Подготовили воспитатели: Иващенко Марина Ивановна
Бирюкова Мария Николаевна
Цель: повысить теоретические и практические умения у педагогов в опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности.
- Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность.
- Представить педагогам несколько форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Методы и приемы:
Репродуктивный, практический
Оборудование:
Пищевые красители, пищевая сода, лимонная кислота, мыльный раствор, посуда, для проведения опытов, бумажные цветы, сырые и варёные яйца, мандарины, свечка, молоко, ватные палочки.
Предварительная работа:
Подготовка оборудования, обработка специальной литературы по данной теме.
I часть
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.
Главные достоинства метода экспериментирования в детском саду:
- Реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.
- Обогащение памяти, активизируются мыслительные процессы.
- Развивается речь.
- Накопление фонда умственных приемов и операций.
- Самостоятельность, целеполагание.
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность.
Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
Дети учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы.
Основная задача педагога поддержать и развить в ребенке интерес к экспериментированию, создавать необходимые для этого условия.
Эксперименты классифицируются по разным принципам:
- По характеру объектов, используемых в эксперименте: растения, живые объекты, неживая природа.
- По месту проведения: группа, участок, в природе.
- По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
- По причине проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
- По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические и систематические.
- По продолжительности: кратковременные (5 – 15 минут) и длительные (свыше 15 минут).
- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные или циклические.
- По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные, итоговые.
- По характеру мыслительных операций: констатирующие, сравнительные, обобщающие.
- По характеру познавательной активности детей: иллюстративные, поисковые, решение экспериментальных задач.
- По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные, индивидуальные.
Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством воспитателя, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в развивающую предметно-пространственную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.
В связи с этим эксперимент должен отвечать следующим условиям.
- Максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними.
- Безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов.
- Показ только существенных сторон явления или процесса.
- Отчетливая видимость изучаемого явления.
- Возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
Последовательность детского экспериментирования.
- Проблемная ситуация.
- Целеполагание.
- Выдвижение гипотез.
- Проверка предположения.
- Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
- Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулирование выводов (как получилось).
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
- Как я это делаю?
- Почему я это делаю именно так, а не иначе?
- Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
- о материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон);
- о природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день — ночь, месяц, сезон, год);
- об агрегатных состояниях воды (вода – основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.);
- о мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений – цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений);
- о предметном мире (родовые и видовые признаки – транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.);
- о геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме того, дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий – тяжёлый), а также фразеологизмами ( «лошадь в яблоках»).
II Практическая часть.
А теперь я хочу пригласить вас в сказку. Сказка называется, а как она называется вы должны отгадать:
Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг — только грязь и зола.
А звали красавицу … (Золушка.)
Правильно, это сказка Ш. Перро «Золушка».
В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправились на королевский бал, оставив Золушку дома, но чтобы она не сидела без работы, приготовили для нее много заданий. Мачеха приказала приготовить вкусный завтрак, для него Золушке нужны сырые яйца (Золушка берет корзинку с яйцам, но что это?) Сестры перемешали сырые и вареные яйца вместе. Я думаю, мы поможем Золушке?
Опыт № 1. «Сырые, вареные яйца».
Материалы: 2 яйца (сырое и вареное)
Ход опыта: определить какое из двух яиц вареное, а какое – сырое. В вареном яйце центр тяжести постоянный, поэтому оно и крутится. А у сырого яйца внутри жидкая масса, и центр тяжести все время смещается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутится с трудом.
Золушка хотела помыть мандарины к завтраку
Опыт № 2. «Мандарины и вода».
Материалы: мандарин с кожурой, мандарин без кожуры, таз с водой.
Ход опыта: один мандарин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если постараться, утопить его не получится. Очистим второй мандарин и положим его в воду. Мандарин утонул, а второй плавает! В мандариновой кожуре есть пузырьки воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Золушка приготовила завтрак, но не смогла потушить свечу на кухне.
Опыт № 3. «Свечка в банке»
Материалы: зажженная свечка, баночка.
Ход опыта: как можно погасить свечу, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая её? Зажигаем свечу, накрываем её банкой, наблюдаем до тех пор, пока свеча не погаснет. Вывод: для горения нужен кислород. Когда доступ кислорода к огню затруднён, огонь гаснет.
Золушка пошла за водой на речку и увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 4. «Пузырьки»
Материалы: Стакан с газированной водой, виноградинка
Ход опыта: Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
А когда Золушка пришла с речки то увидела, что любимые цветы мачехи засохли. Их надо срочно спасать.
Опыт № 5. «Засохшие цветы»
Материалы: бумажные цветы, таз с водой
Ход опыта: бумажные цветы (полоски бумаги, скрепленные степлером, лепестки закручены во внутрь цветка) выкладываются в тарелку с водой. Объяснить: Бумага производится из целлюлозы, которая составляет основу растений. Бумага вбирает в себя воду и расширяется, поэтому лепестки "раскрываются"
Золушка услышала громкие звуки и поняла, что был королевский салют. Ей очень хотелось увидеть салют, но дворец был далеко, и она могла слышать только выстрелы салюта. И тогда она решила устроить у себя маленький разноцветный салют.
Опыт № 6. «Салют»
Материалы: Цветной раствор мыла, сода, лимонная кислота
Ход опыта: в цветной раствор мыла, соды добавляем катализатор – лимонную кислоту, получаем пенный салют. Объяснение: Когда сода смешивается с лимонной кислотой, появляются пузырьки, происходит химическая реакция.
Золушке так понравился салют и она решила нарисовать его.
Опыт № 7. «Цветные узоры на молоке»
Материалы: Молоко, пищевые красители, ватная палочка, мыльный раствор
Ход опыта: молоко разлить по тарелкам, добавить краску, затем обмакнуть палочку в мыльный раствор и опустить в молоко, краски начнут двигаться. Объяснение: молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители
Вывод: Опытно — экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Как говорил А.С. Пушкин: «И опыт – сын ошибок трудных, и гений парадоксов друг», а Ральф У. Эмерсон сказал
«Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам».
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Удачи в ваших экспериментах!
Используемая литература:
Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2005. -192 с.
Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.
Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 80 с.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под общ. ред. Прохоровой Л. Н. — М.: АРКТИ, 64 с.
|