Воспитатель Елена Александровна Мисорина,
МБДОУ «Д/с ОВ № 99»
Россия, Иркутская область, город Братск,
Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне сделать, и я пойму. Восточная пословица
Появляясь на свет, ребенок становится маленьким исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. [1]
В.А. Сухомлинский в свое время писал, «умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».
Из своего опыта работы могу отметить, что именно в период раннего детства, можно и нужно знакомить детей с окружающим миром. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети могут всерьёз научиться «важным» вещам. Однако это не так. Детям свойственно постоянно соприкасаться с окружающим миром. Ярко выраженная любознательность ребёнка является важнейшим показателем его успешного психического развития.
Малыши активно стремятся к новым впечатлениям, очень любят наблюдать за всем, что их окружает. Их привлекают яркие цвета. Например: зелёный цвет — трава, листья, жёлтый цвет — солнце, одуванчики, синий цвет — небо, колокольчики, красный цвет — жучки, и всё другое – разноцветное! Бесконечно разнообразный мир природы побуждает у детей живой интерес, расширяются представления об окружающем.
Дети раннего возраста быстро обнаруживают новое, стремятся сразу же его исследовать. Например: в дидактической игре «Волшебный мешочек» дети, как правило, быстро определяют знакомый предмет на ощупь. А если в мешочек положить что-то новое, незнакомое, — они его тщательно исследуют, прежде чем назвать и сделать свои выводы (например: если это огурец, то он гладкий, овальный, с бугорками, твёрдый, а если это помидор, то он круглый, гладкий).
Малыши с интересом включаются в предложенные игры с водой и песком. В таких играх они учатся выполнять простейшие действия, делать свои умозаключения, а я им в этом помогаю. Например: вода была прозрачная, без цвета, а добавив краски, она стала цветная. Или из влажного песка можно лепить куличики, а из сухого нет, сухой песок сыплется, а мокрый нет.
Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира. Главное, чтобы оно было безопасно для маленького исследователя.
Малыши очень радуются своим открытиям, получают от этого удовольствие, испытывают восторг, делятся своими впечатлениями с взрослыми. Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения с взрослыми. В своей педагогической практике активно использую несложные игры-упражнения с водой и песком. Можно использовать различные покупные игрушки, но при желании, можно сделать самим игрушки-самоделки. С такими игрушками дети играют с большим удовольствием.
Игра-упражнение «Кораблик».
Сделать кораблик можно из цветной бумаги.
Мы сейчас отправим кораблики в путешествие. Подуйте на свой кораблик. Упражнение «Ветерок».
Затем спросить у детей: Почему кораблик не плывёт?
Игра-упражнение «Цветы открывают лепестки»
Сделать цветок с длинными лепестками можно из цветной бумаги. При помощи карандаша закрутить лепестки к середине цветка.
А сейчас каждый из вас возьмёт цветок и опустит его в ёмкость с водой.
Что произошло с цветами? Буквально на ваших глазах лепестки начнут распускаться. Почему?
Игра-упражнение «Поймай рыбку»
Где же взять рыбок? Их можно сделать из киндер-сюрприза.
Мы с вами сейчас поиграем.
Опускаем рыбок в бассейн с водой, а затем вылавливаем их при помощи сачков, можно обсудить величину улова.
Игра-упражнение «Цветные шарики»
Разноцветные шарики, связанные из полиэтиленовых пакетов, предлагаю покатать в ладонях, опустить в воду, они не тонут, они плавают. Почему? Можно ловить из воды руками или сачком.
Детям очень нравится играть с ними.
Игры с песком «Разноцветные бусы»
В ёмкости с сухим песком перемешиваются большие разноцветные бусы (для усложнения можно взять разного размера), вам нужно найти бусинки и выложить их на тарелочки.
Игра-упражнение «Песочные прятки»
Игрушки хотят поиграть с вами в прятки, закройте глаза, а они спрячутся в песке, а когда я скажу «открываются глаза, начинается игра», вы должны найти их в песке (можно раздувать песок, раскапывать пальцами, пользоваться палочками)
Игра-упражнение «Куличики для мишки»
Возьмите формочки насыпьте в них песок и сделайте для мишки куличики. Получились у вас куличики? (нет) А почему? Потому что песок сухой. Давайте польём его, а сейчас попробуйте сделать куличики. Получились? (да) Почему? Потому что песок мокрый.
Упражнение «Необыкновенные следы»
«Идут медвежата» — кулачками и ладонями с силой надавливаем на песок.
«Ползут змейки» — пальцами рук делаем поверхность песка волнистой (в разных направлениях)
«Бегут жучки-паучки» — двигаем всеми пальцами, имитируя движения насекомых.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ударяйте по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
Много всего интересного можно найди в окружающем нас мире, если сами взрослые будут наблюдательными и фантазерами. Тогда вместе с вами придумывать новые эксперименты будут и ваши дети.
«Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал», писал В.А. Сухомлинский.
Список литературы:
1. Савенков А.И. Исследовательское обучение – возможность преодолеть «образовательный предел» //Директор школы. – М. Сентябрь, 2003, №10.
|