Автор — Баранова Екатерина Михайловна
Цель занятия: Формирование основ экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие» -Расширять знания о внешнем виде и повадках совы.
Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи ОО в интеграции:
«Художественно-эстетическое развитие»: — развивать творческие способности в процессе собственной изобразительной деятельности путем использования нового способа передачи изображения (тычок жёсткой полусухой кистью).
«Физическое развитие» — способствовать развитию координации движений в подвижной игре, приобретение опыта в двигательной деятельности при выполнении физкультминутки.
«Речевое развитие» — развивать речь детей, обогащать словарный запас.
«Социально-коммуникативное развитие» — формировать бережное отношение к представителям животного мира.
Методы и приемы: В работе по изобразительной деятельности используются следующие методы и приемы: наглядный метод, словесный метод, игровой метод, метод создания ситуации творческого поиска.
Технологические приемы, используемые в работе – гуашевые краски.
Материалы и оборудование: альбомные листы по количеству детей с нарисованным контуром совы, жёсткая кисть для клея «Щетина» №8, гуашевые краски, подставки для кисточек, маска совы, фонограммы с голосами лесных животных, магнитофон, иллюстрация с изображением совы.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и картин совы из серии «Птицы» загадки и стихи о сове.
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Читаю детям стихотворение «Ушастая сова» К. Шилова
Днём в ветвях сосны косматой, Возле самого ствола, Точно столбик сучковатый, Дремлет чуткая сова.
На оранжевых глазищах Веки серые сомкнет, «Ушки» длинные встопорщит, Терпеливо ночи ждёт.
- Ребята, а кто знает, сова это какая птица? А где живут совы? А чем питаются совы, вы знаете? (Ответы детей).
- Ребята, а хотите побывать в волшебном лесу в гостях у совы? (Дети отвечают). Тогда закройте глаза, и мы сейчас попадем в лес. (Дети закрывают глаза ладонями, звучит музыка, в группе меняется декорация: появляются деревья). Посмотрите, мы перенеслись в волшебный лес, где живет сова.
2. Прогулка по лесу.
- Ребята, сейчас мы прогуляемся по лесу. А чтобы узнать, кто еще живет в лесу, вам нужно будет отгадать животных по их голосам.
Игра «Узнай животное по голосу». (Включаем фонограммы.) А вот и наша сова.
3. Показать иллюстрацию с изображением совы.
Какая таинственная и необычная птица — сова... Загадочно, не мигая, смотрит она на мир большими круглыми глазами. Глаза у птицы ярко — оранжевого цвета. Кажется, что они светятся в темноте...
У совы – большая голова, которой она может вертеть во все стороны, почти нет шеи, вернее, её не видно из-за пышного оперения, которое спасает сову от зимних холодов. Зачем сове такие глаза? А вот зачем. Ночью сова не спит, она охотится, ищет себе добычу. А днём сидит на ветке дерева, в дупле или в другом укромном местечке — отдыхает. Видит ли сова днём? Видит, и не хуже, чем ночью.
У самой большой совы — филина на голове видны "ушки" — пучки перьев. Но это не настоящие уши. Уши у сов спрятаны под перьями головы, они большие и окружены кожаными складками. Увидев сову на ветке, другие птицы волнуются, щебечут. И начинают виться вокруг неё, норовя побольнее клюнуть. Это потому, что совы — хищницы. Совы очень редко сами строят гнёзда. Обычно они занимают чужое жильё или ищут походящее дупло. А иногда просто вытаптывают ямку в земле — и гнездо готово. А семьи у сов крепкие, на всю жизнь. На свет совята появляются слепыми и глухими, они покрыты мягким пушком. Интересно проходит кормление малыша: сова сначала коснётся едой головы птенца, потом уголков его клюва, и уж тогда совёнок открывает рот и глотает угощение. В гнезде совята сидят, плотно прижавшись друг к дружке. Подрастут, тогда станут вылетать из гнезда или дупла. Их часто можно увидеть сидящих рядышком на ветке.
