Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский.
Заглянем в толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова, эксперимент — это метод исследования некоторого явления в управляемых условия, с активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.
Детское экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. В дошкольном возрасте он является ведущим. Сохранить, поддержать, развить это природное качество ребенка — склонность к экспериментированию — и есть наиважнейшая задача педагогов. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях, у него возникает очень много вопросов, на которые он хочет получить ответы. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Это объясняется тем, что дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
В своей группе экспериментирование я включаю в разные виды деятельности.
Например, в ходе математической деятельности мы с детьми сравниваем, измеряем предметы и различные вещества, дети самостоятельно находят решения поставленной задачи, анализируют, делают выводы, умозаключения, устанавливают взаимосвязи и закономерности, посредством проведения эксперимента.
В продуктивной деятельности дети используют нетрадиционные приемы рисования (пальчиковое, щеткой, целлофаном, ниткой, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), экспериментируют с красками, разными материалами, конструируют поделки из бросового материала.
Во время занятий по развитию речи широко используются опыты с речевым аппаратом, во время артикуляционной гимнастики дети проводят опыты со своим языком, для развития фонематического слуха в игровых упражнениях: «Звук заблудился», «Рифма».
В художественной детской литературе встречаются произведения, которые помогают мне преподносить познавательные ситуации через поиск решений, проверку экспериментом. Например, во время чтения сказки Л. Муур «Крошка Енот или тот, кто сидит в пруду» можно провести эксперимент с собственным отражением в зеркале или на прогулке найти свое отражение, например, в луже. Сборник стихов А. Усачева «Умная собачка Соня» — кладезь идей для опытов и экспериментов: «Впитывает – не впитывает», «Умный язычок» (определение вкуса), «Где можно увидеть радугу?» (мыльные пузыри, домашнее экспериментирование).
В музыкальном образовании процесс экспериментирования со звуковым материалом развивает инициативность, произвольность и креативность личности ребенка, способствует развитию интеллектуальной компетентности. Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику), в звучании музыкальных произведений. Изготовление самодельных музыкальных инструментов, например, маракасов из чехольчиков от киндер-сюрпризов.
Наличие у детей навыков наблюдений за явлениями или объектами на прогулке, создаются благоприятные условия для экспериментирования. Дети много могут найти для своих исследований и экспериментов. Например, осенью во время листопада дети выясняют, как влияет погода на его интенсивность. Почему листья шуршат, а иногда нет. Зимой после ветреного дня на снегу можно обнаружить семена клена, березы и других растений, дети с радостью экспериментируют с летающими семенами, подбрасывают их и наблюдают за особенностью полета и скоростью падения, делают выводы. Проводят опыты с ветром, с воздухом, песком, почвой.
В трудовой деятельности дети изучают условия, необходимые для жизни растений. Дети наблюдают и проводят эксперименты в уголке природы с растениями. Опыты помогают запомнить, из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как растения зависят от тепла, света (во время выращивания рассады, проращивания семян).
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе создан специальный уголок для экспериментирования, в котором есть различные материалы (природный, бросовый и т.п.), приборы (микроскопы, лупы, магниты), пособия и предметы, необходимых для проведения опытов. Есть географические карты, глобус, папки с разнообразным иллюстративным материалом. Наличие разных материалов позволяет ребенку действовать вариативно и преобразовывать ситуацию разным образом. Необходимо поддерживать собственные исследования ребенка, давать ему больше возможностей экспериментировать с разными предметами, материалами, формируя в детях мотив, связанный с внутренним желанием узнать новое.
ВЫВОД
Таким образом, можно отметить, что экспериментирование является эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира. Эта форма работы с детьми имеет огромный развивающий потенциал. В процессе экспериментирования дети определяют проблему и самостоятельно ведут активные поиски ее решения, выдвигают гипотезы и реализуют их на практике, самостоятельно делают выводы. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей, интеллектуальных и волевых качеств.
|