Конспект занятия по ознакомлению детей с неживой природой в старшей группе "Воздух, как его обнаружить?"
Авторы:
- Скворцова Надежда Никоноровна — воспитатель высшей категории
- Искимжи Екатерина Петровна — воспитатель высшей категории
Адрес: город Москва, ГБОУ №1034 здание по адресу улица Братеевская дом 10 корпус 2
Цель: Показать, что воздух есть вокруг нас, способы его обнаружения. Показать, что воздух есть не только в комнате, но и в воде, в губке, в земле, — всюду. Учить рассуждать и думать. Развивать логическое мышление и интерес к познавательно- исследовательской деятельности.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
- Знакомить с техникой проведения опытов с воздухом.
- Развивать коммуникативные умения.
- Способствовать развитию самостоятельности и активности в процессе опытов, развивать умение работать самостоятельно.
Предварительная работа: проведение элементарных опытов и экспериментов.
Оборудование:
У воспитателя: аквариум с водой, стеклянная банка, стакан, полиэтиленовый пакет, бумажная салфетка, стеклянная воронка с надетым на узкую часть резиновым мешочком, кубики, надувной шарик.
У каждого ребенка: тазик с водой, банка, полиэтиленовые мешочки, кубики и шарики, стаканы с водой, соломка для коктейля, кусочек губки и кирпича, горсть земли.
Ход занятия:
Воспитатель показывает чистую банку и спрашивает: «Есть ли что- то в ней?» Дети отвечают, что банка пустая, в ней ничего нет. Воспитатель говорит, что это не так: в банке что-то есть, просто это «что-то» они не смогли увидеть.
Воспитатель предлагает заполнить полиэтиленовые мешочки кубиками, и сам заполняет мешочки кубиками. Обращает внимание на то, каким стал мешочек: если в мешочке что-то есть, он всегда выпуклый. Предлагает добавить кубики в мешочки — мешочек по мере наполнения становится все более выпуклым. Затем дети наполняют мешочки шариками.
Воспитатель совместно с детьми делает вывод: выпуклость мешочка зависит от количества, содержащего в нем вещества.
Детям предлагается взять полиэтиленовые мешочки, внимательно рассмотреть их и ответить, есть ли что- то в них. Затем предлагается скрутить мешочки со стороны отверстия. По мере скручивания они вздуваются, дети видят, что мешочки становятся выпуклыми. Но ведь выпуклым мешочек может быть тогда, когда в нем что- то есть, следовательно, что- то раздуло мешочек. Путем рассуждения детей подводят к тому, что в нем есть воздух. Воспитатель просит подумать о том, был ли воздух в мешочке до скручивания. Используя наводящие вопросы, подводит детей к выводу, что воздух есть и в закрученном мешочке, и в стакане, и в банке.
Далее воспитатель говорит, что воздух, хотя и не видим, все-таки его можно обнаружить и кое- что о нем узнать.
Воспитатель берет стакан с прикрепленным на дно кусочком пластилина, кладет в него салфетку и прижимает ее ко дну. Перевернув стакан вверх дном, воспитатель опускает его рукой в аквариум так, чтобы он полностью был погружен. Держа стакан в воде, просит детей проделать то же: прижать салфетку ко дну стакана и опустить стакан в воду. Спрашивает: «Есть вода в стакане?» Дети отвечают, что вода вошла в стакан. «Но замочила ли она салфетку?» — воспитатель просит детей вынуть стакан из воды и потрогать салфетку. Если салфетка сухая, значит, воды в стакан вошло мало. Путем наводящих вопросов детей подводят к выводу, что воде не дал войти в стакан воздух, который был там.
В порядке контрольного эксперимента воспитатель проделывает следующее: опускает воронку с надетым на ее узкую часть надувным резиновым шариком раструбом в воду. По мере опускания воронки шарик раздувается. Спрашивает: «Почему раздулся шарик?» Дети должны осознать и ответить, что воздух вышел из воронки в шарик, поэтому шарик раздулся.
Дальше воспитатель включает магнитофон с записью «Шум ветра». Дети изображают, что от такого ветра невозможно устоять, ветер сбивает с ног. Воспитатель просит детей помахать рукой у лица и рассказать, какое при этом возникает ощущение. «А если подуть на руку, что при этом чувствуется?» Объясняет, что все эти ощущения вызваны движением воздуха у лица, у руки. Подводит детей к выводу, что воздух можно по-разному ощущать, хотя он, и не виден.
Затем детям предлагается взять соломку и стакан с водой. Один конец соломки воспитатель просит опустить в стакан, другой конец взять в рот и осторожно подуть. В воде образуются пузырьки воздуха. Объясняет, что дети выдыхают воздух, и он в воде заметен в виде пузырьков. Следовательно, если в воде образуются пузырьки, то это значит, что в ней появился воздух. Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть в тазик с водой: они увидят у стенок пузырьки воздуха. Утверждает: «Это значит, что в воде есть воздух».
Воспитатель предлагает детям взять и внимательно рассмотреть губку. Акцентирует внимание на том, что в губке есть отверстия- «дырочки». Спрашивает: «Что в этих «дырочках»?» — и большинство детей отвечают правильно: «Воздух!». Спрашивает: «Что случится, если губку погрузить в воду?» Дети отвечают, что воздух из «дырочек» начнет выходить, в воде появятся пузырьки. Производится проверка: губку погружаем в воду, при этом выделяются пузырьки воздуха.
Воспитатель предлагает бросить в воду кусочек кирпича и сделать вывод: есть ли в кирпиче воздух. По наличию пузырьков в воде делается вывод о том, что в кирпиче есть воздух.
Точно так же определяется наличие воздуха в комках земли.
Делается вывод: воздух есть в комнате, в банке, в стакане, в воде, в земле, в кирпиче, в полиэтиленовом мешочке, в резиновом шарике. Воздух всюду окружает нас.
Воспитатель загадывает загадку:
Он есть всюду,
Но никто его не видит.
(воздух)
Воспитатель берет сильно надутый воздушный шар, прокалывает его, воздух с шумом выходит. Спрашивает детей: «Что происходит?» «Такой шум происходит потому, что в шарике большое количество воздуха. Об этом мы поговорим на следующем занятии».
|