Наступила ночь. Сова низко летит над травой, кустами. Оперение у неё мягкое, пушистое и устроено так, что сова летит почти бесшумно. Но сама слышит всё: где в траве зашуршала мышка, в какую сторону пробежал жучок, куда прыгнул лягушонок. Закругленные крылья и широкий короткий хвост помогают ей бесшумно летать. Сова уже знает, где искать добычу. Упадёт сверху, схватит сильными пальцами с острыми когтями и унесёт.
Ребята, а давайте поиграем?
4. Подвижная игра «День и ночь».
Ты Маша, будешь совой, надевай маску и садись на корточки на веточку. А мы все будем мышками. Когда наступает «День», сова спит, а мы, мышки, веселимся и бегаем, но как только звучит команда «Ночь», все мышки замирают на месте, и не шевелятся. Сова вылетает на охоту, и если заметит, что вы двигаетесь, унесет вас с собой. Готовы? Раз, два, три, игру начни! (Играем несколько раз, по желанию детей.)
- Скучно и одиноко сове в лесу одной. А давайте нарисуем для нее друзей, других сов? Кто будет мне помогать?
5. Рассматривание образца: «Сова».
– Ребята, посмотрите, какая сова красивая. Что у нее есть? (Дети называют.) (Называем голову, туловище, крылья, лапы, хвост). У нее круглая голова, глаза большие, клюв короткий изогнутый. Оперение очень редкое и мягкое; отдельные перья тела — большие, закруглённые на концах; Крылья относительно крупные, Окраска оперения у сов, как правило, "защитная", то есть оно сливается с окружающей средой, помогая птице оставаться незамеченной во время дневного отдыха. Перья лесных сов обычно коричневатые, при этом у видов, обитающих в хвойных лесах, отмечается сероватый оттенок
6. Показ приемов рисования.
- Каким цветом мы будем рисовать сову? Правильно, рисовать ее будем коричневой гуашью.
Воспитатель раздаёт детям листы с нарисованным контуром совы и жёсткие кисти.
- Ребята, обратите внимание, какой кисточкой мы будем рисовать.
- Да жёсткой. И рисовать мы будем сухой кистью, без использования воды. Кисть мы сразу будем окунать в краску, излишки краски уберём, вытерев кисточку об край баночки, и будем наносить тычки на рисунке так, чтобы заполнить весь контур, а кисточку будем держать вертикально вверх. Тогда наша сова получится пушистой.
Воспитатель помогает, объясняет, показывает индивидуально каждому ребёнку этапы выполнения работы.
7. Пальчиковая гимнастика: «Совушка-сова»
Большая голова (руки положить на голову, покачать головой из стороны в сторону)
На суку сидела, головой вертела (не убирая рук с головы, покрутить ею из стороны в сторону)
В траву свалилась, (уронить руки на колени)
В яму провалилась (убрать руки с колен и уронить их в «яму»)
8. Анализ работ. Рассматривание работ детей. Обратить внимание на наиболее яркие работы. Похвалить детей.
9. Возвращение в группу.
- Ребята, наше путешествие подошло к концу нам пора возвращаться из сказочного леса обратно в группу!
- Ребята, закрывайте глаза… (звучит музыка, дети закрывают глаза и дети снова оказываются в группе).
- Ну что, ребята, все справились? У всех получились совы?
- Молодцы! Теперь вы знаете, что можно рисовать жёсткой кистью и без воды, делая тычки на рисунке.
Давайте посмотрим, у кого какие совы получились (Показываю рисунки, оценка работ).
Ребята, давайте еще раз вспомним:
Где живут совы? Чем они питаются? Как выглядят?
Молодцы, теперь вы все знаете об этой интересной птице! Ребята, а что вам больше всего понравилось и запомнилось? (Ответы детей).
|