителями, которое включает в себя: консультации, родительские собрания, беседы, тематические выставки, конкурсы, мастер –классы, анкетирование, развлечения, праздники, акции, экскурсии. Свою работу я дополняю взаимодействием с детской районной библиотекой и предприятиями города, в частности я с детьми посетила муниципальное унитарное предприятие «Чистый город».
Принимая участие в экспериментальной деятельности, дети раскрывают свой творческий потенциал. Они являются участниками, призерами и победителями как на уровне детского сада, так и во всероссийских конкурсах.
Наша воспитанница Горбанева Анастасия единственная в Пролетарском районе получила диплом 3 степени, за участие в конкурсе «Базовые национальные ценности» на федеральном уровне.
Я активно принимаю участие в вебинарах, интернет-конкурсах, публикую свои разработки на сайте ДОУ, личном сайте, общаюсь с коллегами в различных сообществах. Участвую в методических семинарах. Провожу открытые занятия для своих коллег в детском саду. Систематически прохожу курсы повышения квалификации.
Наряду с традиционными методами и приемами, инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников занимают в моей работе значительную часть. В процессе экспериментирования я использую компьютерные и мультимедийные средства обучения, авторские технологии Воскобовича, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.
Инновация данного опыта –комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.
Руководя экспериментальной деятельностью детей, я добилась того, чтобы старшие дошкольники получили первоначальные знания о физических явлениях, технических устройствах и свойствах материалов, а также могли провести несложные, но интересные эксперименты и научились самостоятельно наблюдать, сопоставлять факты, делать выводы.
Я убедилась, что главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с окружающей средой.
В своей педагогической деятельности я стараюсь следовать мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще раз возвратиться».
|