Дети дошкольного возраста по природе своей — пытливые исследователи окружающего мира. Большую роль играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Это дает возможность педагогу:
- формировать у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развивать собственного познавательного опыта;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Собственная активность детей связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает их как собственные.
Большое значение экспериментирование имеет для развития ребёнка и поэтому просто необходима лаборатория, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами и даёт возможность:
- работать с детьми малыми группами (по 6-8 человек) по интересам.
- использовать материалы, которые часто не используются при большом количестве детей.
- не ограничивать ребёнка в деятельности из гигиенических соображений.
Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю, с детьми старшего дошкольного возраста по 25-30 минут. Проводятся эксперименты небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей по 2-3 эксперимента (в зависимости от сложности):
- постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи).
- выдвижение предложений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми.
- проверка гипотез.
- подведение итогов, выводы.
- фиксация результатов.
- вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
- внешние стимулы (новизна, необычность объекта).
- тайна, сюрприз.
- мотив помощи.
- познавательный мотив (почему так?).
- ситуация выбора.
Образовательная деятельность в детской лаборатории начинается с экскурсии, во время которой дети знакомятся с оборудованием, правилами поведения. После проведений экспериментов у детей особенно старшего дошкольного возраста, возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует, как выглядит микроб, отчего бывает ветер, откуда звук в телевизоре и многое другое. Торопиться с ответом не надо, а способствовать тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Дети охотно обращаются за помощью к энциклопедиям, познавательной литературе. Овладение дошкольниками разними способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Лаборатория должна быть оснащена разнообразным оборудованием и материалами для проведений экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста:
- увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы (на 3 минуты), магниты, воронки.
- прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма: пластиковые бутылки, стаканы, ведёрки, воронки.
- природные материалы: камни разного цвета, глина, песок, земля, уголь, ракушки, шишки, скорлупа орехов, листья, веточки и многое другое.
- бросовый материал: пробки, проволока, кусочки кожи, меха, ткани.
- технические материалы: гайки, винтики, болтики, гвоздики.
- разные виды бумаги.
- красители: ягодный сироп, краски акварельные.
- медицинский материал: пипетки, колбы, пробирки, деревянные палочки, вата, марля, резиновая груша.
- прочие материалы: зеркала, шары воздушные, мука, соль, крупы и многое другое.
- игровое оборудование.
Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
Экспериментирование оказывает влияние на:
- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать);
- речевое развитие (обогащение словарного запаса, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими);
- знания детей о неживой природе;
Дети получают правильное представление об окружающем мире. Такие эксперименты помогают детям в процессе наблюдения углубить и закрепить свои знания в неживой природе. Детское экспериментирование надо начинать с дошкольного возраста. В процесс экспериментирования дошкольник, в силу его природы, может войти лишь через эмоциональный заряд детского удивления, загадок. Такая ситуация должна содержать в себе проблему, требующую проверки опытным путем. Ребенка необходимо столкнуть с противоречием, лежащим в ее основе. При этом противоречие должно быть представлено на языке, понятном человеку этого возраста, и заключено в игровую оболочку.
Список литературы:
- Виноградова Н.Ф., Куликова Т. А. «Дети, взрослые и мир вокруг» М. «Просвещение» 1993 г.
- Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» Москва 2013 г.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Детство-пресс 2016 г.
|