Клемина Светлана Николаевна воспитатель МДОУ детский сад №37 «Колобок» ОО «Речевое развитие»
Цель: Учить детей рассказывать сказку «У страха глаза велики»
Программное содержание:
- Учить детей рассказывать сказку последовательно, без пропусков и повторений с опорой на наглядность – мнемотаблицу, цветные модели;
- Продолжать знакомить на основе мнемотаблицы с характерными осо-бенностями времен года – осени и зимы;
- Учить детей объяснять значение слов;
- Упражнять в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательные и увеличительные), в подборе синонимов и антонимов;
- Учить замечать смысловые несоответствия;
- Развивать у детей познавательные психические процессы: памяти (раз-ные виды), внимание и мышление;
- Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Развивающая среда: волшебная книга, мнемотаблица по сказке, карточки-схемы движений, цветные модели-карточки, ребус.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель – Решила я прочитать сказку, взяла книжку, стала читать, а прочитать до конца не могу, книжка со сказкой оказалось волшебной. Прочитать её может тот, кто выполнит все задания, которые приготовила сказка. Ребята, поможете выполнить задания?
Дети – да!
Задание 1 «Мнемодорожка по временам года»
Воспитатель – Волшебная книга спрашивает, какое сейчас время года?
Дети – зима
Воспитатель – На какой из схем-таблиц зашифрована зима? А вы любите зиму? Во что вы любите играть зимой?
Дети – Кататься на санках, коньках, лыжах, играть со снежками и т.д.
Воспитатель – Волшебная книга подсказывает нам какое время года описано в сказке.
Дети — осень
Воспитатель – Занимайте скорей места, начнем читать сказку. Посмотрите какие красивые иллюстрации у этой сказки. А называется она «У страха глаза велики». Слушайте внимательно, сказка начинается: «Жили-были».
Воспитатель читает I часть сказки.
Воспитатель – Ребята, какая интересная сказка. Хотите узнать, что случилось дальше? Тогда надо выполнить задания, которое приготовила эта волшебная сказка.
Задание II «Вспомни сказку по коллажу».
Воспитатель – Вспомните, где жили герои сказки? Как названы в сказке ба-бушка, внучка, курочка и мышка? Какие у них были ведра? Где брали герои сказки воду?
(ответы детей)
Воспитатель – Молодцы, все запомнили и рассказали. Продолжим читать сказку. На чём мы остановились…
Воспитатель читает II часть сказки.
Воспитатель – Ребята, сказка – интересная? Хотите узнать, что случилось дальше? Тогда надо выполнить задание, которое нам приготовила сказка.
Задание III «Вспомни сказку по коллажу».
Воспитатель – Как носили воду наши герои? В каком порядке шли герои домой с водой? Где был зайка? О чём он думал? Куда упало яблоко?
(ответы детей)
Воспитатель – Молодцы, ребята, хорошо запомнили сказку, всё правильно рассказали. А сказка просит нас, чтобы мы отгадали все движения, нарисованные на этих карточках. Готовы?
Физминутка по схемам.
Воспитатель – Ребята, нас сказка зовёт. Жалко зайчишку, которому яблоко упало в лоб. Что же там было дальше с нашими героями?
Воспитатель читает III часть сказки.
Задание IV «Вспомни сказку по коллажу».
Воспитатель – Ребята, вспомните по карточкам-схемам, кого испугались ге-рои сказки и кого можно бояться в лесу, от страха всякое может показаться.
Задание V «Угадай по модели, кого кто испугался».
Воспитатель – Выложите «модели», кто кого испугался в сказке. Коричневый квадратик – это медведь, серый – это волк, оранжевый – это лиса, белый – это кошка, красный – это охотник.
Кого испугалась бабушка?
Дети – медведя
Воспитатель – Кого испугалась внучка?
Дети – волка
Воспитатель – Кого испугалась курочка?
Дети – лисы
Воспитатель – Кого испугалась мышка?
Дети – кота
Воспитатель – Кого испугался заяц?
Дети – охотников
Воспитатель – Да, действительно, у страха глаза велики. Как вы поняли на-звание сказки — «У страха глаза велики»?
Дети – Когда пугаешься, то опасность преувеличивается.
(Повторное чтение сказки)
Пересказ сказки по карточкам (Живая цепочка)
Воспитатель – В сказке говориться, что наши водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими друг другу по смыслу, можно о них сказать? Какими они были?
Дети – испуганные, трусливые, пугливые.
Воспитатель – Подберите к этим словам слова противоположные по смыслу.
Дети – смелые, храбрые, мужественные.
Воспитатель – Какими словами можно сказать о медведе ласково?
Дети – медведюшка, мишенька
Воспитатель – Как мы называли большого, сильного волка?
Дети – волчище
Воспитатель – А не очень большого, не сильного?
Дети – волчишка.
Воспитатель – Как назвать лису ласково?
Дети – лисичка, лисонька, лисичка-сестричка
Воспитатель – В сказке мышка сказала: «Котище-то какой усатый!» А как ласково сказать про кота?
Дети – котик, котенька
Воспитатель – Почему это произведение называется сказкой?
Дети – В сказке животные разговаривают, таково не бывает.
Воспитатель – В сказке говориться о том, чего в жизни не бывает.
Воспитатель – А вы умеете определить, что правда, а что вымысел?
Дети – да!
Воспитатель – Вот сейчас мы и посмотрим.
Теплая вода у нас, Виноград созрел сейчас. Конь рогатый на лугу. Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь, Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей Га-га-га – пел соловей.
Быстро дайте мне ответ
Это правда или нет?
(Дети говорят, какие несуразицы, нелепицы они заметили.)
Воспитатель – Все задания волшебной книги мы выполнили, сказку послушали, и за это она нам дарит нам что-то, только что не пойму.
(Дети отгадывают ребус)
Дети – это яблоко.
Воспитатель – Спасибо волшебной книге. До новых встреч.
|