Презентация "Детское экспериментирование — как средство интеллектуального развития дошкольника"
Автор Ишуева Л.Р
Цель: развитие познавательной активности и исследовательских умений детей дошкольного возраста в ходе экспериментальной деятельности.
Задачи:
- формировать знания детей о свойствах и качествах объектов неживой природы, таких как солнце, почва, вода, воздух, песок, глина, камни, магнит;
- развивать умения и навыки проведения элементарных опытов с предметами неживой природы;
- развивать речь детей, умение логически рассуждать, строить гипотезы, делать выводы;
- развивать наблюдательность;
- воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
- воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Скачать конспект
Классификация экспериментов.
По характеру объектов, используемых в эксперименте:
- опыты с растениями
- опыты с животными
- опыты с объектами неживой природы
- опыты, объектом которых является человек.
По месту проведения опытов:
- в групповой комнате
- на участке
- в лесу, в поле и т.д.
По количеству детей:
- индивидуальные (1-4 ребенка)
- групповые (5-10 детей)
- фронтальные или коллективные (вся группа).
По причине их проведения:
- случайные
- запланированные
- поставленные в ответ на вопрос ребенка.
По характеру мыслительных операций:
- констатирующие (позволяющие увидеть какое-то состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями)
- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта)
обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)
По характеру познавательной деятельности:
- иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты)
- поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат)
- решение экспериментальных задач.
По способу применения в аудитории:
- демонстрационные (в аудитории меняется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт, а дети следят за ходом и результатами)
- фронтальные (в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей).
Условия, необходимые для детского экспериментирования
В младшем дошкольном возрасте — это манипулятивный центр, в котором используются материалы – природные, бросовые (пробки, трубочки для коктейля), неструктурированные (песок, вода, опилки); сенсорные игры и пособия; оборудование (совочки, сито, мельница и др.), емкости для игр с водой, песком, снегом.
В старшем дошкольном возрасте — это центр науки и природы, в котором используются приборы и оборудование – весы, микроскоп, лупы, пипетки, рулетка и др.; различные емкости; материалы – природный, бросовый, технический (болты, гайки); литература – энциклопедии, журналы, иллюстрации; игры.
Последовательность детского экспериментирования.
- Проблемная ситуация.
- Целеполагание.
- Выдвижение гипотез.
- Проверка предположения.
Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
Как я это делаю?
Почему я это делаю именно так, а не иначе?
Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности
Наблюдение и труд.
Развитие речи.
Связь экспериментирования с ИЗО. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.
Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием.
Мероприятия:
- Мы проводили опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями, воздухом, водой, песком, землёй);
- Знакомились с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
- При проведении опытов познакомились с правилами техники безопасности.
Введенные Федеральные Государственные Требования (ФГТ) направлены сегодня на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности. В ходе проведения совместной деятельности по детскому экспериментированию происходит интеграция таких областей как «познание», «коммуникация», «социализация», «безопасность», «здоровье», «художественная литература», «труд».
Итак, можно сделать вывод;
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательское поведение для дошкольника – один из важных источников получения представлений о мире.
внедрение познавательно-исследовательских методов в образовательный процесс детского сада -это один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения
Список литературы
- А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под ред. Л.Н. Прохоровой, 2008г.
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.
- А.И Иванова Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду.
- Л.В. Ковинько Секреты природы – это так интересно.
- Тугушева, Честякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».
- А.И. Шапиро Серия книг: «Секреты знакомых предметов»
- «Природа в занимательных экспериментах»
- «100 занимательных опытов»
|