Зыкова Елена Николаевна, воспитатель 1 квалификационной категории МБ ДОУ Д/С «Чебурашка», г. Ленск, РС (Якутия).
Статья раскрывает теоретические и практические основы активизации познавательных способностей дошкольников в процессе детского экспериментирования. Актуальность исследования состоит в том, что экспериментирование является средством обучения, которое позволяет ребенку формировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей и закономерностей окружающего мира.
В статье отражены педагогические условия развития познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования: систематизация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников; формирование интереса детей дошкольного возраста к образовательной деятельности, содержащей опыты, эксперименты, исследования; создание безопасной развивающей предметно-пространственной среды. В статье рассмотрены методические рекомендации для эффективной реализации детского экспериментирования.
Ключевые слова: детское экспериментирование, познавательные способности, дошкольники, педагогические условия развития познавательных способностей, методические рекомендации.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».
Постоянно увеличивающийся поток информации требует особого внимания к развитию мыслительных способностей дошкольников на основе любознательности, интереса в познавательной деятельности. Познавательное развитие дошкольников, согласно ФГОС ДО, предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т.д.
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования в период дошкольного детства.
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. В этой точке смыкаются современные педагогические взгляды и классические идеи. Свободная работа в развивающей среде – это возможность для ребенка осуществить самостоятельный поиск, возможность запустить в действие внутреннюю программу саморазвития. Таким образом, детей необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
В ходе изучения этой темы я выделила различные подходы к определению понятия «детское экспериментирование». Анализ литературы показал, что данное явление не рассматривается однозначно, существуют различные трактовки понятия «детское экспериментирование». А.И. Савенков рассматривает опытно-экспериментальную деятельность как целостное образование личности в совокупности процессов: интеллектуальных, эмоциональных, волевых, творческих [4]. По мнению Н. Н. Поддьякова, «детское экспериментирование» развивает новую сторону мыслительной деятельности – «умение оперировать неясными знаниями» [3]. В детском экспериментировании наиболее проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков схем и т.д. (продуктивная форма экспериментирования)». Анализ литературы позволил выявить основные функции детского экспериментирования:
Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
Развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Эффективность развития познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования определяется совокупностью следующих педагогических условий:
- систематизация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников;
- формирование интереса детей дошкольного возраста к образовательной деятельности, содержащей опыты, эксперименты, исследования;
- создание безопасной развивающей предметно-пространственной среды соответствующей направленности.
Познавательная мотивация и исследовательская активность ребенка выражаются в высокой избирательности ребенка по отношению к исследуемому новому, что составляет основу развития его познавательных способностей. Главная цель исследовательского поведения в любом виде деятельности дошкольников (игра, общение, труд и т.д.) – это формирование у ребенка способности творчески осваивать окружающий мир. Современные исследователи рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста для развития познавательных и исследовательских способностей. Важным проявлением познавательного интереса являются вопросы детей, выступающие движущими силами процесса понимания. В связи с этим, следует подчеркнуть значимость обоснованной и правильной постановки вопросов педагогом, направляющей мысль ребенка на самостоятельный поиск ответов. Создание в дошкольном учреждении развивающей предметно-пространственной среды развития и саморазвития ребенка способствует самостоятельному приобретению опыта. Материал дидактических игр должен позволять ставить постепенно все более усложняющиеся и самостоятельно решаемые задачи в процессе экспериментальной деятельности. Для этого он должен быть достаточно простым, гибким, (по желанию ребенка быть усложняемым и упрощенным).
Для изучения уровня развития познавательных способностей у старших дошкольников я провела исследование на базе старшей группы МБДОУ «Чебурашка» г. Ленска РС (Якутия). В эксперименте приняли участие 28 детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методики: методика «Древо желаний»; методика «Связь событий». У детей преобладает средний (67%) уровень развития познавательных способностей. 15% дошкольников показали низкий уровень развития познавательных способностей, 18% дошкольников показали высокий уровень познавательных способностей. Для того чтобы развивать познавательные способности, мной была разработана программа экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста. Содержание детского экспериментирования разработано на основе педагогических условий развития познавательных способностей детей дошкольного возраста. Основное содержание организации детского экспериментирования предполагает: расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира; уточнение свойств и признаков объектов и предметов; расширение и уточнение взаимосвязи и взаимозависимости одних объектов и явлений от других. В содержании работы представлено детское экспериментирование на выявление свойств воздуха; выявление свойств воды; выявление свойств снега и льда; выявление свойств песка и глины; знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений. Планирование построено с учетом тематических недель ДОУ. Для проверки эффективности детского экспериментирования, для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста была проведена повторная диагностика детей. Результаты контрольного эксперимента показали, что уровень развития познавательных способностей детей стал выше, чем на начало эксперимента. Количество детей с высоким уровнем развития познавательных способностей повысилось с 18 до 54%, количество детей с средним уровнем развития познавательных способностей понизилось с 67 до 40%. Детей с низким уровнем развития познавательных способностей на конец эксперимента выявлено 6%. Для эффективной реализации детского экспериментирования для развития познавательных способностей детей были разработаны методические рекомендации:
- Для экспериментирования необходимо выделять время в непосредственно образовательной деятельности, в режимных процессах, самостоятельной деятельности.
- Отношения с детьми необходимо выстраивать на основе партнерства.
- Организация детского экспериментирования с детьми дошкольного возраста требует особого материально-технического обеспечения. В группе может быть организована лаборатория, которая будет оснащена оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности.
Для родителей создана мини-библиотека по исследовательской деятельности. Собрана картотека для проведения занимательных опытов с детьми в домашних условиях. Проведено анкетирование «Организация экспериментальной деятельности в ДОУ» — по результатам видно, что родители заинтересованы в развитии познавательного интереса детей и нуждаются в необходимости использования знаний об исследовательской деятельности не только в детском саду, но и дома. В родительском уголке представлены рекомендации, консультации, советы по организации интересных опытов в домашних условиях, папки-передвижки по данному вопросу. Таким образом, реализация задач по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством детского экспериментирования в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Список литературы:
- Паршукова Н.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова// Дошкольная педагогика. – 2011. – № 1. – с. 25-31.
- Дыбина О. В. / Ребенок и окружающий мир// Мозаика синтез 2010.
- Поддьяков Н.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под ред. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий. – 2006. – с. 51-58.
- Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А.И. Савенков // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 4. – с. 10-15.
|