Программные задачи: продолжать знакомить детей со свойствами неживой природы (воздух, вода, земля). Обратить внимание детей на интересные явления, которые могут с ними происходить. Учить детей умению концентрироваться и анализировать. Развивать поисково-познавательную деятельность, внимание, через простейшие эксперименты. Воспитывать интерес, любопытство к окружающему.
Предшествующая работа: Наблюдение за свойствами воды, воздуха на прогулке. Чтение художественной литературы, опыты.
Материал: емкости с водой (холодной, горячей), металлические крышки (2шт.), свеча, 2 яйца, «змейка» из бумаги, камушки, легкие предметы (кусочки пенопласта, поролона, деревянных щепочек), резиновые перчатки, шприцы (без игл), листы бумаги (по 5 штук на каждого ребенка), пластмассовые стаканы, магниты, салфетки.
Ход занятия: Ребята, скажите, что такое живая природа, как вы это понимаете?
Дети: Живая природа, это то что дышит, питается, растер, размножается. Это все живые существа: люди, птицы, животные, насекомые, растения.
Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадки, а вы их отгадаете.
1 загадка:
Он прозрачен, он невидим, Мы им дышим, но не едим. Он находится везде, В небе, почве, во дворе.
Что же это есть такое? Вы ответить мне готовы? (воздух)
Дети: Это воздух.
2 загадка:
Меня пьют, Меня льют, Всем нужна я Кто такая я? (вода)
Дети: А это вода.
3 загадка:
И топают ее, И режут ее, Она не серчает, Добром отвечает.
Весь мир кормит, А сама не ест. (земля)
Дети: Это земля.
Воспитатель: Дети, можно назвать воду, воздух, землю живой природой?
Дети: Нет, потому что они не питаются, не дышат, не размножаются, не растут.
Воспитатель: Правильно, поэтому их называют неживой природой, но без них не могут все живые существовать. Сегодня мы вами, ребята, увидим, какими свойствами, явлениями обладает вода, воздух, земля. Сейчас мы с ними поиграем. Начнем с воды.
1 эксперимент «Помощница вода».
Воспитатель: Дети, как вы думаете, как достать из банки предметы, не прикасаясь к ним руками.
Дети предлагают разные варианты.
Воспитатель: Нужно вливать в банку воду, пока она не польется через край. Посмотрите, предметы вышли из банки вместе с водой.
Дети делают вывод: Вода заполнила емкость, выталкивает находящиеся там предметы.
2 эксперимент «Откуда берется вода?»
Материал: емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка.
Воспитатель: Давайте накроем банку с водой крышкой. Сначала потрогайте банку (вода холодная), а теперь другую (здесь горячая вода). Дети видят, что крышка, накрывавшая банку с холодной водой сухая, а крышка на банка с горячей водой – мокрая, с капельками воды с внутренней стороны.
Дети делают вывод. Превращение пара в воду происходит при его охлаждении.
3 эксперимент «Состав воды может быть разным»
Материал: 2 яйца, соль, 2 банки с водой.
Воспитатель: дети, посмотрите! В две банки я налила воду. В одну из банок я насыплю немного соли и размешаю её в воде. Теперь в одну банку и другую банки я опущу по одному яйцу. Смотрите, там, где вода без соли, яйцо утонуло, а где вода с солью, яйцо всплыло.
Делаем с детьми вывод. Там, где вода с солью, она становится насыщеннее, тяжелее, поэтому яйцо не утонуло. Значит, состав воды можно изменять.
Воспитатель: А теперь, ребята, мы проведем с вами эксперимент с воздухом.
Какой бывает воздух?
Дети: Холодный, теплый, горячий.
Воспитатель: Правильно ребята! Сейчас мы с вами увидим, какими свойствами обладает теплый воздух.
4 эксперимент «Живая змейка».
Материал: бумажные «змейки», свеча.
Воспитатель зажигает свечу, слегка на нее дует. Пламя немного отклоняется (воздействует поток воздуха).
Воспитатель: Дети, возьмите «змейки» в руки. Посмотрите, они висят на ниточках и не шевелятся. А теперь я буду подносить снизу горящую свечу. Что происходит со «змейками»?
Дети: они вращаются.
