Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №122 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга
Составитель: Битютская Н.А. Воспитатель ГБДОУ №122 Невского района СПб Санкт-Петербург 2017г
Цель: Расширить представление детей о воздухе, его свойствах и обнаружении.
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
- Обнаружение воздуха в окружающем пространстве и выявить его свойства – невидимости: прозрачность, не имеет запаха, не имеет определенной формы;
- Чистый воздух необходим всем живым организмам, поэтому его необходимо оберегать от загрязнения;
- Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- Развивать формы мышления: умение сравнивать, анализировать, обобщать.
Скачать конспект
Речевое развитие:
Стимулирование мыслительной и речевой активности.
Социально-коммуникативное развитие:
- Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, умение работать в группе;
- Воспитывать бережное отношение к воздуху. Чистый воздух необходим всем живым организмам, поэтому его необходимо оберегать от загрязнения.
Художественно-эстетическое развитие:
Развитие способности видеть красоту в простых вещах.
Физическое развитие:
Развитие двигательной активности.
Активизация словаря:
- Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами;
- Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.
- Словарная работа: прозрачный, невидимый, опыты, эксперименты, лаборатория, пузыри.
Предварительная работа:
- Беседы о воздухе, его роли в жизни человека.
- Рассматривание картинок «Воздух повсюду»
- Загадывание загадок.
Материалы и оборудование:
Весы подвесные; 2 одинаковых воздушных шара; стакан с водой, трубочки для коктейля, пустые прозрачные бутылочки, тазики с водой, целлофановые пакеты, острые палочки, веера по количеству детей; мыльные пузыри на пол подгруппы; карточки – обозначения свойства воздуха; игрушка лягушонок; воздушные шары в связке.
Методы и приемы:
Игровой, наглядный, проблемная ситуация, художественное слово.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычная беседа.
Помните, мы с вами говорили о живой и не живой природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе?
А что относится к не живой природе?
А сейчас внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но не видим он для нас.
(Воздух)
Ребята, что вы знаете и можете сказать о воздухе?
Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух – везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас.
(Из-за дверей доносятся звуки)
Лягушонок: Ой, помогите, спасите, лечу!
Воспитатель: Кто это там кричит (открывает двери?
(В комнату на воздушных шариках залетает лягушонок).
Здравствуй лягушонок! Как ты к нам попал?
Лягушонок: Здравствуйте ребята! Я гулял с шарами, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад.
Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться?
Воспитатель: Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе.
Лягушонок: О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышал, но никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?
Воспитатель: Погоди лягушонок. Я тоже никогда с ним не встречалась, но знаю, что он вокруг нас.
Лягушонок: Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?
Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем лягушонку, что воздух действительно есть.
Я приглашаю всех в мини-лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты как настоящие ученые (дети переходят за столы).
Опыт №1 «Как поймать воздух».
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
Лягушонок: Я уверен, что там ничего нет!
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
(Воспитатель подносит пакет к лягушонку).
Лягушонок: Я его не вижу, но чувствую.
Воспитатель: Молодец лягушонок! Ты сам сделал правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Давайте поставим на мольберт карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».
Опыт №2 (с пустой бутылкой)
Воспитатель: Ребята, перед вами стоят пустые прозрачные бутылочки. Как вы думаете, есть в них воздух?
Лягушонок: Это же всем понятно, что в бутылочках ничего нет.
Воспитатель: Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкость с водой и бутылочки. Пустую бутылочку опустите в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит?
Правильно, это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
Лягушонок: Ребята, я тоже вспомнил, как можно увидеть воздух! Я сидел в пруду и пускал через соломинку пузыри в воду. Было так весело.
Воспитатель: Молодец лягушонок! Ты мне подсказал еще один интересный опыт с воздухом.
Опыт № 3 «Воздух легче воды»
Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берется?
Лягушонок: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Воспитатель: Потому, что воздух легче воды.
Давайте поставим на мольберт еще одну карточку — обозначение свойства воздуха «Воздух легче воды».
Ребята, лягушонок! У меня для вас есть небольшой сюрприз.
(Воспитатель достает мыльные пузыри).
Что это? Как вы думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Сначала одни дети будут их надувать, другие ловить, а потом наоборот.
Физкультминутка «Мыльные пузыри».
А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия!
Как вы думаете, воздух имеет вес?
Лягушонок: Конечно, нет!
Воспитатель: Хотите проверить?
Опыт №4 «Имеет ли воздух вес?»
(Воспитатель берет в руки воздушный шар.)
Что у меня в руках? Почему он так называется?
Нам понадобятся весы и два одинаковых воздушных шара.
Эти весы можно сделать самим из веревочки и палочки (показывает весы).
С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены.
Я возьму острую палочку и проткну один из шаров.
Что произошло? Какой можно сделать вывод?
Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.
Ставим на мольберт новую карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух имеет вес».
Лягушонок: А мне интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята?
Воспитатель: Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет?
Ставим следующую карточку «Воздух не имеет запаха»
Лягушонок: Тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами
Воспитатель: Погоди, не спеши. Я попробую тебе объяснить. Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов.
Лягушонок: Он еще и двигаться умеет?
Воспитатель: Скажи лягушонок, как ты сегодня оказался у нас в гостях?
Лягушонок: Меня ветер принес.
Воспитатель: Ребята, что такое ветер? Какой бывает ветер?
Ветер – это и есть движение воздуха. Мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).
А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как?
Опыт №5 «Движение воздуха»
Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали?
А если бы мы сейчас открыли окно, что бы почувствовали? Молодцы!
Итак, делаем вывод, что воздух — движется и ставим новую карточку-обозначение свойства воздуха.
Ребята, а нам с вами нужен воздух? Зачем? А давайте проверим.
Закройте плотно рот и зажмите нос двумя пальцами. Легко дышать без воздуха?
Ребята, скажите, а каким бывает воздух? А что такое воздух?
А как вы думаете ребята, кому еще нужен воздух?
А что мы должны делать, чтобы воздух был всегда чистым?
Лягушонок: Значит, если бы не было растений, мы не могли бы дышать?
Воспитатель: Правильно лягушонок!
Дети, какой можно сделать вывод?
Нужно сажать больше растений и не загрязнять воздух выхлопными газами. Нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Где спрятался воздух»
Итог:
Давайте вспомним по карточкам-обозначениям все, о чем мы говорили:
- Воздух не имеет цвета.
- Воздух легче воды.
- Воздух не имеет запаха.
- Воздух имеет вес.
- Воздух движется.
- Мы дышим воздухом. Он часть природы. Воздух есть внутри нас, внутри пустых предметов.
Воспитатель: Ребята для чего мы проводили опыты и эксперименты?
Лягушонок: Спасибо вам ребята… Теперь я самый умный лягушонок на свете!
Воспитатель: Приходи к нам обязательно еще.
|