Сахарова Екатерина Петровна, преподаватель МБОУ ДО «Козельская школа искусств» г.Козельск.
«Ребенок рождается в мир. В мир звуков, цвета и света. Новорожденного никто не обучает крику, он уже умеет издавать его сам. Младенец может кричать долго, громко, так, что будет слышно на несколько сот метров вокруг.
Куда потом девается это умение? Что же происходит в развитии ребенка? Посмотрите, вот мама бежит на крик своего дитяти. «Тише, тише…» Вот ребенок разыгрался или ударился, снова крик громкий, насыщенный. «Тише, тише..» Сидит в классе на уроке.. «Тише, тише..» И так на протяжении нескольких лет ребенка приучают говорить тише. Но не учат, т.к. не умеют и не знают, сохранять объем речи, свободу, размеренность и ритмичность и т.п. В итоге уже к 3-4 годам ребенок разговаривает с зажатой челюстью, с близкой позицией, имеет ленивый язык либо наоборот говорит, так быстро, что слова сливаются в потоке речи. И только во время пения, казалось бы, ребенок может наконец-то «покричать», но и тут слышит «Тише, тише..».
Дети не слышат примеров правильной речи и пения, они растут во всеобщем дефиците хорошей музыки. Ребенок же изначально является подражателем. Т.е. он будет говорить так, как говорит мама или папа, петь так, как поет любимый певец и т.д. Поэтому очень важно начать как можно раньше обучать ребенка музыке и правильному пению.
Когда начинать? С самых первых дней малыша. Хотя кроха еще не понимает обращенных к нему слов, слышит он уже очень хорошо и способен улавливать тончайшие интонационные и эмоциональные нюансы песни. Пение воздействует на формирование мозговых электромагнитных ритмов, которое продолжается на протяжении всего детства. В традиционных произведениях детского фольклора (колыбельных, потешках, классических детских песенках) присутствует, главным образом, так называемый дельта-ритм, который доминирует и активно формируется в мозгу малыша в первые месяцы и годы жизни. Эффект пения многократно усиливается, если оно сопровождается ритмичными движениями. Собственно, в этом тоже нет ничего нового: во время колыбельных малыша всегда принято было укачивать, пестушки и потешки исполнялись во время массажа, гимнастики, купания. Пойте крохе и современные детские песенки, ваши любимые песни для взрослых, перекладывайте на несложную мелодию любимые стихи.
Как только малыш заговорит или с 1,5-2 лет, можно начинать заниматься пением более профессионально. Лучше в небольшой хоровой группе. Пение будет развивать музыкальный слух, чувство ритма, правильную артикуляцию (когда ребенок поет, он невольно вынужден артикулировать звуки более четко и интенсивно, чем в разговоре). Расширится словарный запас, разовьётся фонематический слух, т. к. при пении сильнее, чем при чтении стихов, слышатся созвучия рифмованных окончаний поэтических строк. Пение стимулирует формирование межполушарных связей – центр музыкального восприятия находится в правом полушарии, а центр восприятия речи – в левом, поэтому при пении активизируются оба полушария; укрепляет дыхательный аппарат, способствует активизации кровообращения – во время пения нагрузка на органы дыхания возрастает в несколько раз, пение – это интенсивная тренировка легких, верхних дыхательных путей.
Уже с 4-5 лет можно приступать к упражнениям для постановки голоса. Часто родители выражают сомнения в том, что у ребенка могут быть способности к академическому пению. Конечно, вокальные данные могут быть слабые, но умение управлять своим голосом, держать правильную позицию во время пения, знание звуковедения и.т. д, всё этом очень важно и в разговорной речи. Занятия вокалом должны быть направлены и на прививание музыкального вкуса посредством слушания музыкальных произведений.
Развитие вокального голоса происходит в течение 5-6 лет. Поэтому важно раннее обучение пению, чтобы к переходному возрасту ребенок полноценно владел своим голосом. Пение высвобождает эмоции (ребенок учится сопереживанию), раскрепощает внутреннюю зажатость (в хоре уходит неуверенность), сглаживает некоторые стороны характера, пение даже лечит депрессии и хроническую усталость. При пении весь организм испытывает физическую нагрузку, улучшается кровообращение, происходит насыщение крови кислородом. И главный аргумент- маленькие дети любят петь.»
|