Воспитатель: Гасанова Л.Ш.
Программное содержание.
- Уточнить и расширить знания детей о воздухе, дать знания детям о том, что воздух – главное условие жизни всех живых существ на земле.
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Познакомить детей со способами обнаружения воздуха.
- Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
- Закрепить правила безопасности при экспериментировании.
- Активизировать речь и обогащать словарь.
- Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность, желание беречь её.
Предварительная работа: беседы и загадки о воздухе, воде, ветре; наблюдения, слушание А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю.Ефремова, «Ветер» М.Исаковского.
Словарная работа: лаборатория, учёные, невидимый, прозрачный, бесцветный, бриз, шторм, ураган.
Материал на каждого ребёнка: камень, стакан с водой, коктельная трубочка, пакет, киндеры с разными запахами (духи, лимон, лук, апельсин, чеснок), воздушный шарик, духовые музыкальные инструменты.
Демонстрационный материал: стакан с водой, трубочка, ёмкость с водой, кораблик, карточки с символами, пустой стакан.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Дети заходят в группу становятся полукругом.
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся. (Дети здороваются).
- Сегодня, я шла в детский сад. Подхожу к забору и вижу: калитка то открывается, то закрывается... Подхожу поближе: никого нет. А калитка всё равно — то откроется, то закроется. Кто же её открывал? (ветер)
- А что такое ветер? (Движение воздуха)
- А в помещении детского сада есть воздух? (Да).
- Скажите, что такое воздух? (Воздух это то, чем мы дышим).
- А где есть воздух? (Везде)
- Можно ли жить без воздуха? (ответы детей)
- Почему? (ответы детей). Давайте проверим. — Вдохните побольше воздуха и задержите дыхание, попробуйте не дышать. Достаточно. Какое у вас было желание? (ответы детей). Значит, для чего нужен воздух? (Чтобы дышать). Страшно даже подумать, что было бы, если воздух исчез. Без воздуха мы просто погибнем. Значит, воздух есть везде и жизнь без него не возможна.
- Чтобы как можно больше узнать о свойствах воздуха, давайте превратимся в учёных. Но, сначала послушайте и запомните правила безопасного поведения при экспериментировании:
- Не толкай соседа во время работы.
- Сначала посмотри (послушай), потом повтори.
- Выполнил работу, положи всё на место.
- Будь осторожен!
Вокруг себя повернись и в исследователей превратись. Давайте отправимся в лабораторию. Подойдите к столу.
ОПЫТ №1.
- Возьмите в руку камень, сожмите его. Какой он на ощупь? (ответы детей — твёрдый). Камень — это твёрдый. А можно взять воздух в руки и сжать его? (Ответы детей)
- Значит можно сделать вывод: ВОЗДУХ НЕ ТВЕРДЫЙ
- Посмотрите на стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она? (ответы детей). Что умеет делать вода? (ответы детей). Так что же такое вода? (ответы детей). Да, вода это жидкость. А воздух, может течь, переливаться? (ответы детей. Нет).
- Значит можно сделать вывод: ВОЗДУХ НЕ ЖИДКОСТЬ.
- Можно ли попробовать воздух на вкус? (ответы детей). Лизните его. Какое свойство воздуха мы откроем? ВОЗДУХ НЕ ИМЕЕТ ВКУСА.
- А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали? (ничего) Пахнет ли чем-нибудь воздух?
Делаем вывод: ВОЗДУХ ЗАПАХА НЕ ИМЕЕТ.
-Предлагаю вам провести эксперимент. В киндерах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.
Дети: у меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.
- Чем может пахнуть воздух? (Свежестью после дождя, едой, которая готовится на кухне, дымом, если горит костёр, духами и т.д.)
Вывод: АБСОЛЮТНО ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ ЗАПАХА НЕ ИМЕЕТ, ЗАПАХ ЕМУ ПРИДАЮТ ОКРУЖАЮЩИЕ ЕГО ВЕЩЕСТВА.
- Итак, что же запомнили наши ученые: что воздух не твёрдый. Воздух не течёт и не льётся. Значит он не жидкость.
А для чего нам нужен воздух? ДЫШАТЬ.
Воздух невидимый, прозрачный, бесцветный и не имеет запаха.
ОПЫТ №2.
Дыхательная гимнастика. На 1- Вдохните воздух носом, на 2,3, 4- выдохните через рот, губы вытяните трубочкой (2р.)
- Когда вы вдыхаете, вы видите, сколько вы вдохнули воздуха, а сколько выдохнули? А почему не увидели? А хотите увидеть? (да)
- Для этого подвиньте стакан с водой, опустите конец коктельной трубочки в воду. Вдохните через нос, а выдохните через трубочку, вставленную в стакан с водой, только осторожно. Что появилось в стакане? (Пузырьки воздуха). Как они там появились? ВЫВОД: Пузырьки в воде, что это такое????
- Как ещё мы можем обнаружить воздух? Продолжим наши опыты.
ОПЫТ №3.
Возьмём полиэтиленовый пакет и начнём скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей). Делаем вывод. Что в пакете? Какого цвета воздух? Что надо сделать, чтобы поймать воздух?
ЧТОБЫ УВИДЕТЬ ВОЗДУХ, ЕГО НАДО ПОЙМАТЬ И ПОМЕСТИТЬ В ОБОЛОЧКУ.
Предлагаю вам немного размяться:
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Осторожно ветер за калитку вышел, (Руки вверх, махи руками вправо- влево) Постучал в окошко, пробежал по крыше. (Постучать пальчиками по ладошке и перебирать пальчиками по рукам) Покачал тихонько ветками черёмух (Руки вверх покачать вправо- влево) Пожурил за что-то воробьёв знакомых, (Погрозить пальцем). И, расправив гордо молодые крылья, полетел куда-то вперемешку с пылью (расправить руки, полетать).
Сесть на свои места.
Можно ли воздух услышать? (Фонограмма)
ОПЫТ № 5.
Давайте надуем шарики, где сейчас воздух? (В шаре). Чтобы услышать воздух, спустите шарик. Что происходит? (Воздух выходит из шара и слышно шипение воздуха).
Возьмите музыкальные инструменты, подуйте в них. Что мы слышим? (Звук). Вывод: ЗВУК ВОЗНИКАЕТ, КОГДА ВОЗДУХ ДРОЖИТ (КОЛЕБЛЕТСЯ), И ТОГДА МЫ МОЖЕМ ЕГО УСЛЫШАТЬ.
ОПЫТ № 6.
ЗАПУСКАНИЕ КОРАБЛИКОВ.
Посмотрите, что у меня в руке? (Лодочка) Чтобы лодочка поплыла, что нам нужно сделать? (опустить в воду и подуть). Подуйте. Что происходит с лодочкой? (Мы подули, воздух стал перемещаться, и лодочка поплыла). Правильно, ветер это движение воздуха. А что ещё благодаря воздуху может плыть? (облака). Посмотрите на воду (Волны) Если на море лёгкий ветер – это бриз, если ветер сильнее это шторм, а если очень сильный – ураган.
- Вот сколько интересного вы узнали о воздухе. Так Что же такое ВОЗДУХ? (Закрепляем по схеме).
Дети: У Воздуха нет цвета, вкуса, запаха.
- Воздух можно услышать.
- Воздух прозрачный, поэтому мы его не можем увидеть.
- Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.
- Ветер это движение воздуха.
- Способ обнаружения воздуха — "поймать" его в оболочку.
- Воздух может двигать предметы.
-Предлагаю вам дома рассказать про нового знакомого невидимку и поиграть с воздухом: надувать шарики, пускать кораблики и самолётики в небо.
|