Делаем вывод: Внизу воздух от свечи становится теплый. Соприкасаясь с холодным верхним воздухом, «змейки» начинают вращаться. Это происходит от того, что воздух начинает двигаться (образуется ветер).
5 эксперимент «Упрямый воздух».
Материал: шприцы (без игл), ёмкость с подкрашенной водой.
Дети рассматривают шприц, его устройство, отжимают его вверх, вниз без воды. Пробуют отжать поршень, когда пальцем закрыто отверстие. Воспитатель предлагает детям набрать воду в шприц. Объясняет детям результат опыта.
Делаем с детьми вывод. Воздух при сжатии занимает меньше места, он обладает силой, которая может двигать предметы (в данном случае набираем в поршень воду).
6 эксперимент «Сухой из воды».
Материал: ёмкость с водой, стаканы с прикрепленной на дне салфеткой.
Воспитатель показывает детям, как можно опустить стакан воду и не намочить салфетку. Переворачивает стакан с салфеткой вверх дном и осторожно погружает в воду, затем поднимает его и переворачиваю. Дети убеждаются, что салфетка сухая. Затем они самостоятельно делают этот эксперимент.
Делаем с детьми вывод. Воздух занимает в стакане место. Поэтому вода не проникает в середину стакана, и салфетка остается сухой.
7 эксперимент «Воздух можно получить из жидкости».
Материал: два шарика, две пластмассовые бутылки (одна с водой, другая с уксусом).
Воспитатель: Ребята, чтобы надуть шарик, что нужно сделать?
Дети: надуть его.
Воспитатель: Я сейчас вам покажу, как шарик может надуться сам.
Воспитатель надевает шарики на бутылки. Перед этим в каждый шарик насыпаю немного соды, затем шарики поднимаю вверх. Сода, высыпанная в воду, растворяется в воде, но шарик не надувается. А сода, насыпанная в бутылочку с уксусом, дает реакцию. В бутылочке образуется воздух, который надувает шарик.
Делаем с детьми вывод. Воздух можно получить путем смешивания двух веществ.
Воспитатель. Дети, воздух имеет давление. Давайте попробуем обнаружить его с помощью бумаги. Возьмите в руки два листа бумаги, один положите на ладонь, а другой вертикально. И одновременно их выпустите из рук. Какой быстрее упал на пол?
Дети: Тот лист, который был в руках вертикально.
Дети делают вывод: Вокруг нас воздух, и он давит на все предметы (это атмосферное давление).
Воспитатель: Дети, мы живем с вами на земле, на которой есть и песок, и глина. Давайте посмотрим, есть ли в песке и земле воздух.
8 эксперимент.
Дети бросают в стакан с водой кусочек земли и наблюдают, как появляются из нее пузырьки воздуха, которые выходят на поверхность воды. А когда дети насыпали в стакан с водой песок, воздуха не было.
Дети делают вывод. В земле точно есть воздух, поэтому в ней могут жить насекомые, животные и другие живые существа.
Воспитатель: Дети, какая земля?
Дети: Земля круглая.
Воспитатель: А почему мы не падаем, свободно ходим по круглой земле?
Дети дают разные ответы.
Воспитатель: Земля, как магнит, притягивает всё к себе. Давайте посмотрим, как это получается.
9 эксперимент «Эксперимент с магнитом».
Воспитатель: Дети, что вы сегодня узнали о воде, воздухе и земле?
Дети: Мы узнали, что воздух прозрачный, без запаха, может быть теплым, холодным, горячим, может сжиматься, двигаться, давить на предметы. Без воздуха не могут жить растения, живые существа. Вода может быть холодной. Её можно нагревать, она может превращаться в пар, а пар снова в воду. Вода может двигать предметы, она может окрашиваться в другой цвет, быть тяжелой, если ее соединять с другим веществом (например, с солью). Земля тоже имеет в себе воздух, может сохранять влагу (воду) и без воды тоже не может быть жизни.
Воспитатель: Правильно ребята. И хотя это неживая природа, ее надо беречь: не загрязнять водоёмы, не разливать её зря. А чтобы был чистый воздух, нельзя отравлять его дымом, вредными газами (например, выхлопами от машин), не сжигать листья, пластмассовые бутылки. За землефй тоже нужно ухаживать, уничтожать сорняки, рыхлить ее, не захламлять мусором.
|