Составитель: Филипова Елена Владимировна, воспитатель первой категории МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 49 г. Екатеринбурга.
Форма НОД: Познавательно-исследовательская.
Форма организации: подгрупповая.
Задачи:
Воспитательная:
- Становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий.
Обучающая:
- Формировать первичные представления о себе и об окружающем мире;
- Помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Развивающая:
- Развивать познавательную активность в процессе исследовательской деятельности;
- Развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию;
- Развивать мышление, наблюдательность.
- Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
- Развивать умение слушать взрослого.
Учебно-методический комплект:
- О.В. Дыбина, Н.П. Рахманов В.В. Щетинина неизведанное рядом.: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. -М.: ТЦ «Сфера» 2001;. «Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998; Толстикова * О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.; От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-синтез, 2014г..
Средства:
- Наглядные: карточки с алгоритмом опытов, с качественными характеристиками воздуха.
- Литературные: Загадка «Он нам нужен, чтоб дышать»
Оборудование:
- надутый и сдутый воздушные шарики; прозрачные пластмассовые стаканчики с водой; трубочки для коктейля; целлофановые пакеты; бумажные полотенца; карточки с алгоритмом опытов, с качественными характеристиками воздуха;
Словарная работа:
- прозрачный, бесцветный, невидимый.
Ход НОД:
Этап мотивации
-Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас! Что это? (Это воздух)
1. Подготовительный этап
Целепологание
-Посмотрите, что у меня есть? (Сдутый воздушный шар).
-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы шарик стал красивый и большой? (Шарик надо надуть)
- Подумайте и скажите, что внутри надутого воздушного шарика? (Внутри шарика воздух)
- В каких предметах есть воздух? (В круге для плавания, в мячике и т.п.)
-В помещении есть воздух? (Ответы детей)
-Воздух есть везде – и в комнате, и на улице, его не видно. Какой воздух? (Ответы детей)
- Правильно! Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
- Я вам сегодня предлагаю стать учёными-исследователями. Мы займемся опытами по исследованию воздуха.
-Раз, два, три, учеными стали мы! (Дети оборачиваются вокруг себя)
-Пройдёмте в нашу лабораторию. (Дети надевают шапочки, халаты)
Этап формирования цели эксперимента
Выдвижение гипотизы
-Как вы думаете, есть ли у человека в лёгких воздух? (Ответы детей)
-Как можно это проверить? (Ответы детей)
Этап планирования экспериментальной деятельности
Планирование деятельности для проверки гипотезы
-Как с помощью стакана с водой, трубочки для коктейля можно проверить: есть ли воздух в лёгких человека?
Этап коррекции проблемы
-Составим план опыта с помощью картинок.
Практический этап
Осуществление эксперимента.
Наблюдение за преобразованием объекта
(Дети берут трубочки)
-Посмотрите внимательно в стакан с водой. Есть что-нибудь в воде? (В воде ничего нет)
-Опустите трубочку в воду. Осторожно подуйте в трубочку. Что появилось в воде? (В воде появились пузыри)
Заключительный этап
Фиксация преобразования объекта.
Выводы
-Подумайте и скажите, чем наполнены эти пузырьки? (Пузырьки наполнены воздухом)
-В этих пузырях содержится воздух, который вы выдохнули.
Что доказывает наш опыт? (Опыт доказывает, что в лёгких человека есть воздух)
-Как вы думаете, в лёгких животного есть воздух? (В лёгких животного есть воздух) (Прикрепляют карточку)
2. Подготовительный этап
Целепологание
-Можем ли мы «поймать» воздух?
Этап формирования цели эксперимента
Выдвижение гипотезы
-Как можно «поймать» воздух?
Этап планирования экспериментальной деятельности
Планирование деятельности для проверки гипотезы
-Как с помощью целлофанового пакет можно «поймать» воздух? (Ответы детей)
Этап коррекции проблемы.
-Составим план опыта с помощью карточек. (Дети повторяют алгоритм опыта)
Практический этап
Осуществление эксперимента.
Наблюдение за преобразованием объекта
(Д. берут полиэтиленовый пакет)
-Есть что-нибудь в пакете?
(Д. трогают, сжимают пакет и убеждаются, что в нём ничего нет, он пуст.)
(Дети «ловят» пакетом воздух, закручивают его и трогают, пакет не сжимается как раньше.)
-Каким был пакет, каким стал?
Заключительный этап
Фиксация преобразования объекта.
Выводы
-Чем наполнился пакет? Что мешает его сжать? (В пакете воздух. Прикрепляют карточку)
-Опыт показал, что воздух есть в предметах.
- В каких ещё предметах есть воздух? (Шарик, плавательный матрац) (Прикрепляют карточку с шариком)
Самоанализ.
Результативность.
-Нам пора возвращаться в игровую комнату. (Дети снимают шапочки и халаты.)
-Раз, два, три вот и стали вновь детьми. (Дети оборачиваются вокруг себя)
- Кем вы сегодня были? (Мы были учёными-исследователями)
- Что мы сегодня изучали? (Мы изучали воздух)
-Какие опыты мы проводили? (Опыты с трубочкой, с пакетом)
-Что мы узнали из этих опытов? (Ответы детей)
- Правильно: вы выявили:
что воздух нас окружает;
что воздух есть в лёгких человека;
что воздух есть внутри предметов;
- Кто узнал что-то новое для себя?
-Что нового вы узнали?
-Что вам запомнилось больше всего?
- Что было самым простым, что вызвало трудности?
Открытость.
Вы можете дома для родных и друзей показать опыты на выявление свойств воздуха, продемонстрировать свои знания о свойствах воздуха.
Молодцы! Вы были внимательными, наблюдательными, дружными.
Спасибо всем за общение и работу.
|