Корней Ирина Алексеевна. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский.

Заглянем в толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова, эксперимент — это метод исследования некоторого явления в управляемых условия, с активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.

Детское экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. В дошкольном возрасте он является ведущим. Сохранить, поддержать, развить это природное качество ребенка — склонность к экспериментированию — и есть наиважнейшая задача педагогов. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях, у него возникает очень много вопросов, на которые он хочет получить ответы. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Это объясняется тем, что дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

 

В своей группе экспериментирование я включаю в разные виды деятельности.

Например, в ходе математической деятельности мы с детьми сравниваем, измеряем предметы и различные вещества, дети самостоятельно находят решения поставленной задачи, анализируют, делают выводы, умозаключения, устанавливают взаимосвязи и закономерности, посредством проведения эксперимента.

В продуктивной деятельности дети используют нетрадиционные приемы рисования (пальчиковое, щеткой, целлофаном, ниткой, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), экспериментируют с красками, разными материалами, конструируют поделки из бросового материала.

Во время занятий по развитию речи широко используются опыты с речевым аппаратом, во время артикуляционной гимнастики дети проводят опыты со своим языком, для развития фонематического слуха в игровых упражнениях: «Звук заблудился», «Рифма».

В художественной детской литературе встречаются произведения, которые помогают мне преподносить познавательные ситуации через поиск решений, проверку экспериментом. Например, во время чтения сказки Л. Муур «Крошка Енот или тот, кто сидит в пруду» можно провести эксперимент с собственным отражением в зеркале или на прогулке найти свое отражение, например, в луже. Сборник стихов А. Усачева «Умная собачка Соня» — кладезь идей для опытов и экспериментов: «Впитывает – не впитывает», «Умный язычок» (определение вкуса), «Где можно увидеть радугу?» (мыльные пузыри, домашнее экспериментирование).

В музыкальном образовании процесс экспериментирования со звуковым материалом развивает инициативность, произвольность и креативность личности ребенка, способствует развитию интеллектуальной компетентности. Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику), в звучании музыкальных произведений. Изготовление самодельных музыкальных инструментов, например, маракасов из чехольчиков от киндер-сюрпризов.

Наличие у детей навыков наблюдений за явлениями или объектами на прогулке, создаются благоприятные условия для экспериментирования. Дети много могут найти для своих исследований и экспериментов. Например, осенью во время листопада дети выясняют, как влияет погода на его интенсивность. Почему листья шуршат, а иногда нет. Зимой после ветреного дня на снегу можно обнаружить семена клена, березы и других растений, дети с радостью экспериментируют с летающими семенами, подбрасывают их и наблюдают за особенностью полета и скоростью падения, делают выводы. Проводят опыты с ветром, с воздухом, песком, почвой.

В трудовой деятельности дети изучают условия, необходимые для жизни растений. Дети наблюдают и проводят эксперименты в уголке природы с растениями. Опыты помогают запомнить, из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как растения зависят от тепла, света (во время выращивания рассады, проращивания семян).

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе создан специальный уголок для экспериментирования, в котором есть различные материалы (природный, бросовый и т.п.), приборы (микроскопы, лупы, магниты), пособия и предметы, необходимых для проведения опытов. Есть географические карты, глобус, папки с разнообразным иллюстративным материалом. Наличие разных материалов позволяет ребенку действовать вариативно и преобразовывать ситуацию разным образом. Необходимо поддерживать собственные исследования ребенка, давать ему больше возможностей экспериментировать с разными предметами, материалами, формируя в детях мотив, связанный с внутренним желанием узнать новое.

ВЫВОД

Таким образом, можно отметить, что экспериментирование является эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира. Эта форма работы с детьми имеет огромный развивающий потенциал. В процессе экспериментирования дети определяют проблему и самостоятельно ведут активные поиски ее решения, выдвигают гипотезы и реализуют их на практике, самостоятельно делают выводы. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей, интеллектуальных и волевых качеств.

Просмотров: 735
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Ягудина Светлана Михайловна. Детское экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира у дошкольников.
  • Гугина Ольга Васильевна. Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира.
  • Чаплинская Ирина Дмитриевна. Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира.
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Ракитянская Галина Ивановна. Статья для педагогов «Дети экспериментируют? Да! Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников».
  • Замалова Эльвира Наилевна. Мастер – класс для педагогов на тему: «Развитие познавательной активности детей через игры – экспериментирование»
  • Миронова Лилия Ридвановна. Детское художественное экспериментирование, как средство развития творческих способностей дошкольников
  • Людмила Судос. Рабочая программа «Развитие познавательной активности у детей 5-6 лет, через детское экспериментирование»
  • Фролова Ольга Юрьевна. Экспериментирование как средство развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Конева Светлана Васильевна. Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира.
  • Зыкова Елена Николаевна. Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей дошкольников
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Бекренева Александра Васильевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ФГОС Тема: «Дети во время Великой Отечественной войны»
  • Аникеева Жанна Борисовна. Мастер класс «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»
  • Сафронова Татьяна Александровна. Детское экспериментирование — уникальный способ познания мира ребёнком дошкольником
  • Татаринова Светлана Ивановна. Мастер класс для воспитателей «Экспериментирование как метод обучения дошкольников»
  • Ишуева Лиля Рустамовна. Презентация 'Детское экспериментирование — как средство интеллектуального развития дошкольника'
  • Почему одни дети часто плачут и плохо привыкают к детскому саду, а другие спокойные и быстро адаптируются
  • Редактор. Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?
  • Турчанинова Наталья Николаевна. Экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста
  • Кошелева Анна Валерьевна. Конспект НОД по познавательной-исследовательской деятельности (младшая группа) «Как дети Дед Морозу помогали»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Скоробогатова Екатерина Олеговна. ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Бутковская Светлана Иосифовна. «ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ. Почему дети врут и как предотвратить обман?!»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Негина Ирина Семеновна. Конструкт образовательной деятельности по познавательному развитию «Дом для зайчика» Возрастная группа: дети 3-4 лет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь